Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой. Чтение рассказа В. Бородина "Первый в космосе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сагитова Ольга Владимировна

Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pervyy_v_kosmose.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект открытой образовательной деятельности

 в старшей группе на тему

«Первый в космосе»

                

                                                       Выполнила:

                                                       воспитатель   Сагитова Ольга Владимировна

Челябинск 2022

Конспект образовательной деятельности по развитию речи при ознакомлении детей с художественной литературой.

Тема: «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»

«Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе».

Цель:

Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах.

Задачи:

Развивать навыки диалогической речи - самостоятельные ответы на вопросы, логическое мышление. Активизировать и обогащать словарь по лексической теме.

Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.

Воспитательные задачи:

Закрепить знания детей о космосе, космонавтах; пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.

 Воспитывать любовь к своей родине, к своей  планете.

Приоритетная форма: Речевое развитие, познавательное развитие

Методы и приемы:

словесный – рассказ, беседа, вопросы

 наглядный – фотографии по теме

игровой  - имитация действий и движений

Предварительная работа: Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!», отгадывание загадок о космосе, рассматривание иллюстраций о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе, рассматривание энциклопедической литературы, рассматривание иллюстраций  с космонавтами.

Демонстрационный материал: фотографии космического корабля, Ю. А. Гагарина, планет, солнца, звёзд, космодром, иллюстрации с изображением людей на Красной площади после первого полета.

НОД

1. Организационный момент (дети образовывают круг)

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Все мы дружные ребята          - подают руки друг другу

Мы ребята-дошколята.            - качают руками взад-вперед

Знаем мы, что есть примета,   - указательным пальцем к виску

Всем с утра дарить  приветы.  - воздушный поцелуй

Солнцу красному – привет,    - руки вверх

Небу ясному – привет,            - руки вверх

Пусть всем будет хорошо,      - обнять себя

Будет радостно, светло!          - руки друг другу на пояс

Воспитатель просит детей присесть на стулья.

-А теперь отгадайте загадку:

В темном небе звезды светят,

Он один летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит (космонавт).

- Правильно, это космонавт.

2.Воспитатель показывает детям портрет Ю. А. Гагарина.

-А вы знаете, кто был первым космонавтом? (ответы детей) Расскажите, что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине.

Затем воспитатель обобщает ответы детей: « Юрий Алексеевич был первым человеком, полетевший в космос. Он поднялся высоко – высоко над Землей на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. С тех пор  в этот день наша страна отмечает «День космонавтики» Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в разработке и создании космических ракет.

- Ребята, послушайте стихотворение В Степанова «Юрий Гагарин»:

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей)

-Быть космонавтом не только почетно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым. Эти качества Юрий Алексеевич воспитывал у себя с детства.

Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек.

Физкультминутка.

Раз- два, стоит ракета. (Дети поднимают руки вверх.)

Три - четыре, скоро взлёт. (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. ( Берутся руками за щёки, качают головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землёю (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. ( Поднимают руки вверх и машут).

-Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие-то неисправности. Поэтому, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. Во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки. Вот послушайте, что испытывал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель В. Бороздин в рассказе «Первый в космосе».

ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ

Ракета неслась всё дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.

Тело вдруг стало невероятно тяжёлым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полёта, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.

А с Земли по радио уже спрашивают: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И всё же Гагарин нашёл в себе силы: ведь недаром перед полётом он столько тренировался.

— У меня всё в порядке, всё в порядке, — передал он, — лечу нормально. Чувствую себя хорошо.

По-прежнему тысячью голосов ревел двигатель. Ракета дрожала от напряжения. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую указали ей учёные.

И вдруг стало тихо — это перестал работать двигатель. Но корабль по-прежнему мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало всё меньше.

Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась.

О некоторых вещах мы говорим, что они легки как пух. Пушинка и в самом деле очень лёгкая. Даже при слабом ветерке она может пролететь несколько километров. И всё же, в конце концов, упадёт на землю, потому что даже пушинка хоть немножко, совсем немножко, но весит. А вот в космическом корабле всё стало невесомым.

Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел — а карандаша на месте нет: он плывёт по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.

Ни есть, ни пить Гагарину ещё не хотелось, но надо было попробовать. Ведь еда в космосе также ничего не весит, и, как знать, сможет ли он её проглотить? А что, если в горле застрянет?! На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну, а тут?

Пища у Гагарина была специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста или вазелин, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородинный сок. Всё проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они чёрными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша поймал их — и в рот.

- Где находилась ракета с космонавтом?

- Как чувствовал себя космонавт, какие ощущения были у него?

- Что неожиданно почувствовал Гагарин?

- Как он убедился, что находится в невесомости?

- Что случилось с карандашом и блокнотом Ю. Гагарина?

- Что нужно было обязательно сделать первому космонавту?

- В чем находилась пища для космонавта?

- Как Юрий Гагарин ел в ракете?

- Что произошло, когда он пил смородиновый сок?

-Когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. А теперь проведем викторину.

Викторина на тему «Космос»

На какой планете мы живем?

Как называются люди на этой планете?

Как выглядит из космоса планета Земля?

Кто летает в космосе? (Космонавты, астронавты)

Где стартуют космические корабли? (С космодрома)

Что одевают, когда летят в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь)

Сколько весит космонавт в невесомости? (Ничего).

Кто был первым космонавтом Земли?

Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

Космос сейчас совсем не такой уж таинственный, каким он казался недавно. И мы, все люди планеты Земля, с огромным уважением и восхищением относимся к Юрию Гагарину, человеку, с которого всё это началось, который был первым. А быть первым всегда очень трудно, ребята! Вот почему именно его полёт в космос и отмечается нами, как замечательный праздник — День Космонавтики.

А теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок, посвященный космосу. В итоге проводится выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Чтение рассказа В.Драгунского "Друг детства".

Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" Почему детям надо прочитать рассказ В.Драгунского «Друг детства»? Потому что, этот рассказ прекра...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им произведения, продолжить знакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков»...