Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект родительского собрания | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
Конспект родительского собрания
(развитие речи детей второй группы
раннего возраста)
«Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Составила: воспитатель
Митрофанова М.В.
г. Дзержинск
2021г.
Конспект родительского собрания «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
(развитие речи детей второй группы раннего возраста)
Тема: «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора».
Форма: «Фольклорные посиделки».
Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
1. Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.
2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.
3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.
Предварительная работа:
Накрыт стол. На столе - самовар, баранки, чашки с блюдцами; Оформлена выставка книг (потешки, пословицы и поговорки, фольклорная атрибутика); Анализ анкет для родителей по теме «Фольклор в вашей семье» (анкета прилагается).
План проведения собрания.
1.Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).
2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».
3. Влияние малые формы устного народного творчества на развитие речи ребенка раннего возраста?
4. Обмен опытом семейного воспитания «Мы играем в бабушкины игры»
5. Сказки – педагогическая ценность.
Ход проведения собрания.
Звучит песня «Во горнице»
Воспитатель:
1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
2. Чувствуйте себя, как дома!
3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
4. Гостю – почет, хозяйке – честь!
5. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
6. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?
(Родители проходят и садятся за накрытый стол).
Собираем посиделки
Пожилых и молодых.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице! Доброе начало, как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с Вашей точки зрения, дорогие родители. Я думаю, что в наше время эта тема актуальна, как никогда…. Фольклорные произведения – это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с детьми…
1. И так, что же мы вкладываем в это понятие «фольклор»? (обсуждая этот вопрос).
(«Фольклор» с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение (из уст в уста). Кто их сочинял неизвестно (народ).
Какие формы (жанры) устного народного творчества Вы знаете? (Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей - песенки, потешки, пестушки, заклички, считалки, скороговорки, небылицы, сказки…пословицы, поговорки.)
2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».
(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)
3. А теперь перейдем к вопросу о том, как все же влияют малые формы устного народного творчества на развитие речи ребенка раннего возраста?
Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшнего занятия. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей, ведь они же здесь, у аппаратуры! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками. Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку, ладушки?
Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое.
Также потешки знакомят детей с явлениями природы:
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка – колоколнышка.
Дождик – дождик пуще!
Будет трава гуще!
Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:
Петушо-о-ок, петушо-о-ок
Золото-о-ой гребешо-о-ок
Или:
Наши уточки с утра, кря-кря-кря
Наши гуси у пруда-а-а
Га – га- га! Га – га- га!
Наши курочки в окно-о-о
Ко-ко-ко, ко-ко-ко…
Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:
Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)
Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)
Ай люли-люли-люли! (свирель)
Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,…
Рано – рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру
А коровка в лад ему
Затянула му-му-му…
Колыбельные песни – байки. «Баять» - баюкать, говорить.
Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:
Уж ты, котенька – коток,
Котя – серенький лобок
Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:
Баю-баю-баю-бай
Ты собачка не лай…
Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения.
Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.
Хоровод с родителями «Во поле береза стояла…».
Звучит музыка «Во поле береза стояла…»
Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!
А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…». Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, игры, в которые вы играли в детстве… (родители вспоминают).
4. «Мы играем в бабушкины игры».
(Обмен опытом семейного воспитания.)
5. Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным детям – сказки о животных.
Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», « Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.
В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел – не стало теремка. В «Репке» показано как малый труд – «мышка прибежала» - лишним не бывает. В сказках о животных много действий, много движений, энергии того, что присуще и ребенку.
А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.
- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших родителей.
Аппликация «Знаем ли мы сказки?».
Мы не только читаем, показываем различные виды театров по этим сказкам, но и сами пытаемся рассказывать их, не нарушая последовательности появления героев. Давайте сделаем нашим малышам – книжки – раскладушки по названным сказкам. 3 группам родителей предлагается выбрать вырезанные персонажи 3 сказок («Теремок», «Колобок», «Репка») и наклеить их на форму книжки – раскладушки в нужной последовательности.
Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!
А чтобы Вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу…мы дарим Вам памятку «Потешки для Вашего малыша», где подобраны потешки, которые Вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.
Ну а теперь….
Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» -
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Чаепитие с родителями у самовара.
Анкета для родителей
«Фольклор в вашей семье»
- Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?
_____________________________________________________________________________
- Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?
_____________________________________________________________________________
- Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?
_____________________________________________________________________________
- Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе.
_____________________________________________________________________________
Памятка для родителей
«Потешки для вашего малыша»
Утренние потешки
•Мы проснулись, мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
•Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
•Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, доча!(сыночек!)
Как тебя люблю я!
Потешки для пальчиков
Очень помогают развитию деточки, и дополняют пальчиковые игры как для самых маленьких.
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Моемся с потешками
•Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
•Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода —
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
Потешки перед сном
•Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
•Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...
Использование малых фольклорных форм в обучении культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста
Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает ч...
конспект родительского собрания " Развитие речи детей старшей группы"
Развитие речи детей старшей группы....
Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации...
Родительское собрание « Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сло...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...
Протокол родительского собрания «Развитие речи детей второй группы раннего возраста».
Особенности развития речи детей третьего года жизни на третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием с...