Конспект урока для старших дошкольников "Быт людей на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данный конспект урока "Быт людей на Руси" предназначен для детей старшей группы дошкольного образования. Его можно применять воспитателям детских садов, а также педагогам дополнительного образования для проведения занятий патриотического характера.Лучше, если занятие будет сопровождеться презентацией. в ходе занятия используются такие формы как физминутка, загадки и рисунок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9.docx | 114.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка
Разработала:
педагог дополнительного образования
Белавина Вера Викторовна
г.Тихорецк
2016г.
Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.
Задачи:
1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.
2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.
3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?
Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.
Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.
Презентация «Быт людей на Руси».
Слайд 1-2
В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Слайд 3-4
Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.
Слайд 5
Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Слайд 6-7
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
Слайд 8
В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи , работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.
Слайд 9-10
В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Слайд 12-13
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Слайд 14
Дети называют предметы быта на картинке.
Слайд 15-17
Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Слайд 18-19
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
Слайд 20-25
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Слайд 26 Крестьянские семьи были большими.
Слайд 27-28 Сыновья помогали отцу в поле
Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми
Слайд 30 Ходили лаптях
Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.
Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?
Физминутка:
Хомячок Хомка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(дети имитируют все движения хомячка)
Загадки о предметах быта:
1.Маленькая собачка
Свернувшись лежит,
Не кусает,
Не лает,
А в дом не пускает. ( Замок )
2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)
3.Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
(ложка)
4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок.
(веник).
6.На веревке пальцы, держат одеяльце.
(прищепки).
7.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
Часы.
8.Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло —
И его не стало,
Всё оно исчезло.
Мыло.
Мыло.
9.Я увидел свой портрет,
Отошёл — портрета нет.
Зеркало.
10.Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом.
Лампочка.
А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.
Рисунок «Предметы быта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект праздника в старшей группе "Осенины на Руси".
Конспетк написан по материалам взятым в журнале "Музыкальный руководитель"....
конспект занятия в старшей группе "Святые заступники Руси"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста. в ходе занятия дети знакомятся со Святыми людьми, которые жили на Руси и являлись заступниками своего государства....
Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...
Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...
Конспект НОД в старшей группе «Быт Древней Руси» .
Материал знакомит детей с предметами быта наших предков, с предметами. о которых мы читаем теперь только в сказках, например у К. И. Чуковского, в русских народных и др. Конспект может быть использова...