Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».
статья по теме

Махмудова Эльвира Махмуд кызы

Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка. Какие задачи и приемы используюся при работе. А так же в статье затрагивается проблема заикания у дошкольников, что встречается не часто, но все же она существует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47  

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».

Музыкальный руководитель: Махмудова Э.М.

2019г.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования психологического и личностного развития ребенка. В этом возрасте дети начинают знакомится с собой, проявлять себя и взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому так важно обратить внимание на все составляющие гармоничного развития дошкольника. Одной из них является формирование и развитие певческого голоса.

Певческий голос тот же инструмент, которым может и должен пользоваться каждый. С помощью пения ребенок может проявлять себя и передавать любые эмоции, а значит пение способствует развитию целого комплекса способностей: эмоциональная отзывчивость, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, т.к восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, умение вообразить и воплотить музыкальные образы.

Пение не только доставляет удовольствие, но и укрепляет здоровье. Прежде чем запеть, необходимо научиться правильно дышать, следовательно занятия пением влияют на состояние сердечно-сосудистой системы. Развитие слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.

Основной целью развития певческих навыков является достижение непринужденного и выразительного пения. Для этого необходимо овладеть основными певческими навыками:

-певческая установка (при обучении детей пению необходимо придавать значение некоторым правилам: сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; не напрягать шею и корпус; держать голову прямо, не запрокидывать и не опускать; дыхание брать свободно, по жесту руководителя; петь естественным голосом, не форсировать звук; челюсть должна быть свободна).

-дыхание (на этапе обучения дети должны научиться брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, не поднимая плечи, удерживать дыхание до конца фразы, брать дыхание через рот и нос одновременно. Спокойный, но достаточно активный вдох, с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного, льющегося звука. Так же можно выполнять упражнения из дыхательной гимнастики.)

-звукообразование (при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и легким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата, а именно, нижней челюсти губ, мягкого нёба с маленьким язычком.

-дикция (дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата. Если у ребенка отсутствуют какие-либо дефекты произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной и вносить дополнительное мышечное напряжение. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

-чистота вокальной интонации (Для точного воспроизведения мелодии необходимо дать понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации — неумение пользоваться средним и верхним регистром. Необходимо подбирать материал с удобной для детей тональностью и систематично выполнять упражнения на звукообразование. Это могут быть различные прибаутки или распевки с простыми нисходящими или статичными мелодиями. Чтобы дети легко определяли направления мелодии необходимо использовать моделирование, а именно показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).

-ансамбль (целостное, слитное звучание. В пении хором необходимо приучить детей слушать не только себя, но и друг друга, следить чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном окончании фраз. Так же следует стремиться к выразительности пения, обращать внимания на смысловые акценты, на качество звуковедения. Мы даем понятия пения «цепочкой», «нанизываем бусинки на ниточку» и т.д).

Для того чтобы достичь этой цели необходимо следовать определенным задачам:

- Воспитывать любовь и интерес к пению, создавая атмосферу, которая бы побуждала детей к свободе самовыражения.

- Развивать исполнительские навыки, способность к эмоциональному выразительному исполнению.

- Расширять певческий опыт и вокальный репертуар.

- Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Процесс разучивания песни имеет два этапа:

1 этап — ознакомление с музыкальным произведением.

2 этап — непосредственно разучивание песни.

При разучивании песни используются следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, ставить акценты, паузы, как воспроизвести нужную интонацию и т.д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога, т.к дети учатся копируя взрослых.

В работе над развитием певческих навыков я всегда стараюсь помнить о том, что в первую очередь занятие пением должно приносить детям радость, удовольствие, поэтому на мой взгляд первым делом необходимо тщательно подходить к выбору репертуара. Материал должен быть доступным, интересным, важно подбирать произведения наиболее подходящие темпераменту каждой группы. Так же я предоставляю детям материал на выбор, тем самым заинтересовывая и активизируя их интерес к процессу обучения. Конечно нельзя забывать о том, что все чаще мы сталкиваемся с проблемой нарушения речи. И тут важно подходить к выбору репертуара более внимательно, работая совместно со специалистами (воспитатель, логопед).

Так же в своей практике я столкнулась с очень важной проблемой для некоторых дошкольников и их родителей, с проблемой заикания.

Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е в момент становление речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Проявление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить правильному дыханию, свободно говорить и общаться. Так же мы говорили о том, что навык правильного дыхания важно и при обучении пению.

Пение испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а так же заикания. Поэтому, научившись пению человек получает эффективное средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающегося, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, т.е заикание исчезает.

При выборе песен для разучивания необходимо следовать таким характеристикам:

-Доступное содержание и несложный текст;

-наличие сильной доли в начале музыкальных фраз;

-незамысловатая мелодия (поступенное движение вверх или вниз, небольшие интервальные скачки);

-фразы не должны быть длинными;

-темп медленный, умеренный;

Я считаю, что пение если не устраняет заикание полностью, то положительно влияет на динамику решения этой проблемы. И в  непринужденной атмосфере, занимаясь музыкой мы можем добиться хороших результатов. Музыка действительно способна лечить, приносить радость. А одной из основных целей нашей работы, является приносить детям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Видуцкая Анжелика Анатольевна

В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

Мастер – класс на тему «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.Задачи: пробудить интерес к певческой деятельн...

Статья на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...

Роль воспитателя в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

В консультации раскрыты некоторые стороны связи музыканта и воспитателя....

Статья на тему : Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Статья поможет музыкальным руководителям решить проблемы постановки певческого  навыка (голоса) у ребенка-дошкольника. В игровой форме, через различные виды детской музыкально...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста необходимо отводить существенную роль. Регулярная практика и разнообразные методики помогут детям улучшить свои графические умения и развить...