Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Степанова Анастасия Вячеславовна

 Цель:  

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_starshey_gruppe_kak_zhili_lyudi_na_rusi.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: 

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. 

     Задачи:

- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить  с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;

- закрепить в речи детей названия предметов мебели, кухонной утвари,  народных музыкальных инструментов;

-развивать  речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей  исконно–русскими словами: предки, летопись, люлька, ухват, ручник, кичка и др.;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;

-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа;  доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

    Материал:  

демонстрационный: мультимедиа; русский народный костюм, русские женские головные уборы, богатырский шлем; клубочек ниток; видеофильм «Как жили люди на Руси»; аудиозаписи древней славянской музыки, звучания музыкальных инструментов (балалайка, гусли, свирель, жалейка, скрипка);

раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Быт и занятия славян”; карточки «Раньше и теперь»;

материал для экспериментирования:   свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки.

Предварительная работа:  

посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек;  рисование, лепка на тему народных художественных промыслов; проведение дидактических игр.  

    Интеграция образовательных областей:

    познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое  

    развитие, художественно-эстетическое развитие.

Организация деятельности детей:

I. Вводный этап

 Игра-закличка  «Солнышко»  (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки, хорошая погода)

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички:

Солнышко, солнышко, красное семенышко,

Выйди поскорее, будь  к нам добрее!

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

- Почувствуйте щекой тепло солнечных лучей! Почему вы улыбаетесь?                

                                                                                               (ответы детей)

Введение в тему

-  Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки»    (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, гусляры)

- Как вы думаете, о чем же у нас  сейчас  пойдет разговор?  (о жизни на Руси, как жили в русской избе)

- Почему вы так решили?  (рассуждения детей)

II.  Основной этап  

- Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба»   (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, о чем он и что нового вы из него узнали?

(просмотр видеофильма, во время которого переодеваюсь в русский народный костюм и выхожу к детям)

2. Беседа с детьми

- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали?    (ответы детей)

- Вот и я преобразилась. Что это на мне? (русский костюм)

  Проблемная ситуация   (дети встали полукругом около стола)

- Внимательно посмотрите и скажите, костюм полный или чего-то в нем не хватает? (не хватает головного убора) 

3. Игра «Подбери головной убор»

(предлагается кичка, богатырский шлем, лента, кокошник)

 - Помогите подобрать головной убор, который по-вашему мнению подойдет для моего костюма (обсуждаются варианты: лента для девушки, шлем для богатыря, кичка, кокошник)

- Вы знаете, почему в древности носили рогатые кички? Из каких источников мы можем об этом узнать? (из энциклопедии)

( дети присели на коврик)

Зачитывается отрывок с объяснением из энциклопедии

- Так почему же кички были рогатыми?

- Почему для меня вы выбрали этот головной убор?

- Теперь наряд полный.

- Прочитайте название книги («Мы - славяне») 

- Кто такие «славяне»? (славяне были нашими предками)

- Да, «славяне» – это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.

– Как вы понимаете слово «предки»? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень,  очень давно)

- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу.

Замечают клубок ниток

- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные:  каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

- Этот клубок  поможет нам найти дорогу в избу.

- Дорога длинная,  пока будем идти за клубочком,  поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:

4. Физминутка

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите
,   (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите!  ( руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки:

А мы тоже наряжались,  (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой,  (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

- Вот мы и пришли к избе.

 Как подать  сигнал хозяевам, что мы пришли?    (постучаться)

5.Словарная работа

- Милости прошу, гости дорогие!  (дети прошли в избу и сели)

- По добру  ль доехали?  

- Гляжу на вас одежка справная. Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася.   Куда сами путь держите? Ой, дети, что со мной? На каком я языке заговорила? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз      (объяснения детей)

- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. Я предлагаю послушать отрывок из одного произведения.

Чтение ребенком отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воротился старик  ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? О ком идет речь в отрывке? Да, это та самая старуха, которая сидела у разбитого корыта. Какие старинные слова вы услышали в отрывке? Объясните их.

- Из чего строили жилище наши предки? (из дерева, бревен)

- Как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен? (избой)

- Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Найдите и назовите в избе предметы из дерева (лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька)

-А  где наши предки брали эти предметы? (делали своими руками)

-В наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?

6.Дидактическая игра «Раньше и теперь»

(предлагаются  карточки с изображением старинных и современных предметов быта)

- Соедините линией по два предмета так, что бы проследить путь каким предмет был, и каким стал в современном мире  (дети на коврике работают с карточками)

- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга  

7.Беседа с детьми

-Для чего нашим предкам нужна была печь? (обогревали жилище, готовили еду)

- Как называли печь в народе и почему? («кормилицей», на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку; на печи можно было спать)

- Найдите в избе  предмет, который был  необходим  при работе у печи? Для чего он служил? (ухват, доставать горячий горшок)

- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.

- Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

- Рядом с печкой находилась люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? (чтобы малышу было тепло)

8. Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»

-Делу время – а потехе час. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться.  Под музыку  водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Выходите на полянку.

- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?

- Сейчас вы услышите звучание музыкального инструмента. Назовите его  и найдите карточку с его изображением (звучат свирель, гусли, балалайка, жалейка, скрипка)

Словарная работа:

- От какого слова образовалось название инструмента жалейка?  (от слова жалеть, что значило любить)

 9. Дидактическая игра «Что лишнее»

- Посмотрите, какой, по-вашему, инструмент здесь лишний? Почему? (скрипка, она не является старинным русским музыкальным инструментом)

10. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к столам, ткани красят стоя)

- Посмотрите на мой костюм. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани?  (красили)

- Чем могли красить ткани?  (ответы детей) 

Посмотрите, что у меня на столе?  (свекла, морковь, луковица)

-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).

- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).

-А как я получила коричневую краску?       (предположения детей)

- Для того,  чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки  опускаем в блюдце с растительной краской.

(Дети самостоятельно окрашивают ткани)

- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром?     (ответы детей)

- А теперь нашим тканям дадим просохнуть.

11. Рисование «Украсим рушник»

- Украшали одежду цветными тканями.  А чем ещё украшали одежду, рушники?  (вышивкой)

- Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи узоры? (на солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки)

- Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-славяне у природы. Давайте мы тоже украсим рушник.  Но иглой и цветными нитками нам послужат кисть и краски!          (дети рисуют)

- Славно потрудились!

-«Руки да душа – горница хороша». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

III.Итог

- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

- Что нового вы узнали сегодня?

-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб)

-Есть ещё одно угощение, которое дошло до наших дней.

С маслицем, и со сметаной – 
Всякие они вкусны! 
Ноздреваты и румяны – 
Наши солнышки  -   … (блины) 
                                -Угощайтесь на здоровье!                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Как жили люди на Руси".

В старину плотники на Руси строили  без единого гвоздя: дороги были они в те времена. Жилища строили из дерева.Русская земля всегда была богата лесами.Дерево, как строительный материал было дешев...

Конспект урока для старших дошкольников "Быт людей на Руси"

Данный конспект урока "Быт людей на Руси" предназначен для детей старшей группы дошкольного образования. Его можно применять воспитателям детских садов, а также педагогам дополнительного образования д...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...

конспект беседы с детьми "Как жили люди на Руси"

знакомство дошкольников с предметами быта....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»

Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...

Конспект занятия и презентация "Как жили люди на Руси"

Конспект занятия+презентация для средней группы...