Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей средней группы по теме «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Формирование грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rr_v_sg_nasekomye_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей средней группы по теме «Насекомые»
Составитель: Улановская Ирина Александровна
Цель: формирование грамматического строя речи.
Задачи
Образовательные:
- согласовывать существительные с числительными в роде и числе;
- образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- подбирать к существительным слова-действия (глаголы);
- расширение словаря с помощью подбора прилагательных к существительным;
- образование существительных с увеличительными оттенками;
- определять количество слогов в словах;
- определять части тела насекомых;
- учить говорить по образцу (один-много-нет)
Развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- отрабатывать звукопроизношение с помощью чистоговорок.
Воспитательные: прививать бережное отношение к насекомым, любоваться и восхищаться маленькими созданиями.
Ход занятия
Звучит аудиозапись звуков природы. Воспитатель предлагает детям отправиться на лесную полянку. Кого мы можем тут встретить? Ребята, а есть такие жители в лесу. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? Посмотрите и назовите, кто это? Дети называют: бабочка, жук, пчела, муравей, муха, стрекоза, комар, кузнечик. Как назвать всех одним словом? (Насекомые).
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем в игру!
«Насекомые – великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
Сядем парами, один из вас называет насекомое, а другой превращает его в великана. Например: Не паук, а паучище! (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка).
Воспитатель:
- Ребята, к нам прилетел Пчеленок из волшебной страны «Лунтика», он прогулял урок и просит помочь выполнить домашнее задание.
Первое задание: нужно определить количество слогов в словах. Давайте прохлопаем в ладоши: КО-МАР, ЖУК, ПЧЕ-ЛА, СТРЕ-КО-ЗА, ГУ-СЕ-НИ-ЦА, О-СА, БА-БОЧ-КА, ШМЕЛЬ, МУ-РА-ВЕЙ.
Воспитатель:
- Какие вы умнички, помогли маленькому Пчеленку!
Следующее задание: расскажите, какие части тела есть у насекомых. (голова, туловище, лапки, усики, брюшко, спинка, крылья).
Воспитатель:
Ребята, сейчас Пчеленок расскажет вам, чем питаются насекомые!
Пчеленок:
- На каждое насекомое - свой корм.
Гусеницы поедают листья, жук-короед - древесину и кору деревьев, комары питаются соком растений и кровью животных, бабочки - цветочным нектаром и т. д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Пчеленок! Давай с нами вместе поиграем с паучком!
Физкультминутка «Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)
Воспитатель:
- Мы еще не все задания помогли выполнить Пчеленку, давайте поможем! Пчеленок показывает детям табличку-схему.
1 | IIIII |
«Один – много - нет». Скажи по образцу:
- Жук – жуки - нет жуков
Бабочка, стрекоза, муравей, пчела.
Пчеленок:
- Спасибо вам ребятки! Следующее задание:
Подобрать слова – действия (глаголы):
- Жук (Что делает?) (летает, кружится, жужжит)
- Бабочка (порхает, сидит, перелетает).
Пчеленок:
- Спасибо, ребята! Следующая игра «Назови ласково» (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом) Я вам буду бросать мяч и называть насекомое, а вы возвращать мяч мне и называть, как мы ласково назовем его.
Муравей – муравьишка
Гусеница - гусеничка
Комар – комарик
Пчела – пчёлка, пчёлочка
Жук – жучок, жучочек
Стрекоза – стрекозочка
Муха – мушка, мухочка
Лапа – лапка,
Оса – осочка
Ус – усик
Пчеленок:
- Отлично! Молодцы!
А сейчас давайте сядем в кружок, нужно повторить чистоговорку и передать другу баночку меда.
Чистоговорки
Вей-вей – это муравей
Овка-овка – божья коровка
Чок-чок-чок – вот и паучок
За-за-за – прилетела стрекоза
Очка-очка – это бабочка
Чик-чик – прыгает зелёный кузнечик
Са-са-са – за окном оса
Пчеленок:
- Как здорово с вами играть! И уроки почти сделали вместе! Еще осталось 2 задания.
Первое задание: «Какой? Какая? » (расширение словаря)
Нужно задать вопрос и опираясь на картинку описать его.
Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая… Муха – вредная, надоедливая, противная, зеленая, большая, маленькая
Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная, полосатая
Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей – шустрый, быстрый, работящий.
Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.
Комар – звонкий, надоедливый, с тонким носом, серо-черный, маленький.
Второе задание: «Сосчитай» опираясь на схему (согласование существительных с числительными в роде и числе)
Например:
1 комар | 3 комара | 5 комаров |
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
Пчеленок:
- Большое спасибо вам ребята! Вы мне очень помогли! Вы внимательно слушаете воспитателя и все знаете. Я больше не буду прогуливать уроки и как вы буду внимательным на занятиях. А сейчас мне нужно возвращаться в волшебную страну «Лунтика». До свидания, ребята!
Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, вы большие молодцы, что помогли Пчеленку сделать уроки! Давайте сядем в круг и каждый расскажет, какое задание было интересным и познавательным и чему мы научились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.
Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи на тему «Маленькие слова - предлоги» для подготовительной логопедической группы (3 год обучения).
Итоговое занятие для закрепления представлений детей о предлогах, их роли в нашей речи...
конспект занятия по развитию грамматического строя речи тема: "Образование относительных прилагательных от имён существительных"
Тема: Образование относительных прилагательных от имён существительных.Цель: Развитие речи ребёнка, обогащение обиходного словаря относительными прилагательными.Задачи: 1. Учить образовывать и употреб...
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи: словоизменение. "Понимание значения приставок:на-, по-, вы- на материале приставочных глаголов"
Цель: научить ребёнка понимать и использовать в речи приставочные глаголы.Задачи:- закрепить в речи ребёнка семантическое значение глаголов;- учить составлять предложение по опрным картинкам, использу...
конспект занятия по развитию грамматического строя речи. Тема: "Словоизменение имён существительных творительного и родительного падежей с предлогами"
Цель: формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.Задачи: - закреплять умение правильно употреблять предлоги "над, за, перед" и наречия "справа, слев...
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа.
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи.Средняя группа.Цель. Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК.Задачи.- Расширен...
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...