Конспект занятия и презентация "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия+презентация для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.08 КБ |
zhizn_na_rusi2.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
«Как жили люди на Руси»
Программные задачи:
Образовательные: формирование первоначальных патриотических чувств. Запомнить новые слова и понятия.
Развивающие: развивать внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории семейных традиций.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме.
Рассматривание предметов старины.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, презентация «Как жили люди на Руси», кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
СЛАЙД Заставка: детский сад
Воспитатель: Ребята, давайте все дружно возьмемся за руки встанем в круг.
(Воспитатель задает вопрос). Ребята как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей: в России.)
Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А вы знаете как называлась наша земля, наша Россия много-много лет назад? А я вам сейчас расскажу.
Воспитатель: Наша земля много-много лет назад называлась Русь. Сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
(дети закрывают глаза звучит волшебная музыка).
Раздается плач ребенка. (Запись фонограммы)
Воспитатель: Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из-за дверей. (Воспитатель берет кого- то из детей, заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки). Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, ее все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Предлагаю поиграть в игру «Назови имя». Ребята вставайте в круг, мы с Любавушкой будем ходить по кругу, к кому подойдем, тот ребенок называет свое имя ласково, а все дети называют его имя взрослое. Ответы детей. (Настенька-Анастасия, Костик-Константин и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава- Это имя обозначает –красавица.
Воспитатель: Любавушка приглашает нас посмотреть на свой дом.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ: СЛАЙД 1: Изба.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы.
Кто знает, как назывался дом на Руси?
Ответы детей: «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей: дом сделан из дерева.
Воспитатель: Правильно из дерева. Это был самый главный строительный материал на Руси. На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Но крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Мы можем с вами видеть какой прочный, аккуратный, удобный дом строили люди.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
А теперь давайте заглянем внутрь избыю
Дети, посмотрите, в доме Любавушки есть интересные вещи, что же это?
СЛАЙД 2: Прялка.
Воспитатель :
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца.
Ты, о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель: Давайте назовем вместе –прялка. Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясть нити.
А потом из этих нитей ткали полотно, шили одежду, вышивали.
Воспитатель: Мы с вами узнали уже немного о жизни наших предков, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки. («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане. (дети показывают на себя)
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, что за предметы еще есть в избе.
Загадки :
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)
СЛАЙД 3: Сундук
2) Один вход и три выхода
(Рубаха)
Слайд 4: рубаха
3) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
Слайд 5: Лавка(скамья)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы красивые снежинки,
Мы на веточках сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как одевались люди на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
СЛАЙД 6: Одежда.
Воспитатель: Рубаха, сарафан, лапти.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.
Слайд 7: Девицы шьют костюм
Воспитатель: Давайте, с вами рассмотрим костюмы. (Дети подходят к стойке с русским костюмом и рассказывают сами, как он выглядит, какие цвета, есть ли вышивка, тесьма.
Воспитатель: Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.
Ответы детей: Чтобы поиграть.
Воспитатель: А, в коробке есть послание, давайте прочитаем.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем. Встанем в круг.
Хороводная игра «Яблочко»
Ход игры: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
(Дети играют несколько раз)
Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель: Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.
Дети: В кроватку. (колыбельку)
СЛАЙД 6: Колыбель
Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше,чтобы ребенок уснул мамочки качали колыбель и пели колыбельную своим деткам.
Воспитатель: Ну, вот и все, наша Любава уснула.
А нам пора возвращаться обратно в наше время, в наш детский сад (звучит волшебная музыка)
Рефлексия: Что вам понравилось в нашем маленьком путешествии? Что нового вы узнали сегодня? Сегодня, ребята, мы совершили путешествие в прошлое. Теперь вы знаете какое как жили люди на Руси, какой была изба, и что в ней было. Вы были очень внимательными, и узнали много интересного.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"
В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....
Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....
Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...
Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...
Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе "Как жили люди на Руси"
Занятие проводится в школьном краеведческом музее "Истоки".В музее имеется уголок старинной избы ,оформленный в соответствии с традициями прошлых лет. Цель данного занятия состоит в том, что...
Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....
ООД "Как жили люди на Руси". Конспект открытого занятия
Интегрированное образовательное занятие, которое включает различные виды деятельности: дидактические игры, видеофильм, народные игры с приговороми, беседу, продуктивную деятельность детей в виде экспе...