Конспект занятия и презентация "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сырцова Татьяна Александровна

Конспект занятия+презентация для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.08 КБ
Файл zhizn_na_rusi2.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе

«Как жили люди на Руси»

Программные задачи:

Образовательные: формирование первоначальных патриотических чувств. Запомнить новые слова и понятия.

Развивающие: развивать внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории семейных традиций.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме.

Рассматривание предметов старины.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, презентация «Как жили люди на Руси», кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

СЛАЙД Заставка: детский сад

Воспитатель: Ребята, давайте все дружно возьмемся за руки встанем в круг.

(Воспитатель задает вопрос). Ребята как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей: в России.)

Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.

А вы знаете как называлась наша земля, наша Россия много-много лет назад? А я вам сейчас расскажу.

Воспитатель: Наша земля много-много лет назад называлась Русь. Сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.

(дети закрывают глаза звучит волшебная музыка).

Раздается плач ребенка. (Запись фонограммы)

Воспитатель: Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из-за дверей. (Воспитатель берет кого- то из детей, заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)

(Воспитатель берет куклу в руки). Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.

С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, ее все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Предлагаю поиграть в игру «Назови имя». Ребята вставайте в круг, мы с Любавушкой будем ходить по кругу, к кому подойдем, тот ребенок называет свое имя ласково, а все дети называют его имя взрослое. Ответы детей. (Настенька-Анастасия, Костик-Константин и т. д.)

Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?

Любава- Это имя обозначает –красавица.

Воспитатель: Любавушка приглашает нас посмотреть на свой дом.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ: СЛАЙД 1: Изба.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы.

Кто знает, как назывался дом на Руси?

Ответы детей: «Изба».

Как он выглядит и из чего сделан?

Ответы детей: дом сделан из дерева.

Воспитатель: Правильно из дерева. Это был самый главный строительный материал на Руси. На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Но крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Мы можем с вами видеть какой прочный, аккуратный, удобный дом строили люди.

Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.

А теперь давайте заглянем внутрь избыю

Дети, посмотрите, в доме Любавушки есть интересные вещи, что же это?

СЛАЙД 2: Прялка.

Воспитатель :

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца.

Ты, о чем мечтаешь,

Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Воспитатель: Давайте назовем вместе –прялка. Для чего нужна прялка.

Ответы детей: чтобы прясть нити.

А потом из этих нитей ткали полотно, шили одежду, вышивали.

Воспитатель: Мы с вами узнали уже немного о жизни наших предков, а теперь давайте отдохнем.

Пальчиковая гимнастика:

Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)

Ниточки тянули (гладим пальчики)

Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)

Бабушкам платочки. («змейка» пальчиками)

Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)

Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)

Ну а я– в кафтане. (дети показывают на себя)

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, что за предметы еще есть в избе.

Загадки :

1)Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький…

(Сундук)

СЛАЙД 3: Сундук

2) Один вход и три выхода

(Рубаха)

Слайд 4: рубаха

3) Не конь игривый, а доска,

Но в самый раз для седока.

(Лавочка)

Слайд 5: Лавка(скамья)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.

Физкультминутка:

Мы красивые снежинки,

Мы на веточках сидим. (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как одевались люди на Руси? Какую одежду носили?

Давайте посмотрим.

СЛАЙД 6: Одежда.

Воспитатель: Рубаха, сарафан, лапти.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.

 

Слайд 7: Девицы шьют костюм

Воспитатель: Давайте, с вами рассмотрим костюмы. (Дети подходят к стойке с русским костюмом и рассказывают сами, как он выглядит, какие цвета, есть ли вышивка, тесьма.

Воспитатель: Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.

Ответы детей: Чтобы поиграть.

Воспитатель: А, в коробке есть послание, давайте прочитаем.

Яблочко золотое, яблочко наливное

По рукам катилось и остановилось

Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем. Встанем в круг.

Хороводная игра «Яблочко»

Ход игры: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.

Яблочко золотое, яблочко наливное

По рукам катилось и остановилось

Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

(Дети играют несколько раз)

Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.

(дети сели полукругом на стульчики)

Воспитатель: Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.

Дети: В кроватку. (колыбельку)

СЛАЙД 6: Колыбель

Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше,чтобы ребенок уснул мамочки качали колыбель и пели колыбельную своим деткам.

Воспитатель: Ну, вот и все, наша Любава уснула.

А нам пора возвращаться обратно в наше время, в наш детский сад (звучит волшебная музыка)

Рефлексия: Что вам понравилось в нашем маленьком путешествии? Что нового вы узнали сегодня? Сегодня, ребята, мы совершили путешествие в прошлое. Теперь вы знаете какое как жили люди на Руси, какой была изба, и что в ней было. Вы были очень внимательными, и узнали много интересного.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...

Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе "Как жили люди на Руси"

Занятие проводится в школьном краеведческом музее "Истоки".В музее имеется уголок старинной избы ,оформленный в соответствии с традициями прошлых лет. Цель данного занятия состоит в том, что...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

ООД "Как жили люди на Руси". Конспект открытого занятия

Интегрированное образовательное занятие, которое включает различные виды деятельности: дидактические игры, видеофильм, народные игры с приговороми, беседу, продуктивную деятельность детей в виде экспе...