Конспект НОД "В поисках пропавших книжек"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Светлова Светлана Владимировна

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы детской деятельности в средней группе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_propavshih_knizhek.docx141.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы детской деятельности в средней группе

В поисках пропавших книжек

Воспитатель: Светлова С.В.

Санкт – Петербург 2022

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

Задачи:

-  создать условия для закрепления знаний детей о русских народных сказках;

- формировать умение узнавать знакомые сказки по иллюстрациям, предметам из них,

-формировать умение работать в коллективе,

- развивать связную речь, правильно согласовывать слова в предложении, использовать союз чтобы,

- ввести в активный словарь детей слова: изба, домовой.

- развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук,

- воспитывать интерес к русским народным сказкам

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок о сказках.

Материал и оборудование: «Чудесный мешочек», игрушка - Домовёнок, разрезные картинки с сюжетами из сказок, воротики для прохода  детей, распечатки – лабиринты – задания, предметы из сказок.

Ход занятия

Приветствие:

Мы все за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Справа друг и слева друг

Улыбнемся всем вокруг.

Воспитатель: ребята вы ничего не замечаете,

Дети: наши  книжки  пропали .

Воспитатель: как же так, что могло случиться? (предположение детей)

Кто же это мог сделать?

Вы никого не замечаете постороннего ?

Находим Домовенка.

Ребята, а кто это такой?

Это домовенок Тиша пришел к нам в гости. 

 Воспитатель: Тиша, здравствуй!

Тиша: Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые!

Воспитатель: Вы знаете, кто такой Домовой?

(ответы предположения детей)

Воспитатель: Ребята, домовой – это домашний дух. В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, Запечник, Дедушка, но всегда с почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.

Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает вещи с места на место. Тогда Домового надо угостить чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видим, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок. Правильно я говорю, Тиша?

Тиша: Да, да. Я со всем согласен. А еще я очень всегда рад гостям и слышал, что вы говорили о  книгах,  которые пропали, я  немного заскучал, вот и пошалил, тем более что книжки ваши лежали в очень большом беспорядке. Выполните мои задания и тогда все книжки вернутся .

Ну, что, выполним задания, пойдем на поиски книжек?

Вот чудесные врата,

чтобы через них пройти,

угадайте как ребятки,

вы мои стихи-загадки.

1. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула, и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три Медведя.

2.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом?

Отвечайте без оглядки,

Кто герои этой сказки?

Дети : «Волк и 7 козлят»

3. У Аленушки – сестрицы,

Унесли братишку птицы,

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Дети :Гуси лебеди»

4. Круглолиц, без рук, без ног,

Кто же это ….?

Дети: – «Колобок»

5. Что разбили мышка,

Серая малышка?

Дети :«Яичко». «сказка «Курочка ряба»

Молодцы, воротики открываются, детки, на поиски книжек отправляются.

Есть у меня мешочек волшебный с загадками. В нем лежат предметы из разных сказок, попробуйте отгадать из какой. Вот только не припомню, куда же я его подевал-то? Помогите, детишки, мне его найти. (ищут мешок)

 (Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?»)

Яйцо – «Курочка Ряба» (Яичко не золотое, а простое)

Скалка – «Лисичка со скалочкой» (Как начинается сказка)

Пирожок – «Маша и медведь» (Какие слова говорила Маша медведю из короба)

Репка – «Репка» (Какие слова часто повторяются в сказке)

Желтый шар – «Колобок» (Какую песенку пел колобок, когда катился по дорожке)

Корзинка –«Маша и Медведь»«Красная шапочка».

Бобовое зёрнышко- «Петушок и бобовое зёрнышко»(Что просила курочка у хозяйки)

Рукавичка – «Рукавичка» (Чем стала рукавичка для зверей)

Рыба - «Лисичка сестричка и серый Волк» (Какие слова говорил Волк, когда ловил хвостом рыбу)

Снежок - «Девочка- Снегурочка» (Как называл Снегурочку ласково старик, когда пел ей колыбельную)

Воспитатель: Молодцы ребята, все сказки узнали! Тиша очень рад.

Вот вам первая книжка.

А что ещё Домовенок приготовил для нас?

Смотрите,  герои сказок, но, Домовенок, забыл, в какой сказке живёт каждый из них.

Воспитатель, но, у нас ребята знают и любят сказки, они помогут Домовенку разобраться.

Воспитатель с детьми смотрит на интерактивную доску, где появляются иллюстрации со сказочными героями.

Игра "Угадай сказочного героя " (цель: назвать персонажа сказки; названия сказок, в которых встречается данный герой).

1. Колобок - сказка "Колобок"

2. Лисичка - "Теремок", "Колобок", "Лиса и Журавль", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т. д.

4. Петушок - "Заюшкина избушка", "Кот, дрозд и петух",

5. Волк- "Волк и семеро козлят", "Три поросенка","Соломенный бычок",

6. Заяц-"Теремок", "Рукавичка" и т. д.

7. Кот- Кот, дрозд и петух", «Кот и Лиса» и т. д.

Воспитатель:  Вот, Тиша, мы и разобрали твои сказки.

Вот вам еще одна книжка.

А давайте покажем как мы играть умеем.

Игра “ Бабушка Маланья».

(Дети вместе со взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).

У Маланьи, у старушки, (Дети движутся по кругу, держась за руки.)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей, (Закрывают руками брови.)

Вот с такими ушами, (Показывают «большие» уши.)

Вот с такими носами, (Показывают «большой» нос.)

Вот с такими усами, (Показывают усы.)

С такой головой. (Показывают «большую» голову.)

С такой бородой, (Показывают «длинную» бороду.)

Ничего не ели, (Присаживаются на корточки.)

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так. (Повторяют за ведущим любое смешное движение.)

И ловила нас. (Догоняет)

(Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать).

Хорошо мы поиграли, но нам надо дальше книжки собирать.

Вот следующее задание от Домовенка

Домовенок приготовил для нас несколько вопросов, на которые нам надо обязательно ответить.

Слушайте вопросы

Дидактическая игра «Подскажи слово»

Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.

— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)

— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)

— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)

— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)

— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)

Молодцы.

Дидактическая игра  «Разрезные картинки»

Смотрите, ребята, а тут все картинки  перепутались. Помогите собрать и скажите как называется сказка.

Дети собирают картинки

Молодцы. Вот вам еще две книжки

И последнее задание от Домовенка «Лабиринт»

Помогите Аленушке и братцу Иванушке найти путь дорожку к дому. Найди закономерность и продолжи ряд.

C:\Users\Светлана\Desktop\работа 2021-22\метод материалы к занятиям\конспекты для открытого занятия\c2a2398c7f29a519327ae1396ac67855.jpg

Молодцы, справились с заданиями.  

Вот еще книга

Рефлексия

Воспитатель. Ну что же, ребята, а нам пора отправляться в группу, мы все книжки собрали.

Проходим через воротики.

С кем мы сегодня познакомились? Кто это такой?

Какие испытания для нас приготовил Домовенок? Что было у него в мешочке?

А я вам и Домовенку приготовила угощение, помните я вам сказала, что домовые любят вкусненькое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшей группы "В поисках пропавших зверей"

Конспект развлечения по английскому языку, посвященное Дню Св. Валентина. Можно привлекать детей как старшей группы, так и подготовительной в зависимости от обьема знаний детей....

Конспект познавательного занятия «На поиски пропавшего клада»

Данный конспект будет полезен для воспитателей старших групп....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе "В поисках пропавшей куклы"

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней  группе "В поисках пропавшей куклы"...

Конспект открытого занятия «В поисках пропавшего солнышка»

создание доброжелательной атмосферы, создание у детей радостного настроения, положительного отношения к детскому саду....

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «В поисках пропавших игрушек»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы "В поисках пропавших игрушек"...

Конспект НОД "Поиски пропавших игрушек"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Поиски пропавших игрушек". Для детей подготовительной группы...

Конспект занятия " Поиски пропавшей семьи"

Мама с папой - моя родняНет роднее родни у меняИ сестренка родня и братишка,И щенок лопоухий Тишка.Я родных своих очень люблюСкоро всем подарки куплю.Папе будет моторная лодка,Маме в кухню – вол...