развитие активной речи
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Развитие активной речи у детей
На данном этапе речевого развития ребенка надо расширять его активный словарь, формировать грамматический строй речи. Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия.
Учите ребенка использовать в речи развернутые фразы. Без тренировки дети будут стараться заменить развернутые ответы простыми, и речь их будет бедной.
Активные вопросы и развитие речи
Задавайте ребенку конкретные вопросы: "Где стоит стул?", более общие: "Что лежит на столе?" и вопросы, опирающиеся на знания ребенка, его опыт: "Что ты видел в зоопарке?"
Какой. При составлении фраз по картинкам, при описании предметов, в дидактических играх включайте в свою речь всевозможные прилагательные( большой, красный, полосатый), местоимения (он, это, твой), чаще задавайте вопросы: "Какой? Какого цвета? Какой формы? Чей?".
Вопросы. Учим детей задавать вопросы. "Где, когда, почему" и отвечать на них случае затруднения, сами давайте правильный образец ответа и просите ребенка повторить за вами.
Ваша речь. Будьте особо внимательны к своей речи. Возраст от 2 до 5 – критический для возникновения заикания. Ваша речь должна быть не быстрой по темпу, негромкой, четкой, хорошо интонированной и понятной. Не перегружайте свою речь слишком трудными грамматическими конструкциями и лексикой.
Нарушения речи у дошкольников
Дислалия – нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. нарушения звукопроизносительной и просодической стороны речи (артикуляции, дыхания, голосообразования, темпа, ритма, интонации речи), связанные с органическим поражением центральной нервной системы и периферической нервной системы.
Причины возникновения проблем с произношением звуков:
- отягощенная наследственность (нервно-психические, хронические заболевания у матери;
- осложненное течение беременности (травма, заболевание, угроза выкидыша);
- преждевременные роды;
- патология в родах (слабая родовая деятельность, затяжные, стремительные, обезвоженные роды, родовспоможение);
- асфиксия;
- резус-конфликт;
- послеродовые травмы;
- нейроинфекции.
Сопутствующие проблемы при дислалии
При дизартрии нарушены фонетика, фонематический слух, слоговая структура, лексика, грамматика, мимика, мелкая моторика, дыхание, голос, темп, ритм, интонация.
Сопутствующие состояния: повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, раздражительность, суетливость, колебания настроения, грубость, упрямство, аффекты, низкая работоспособность .
Заторможенность, пугливость, малоактивность, все мыслительные процессы замедленны. Повышенная чувствительность к внешним раздражителям (яркому свету, громким звукам, прикосновениям).
Некоторая задержка психического развития (нарушения произвольного внимания, пространственного восприятия, памяти).
Развитие активной речи детей дошкольного возраста
… Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного - родного языка.
К. Чуковский
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:
- Формирование активного словаря детей;
- Расширение понимания речи взрослых.
Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени.
Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка. Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?
Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:
- много говорить самому;
- следить за темпом речи (речь педагога должна быть не торопливой, размеренной);
- выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
- не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;
- не ругать ребёнка в присутствии других детей.
Ребёнок за первые пять лет овладевает родным языком. Просто ли забавна детская речь или к ней надо прислушаться? Дошкольник – гениальный лингвист, т. е. ему доступно то, что недоступно нам с вами, у него сильнее чутьё языка.
Конечно, овладение активной речью происходит под непосредственным воздействием взрослых. Но вслушавшись в детскую речь, невольно спрашиваешь себя, откуда он берёт такие слова: «намакаронился», «колоток», «кусарик». Как бы не нравились нам эти слова, мы обязаны тут же заметить ребёнку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток», «сухарик». Наша задача - как можно скорее приблизить речь ребёнка к речи взрослых.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Это и подводит к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи должны решаться ежеминутно, ежесекундно, она постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные и моменты жизни.
В принципе можно выделить три уровня речевого развития : высокий, средний, низкий.
-Высокий: дети, которые самостоятельно стремятся отвечать на вопросы взрослого, пытаются по своей инициативе о чём-то рассказать ему.
- Средний : дети, которые редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (когда, почему), но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки.
- Низкий: дети, которые на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.
На сегодняшний день существует множество методик и большое количество литературы по развитию речи, но в основном в методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей:
1. Обучение на занятиях.
2. Руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Обогащение, уточнение словаря детей должно осуществляться практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной и художественной.
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду (чтение худ. текстов, пение небольших песенок, игры с тестами и др.), использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, которые составляют основу речевых занятий.
Особое внимание нужно уделять словарной работе, как неотъемлемой части при развитии активной речи и чтении художественной литературы. Могут использоваться разные приёмы обогащения и активизации словаря:
- показ с называнием;
- многократное повторение нового слова или фразы;
- объяснение происхождения слова;
- использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами;
- поручения, предполагающие ответ действия.
При активизации словаря детей используются следующие приёмы:
- вопросы;
- дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи;
- договаривание фраз детьми;
- сочетание показа и объяснений с игрой детей;
- поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания. Это приём чаще использую в разных инсценировках.
Игровые действия детей стимулируют их память и речевую активность.
Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому не только на занятиях, но и повседневной жизни в разговоре с детьми должен учитываться уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи.
Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходит в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время праздников и развлечений, во время неречевых занятий.
Отдельно хочется сказать о прогулках. На прогулках могут применяться специальные игрушки – пособия. Они помогают еще раз поговорить на тему разговоров дня. Например, если утром речь шла о животных и их детёнышах, то можно вынести на прогулку игрушку (например: медведя), чтобы поиграть с ним в подвижную игру. После такого своеобразного повторения дети обязательно запомнят, что у медведя детёныш – медвежонок.
К приёму использования художественного слова (потешки, и прибаутки, и поговорки, и др.) можно прибегать в любые моменты совместной деятельности.
Особое внимание в работе по развитию активной речи необходимо уделять созданию развивающей речевой среды. В группе и дома должен быть оборудован книжный уголок, должны присутствовать развивающие игрушки, дидактические игры и др.
Только правильно выстроенная и планомерно выполняемая работа с детьми дошкольного возраста по развитию активной речи позволяет дать детям не только глубокие и всесторонние знания, но и способствует:
• Обогащению словарного запаса детей;
• Формированию грамматического строя речи;
• Развитию связанной речи.
Подготовила Аренкина Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)
«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ре...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Игры, формирующие правильное звукопроизношение...
Условия развития активной речи детей дошкольного возраста.
Условия развития активной речи детей дошкольного возраста....
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».
laquo;Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»
Цель: развитие речевой активности детей.Задачи: 1) учить отчётливо и по возможности произносить звук у; 2) обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет (красный, жёлтый, зелёный); 3) об...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....