Технологическая карта занятия
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема занятия: чтение сказки-загадки В. И. Даля «Старик-годовик»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель занятия: Знакомство детей с идейным смыслом сказки В.И. Даля «Старик-годовик» посредством выразительного чтения, работы с текстом произведения, проведение дидактической игры на закрепление на СМАРТ доске,
Задачи занятия:
Образовательные: формировать первичные представления о временах года, знакомить с значением незнакомых слов
Развивающие: Развивать литературную речь, коммуникативные навыки. Развивать все компоненты устной речи: память, мышление, эмоции. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать воображение, художественно-творческих способностей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее. Воспитывать познавательный интерес и любовь к природоведческой литературе. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия
Дополнительные задачи:
Игровая: формировать отдельные игровые умения(принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата)
Дидактическая: расширить представления детей о цикличности всего происходящего в природе
Словарная работа: «жарко», «душно», «знойно», «жать рожь»
Планируемые результаты занятия: дети знают содержание сказки «Старик-годовик»; знают времена года. знают о месяцах времен года, днях недели, о смене дня и ночи; знают значение незнакомых слов; выполняют движения по словесной инструкции; выполняют правила дидактической игры; делают выводы по теме занятия, дают оценку своим действиям. Рисуют времена года.
Подготовительная работа: знакомство с биографией и творчеством В.И.Даля; чтение литературной сказки В. И. Даль «Старик-годовик», разработка дидактической игры, загадки про времена года.
Материалы и оборудование: литературная сказка В. И. Даль «Старик-годовик» иллюстрации к сказке-загадке, карточки с временем года, СМАРТ доска, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Январь»
№ | Этапы, продолжительность. | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно- мотивационный этап.(3мин) | Создать у детей положительный эмоциональный настрой и направленное внимание на предстоящую деятельность.
Уточнить знание детей о временах года. | Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. На одном боку цветы расцветают, На другом - листы опадают, На третьем – плоды созревают, На четвёртом - сучья подсыхают. Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какие признаки весны вы знаете? Сколько всего времён года? Назовите их. Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики. Не забываем про ровные спинки. Я вам сейчас загадаю загадки о временах года, а вы отгадайте. Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, "КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я ... (лето) Утром мы во двор идём- Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... (осень). Дел у меня немало- Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня... (зима). Я раскрываю почки, В зелёные листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня ... (весна).
| Словесные методы. Вопросы. | Дети приветствуют педагога (стоят).
Дети отгадывают загадку. (Времена года)
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети садятся на стульчики.
Дети отгадывают загадки.
| Дети знают времена года. |
2. | Основной этап.(10мин) | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы (3мин) | Слушать выразительное чтение сказки –загадки В. Даля «Старик-годовик». Знакомить с значением незнакомых слов | -Дети теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Ребята, но сначала ответьте - кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания. Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами. Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик» (под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь» с показом иллюстраций) Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы. | Словесные методы. Вопросы. |
Дети знакомятся с незнакомыми словами
Дети слушают сказку – загадку.
| Дети знают содержание сказки. Знают значение незнакомых слов. |
2.2. |
Этап восприятия материала. (3-4мин) |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями по произведению В. Даля | Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы? А назовите зимние месяцы? А весенние месяцы вы знаете? Как же называются летние месяцы? И осенние месяцы знаете? Ребята, а сколько же в году месяцев? Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация) Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация) Ребята, а назовите дни недели. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля. Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (иллюстрация) |
Словесные методы (вопросы). Наглядные (иллюстрации) | Дети отвечают на вопросы о Временах года и их месяцах.
Дети полно и развернуто отвечают на вопросы сказки – загадки.
Ответы детей.
|
Дети знают о месяцах времен года, днях недели, о смене дня и ночи. |
2.3. | Этап практического решения проблемы. (3-4мин) |
Выполнять движения по словесной инструкции
Выполнять правила дидактической игры
Выполнять движения по словесной инструкции
Рисовать по заданию | - Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку, В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся. (Поднять глаза вверх; опустить вниз; голова неподвижна). Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка, ты со мной! (Поморгать глазами). Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. (Дети делают круговые движения глазами). Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду!(Дети отводят взгляд влево). Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду! (Дети отводят взгляд вправо).
Ну, вот мы и отдохнули немного. А теперь предлагаю поиграть. Подойдите к доске двое. Вам нужно подумать и создать модель месяца. Посмотрите, перед вами макет птицы. Вам нужно по-очереди приложить крылья (недели) и по порядку расставить названия дней недели. Молодцы. Ребята, а давайте порадуем «Старика-годовика» и нарисуем для него рисунки. Рисунки не простые, а свое любимое время года. Перед тем как приступить к рисованию нам надо размять пальчики. Физкультминутка «Весна». От солнышка весеннего лучики бегут, Травушку-муравушку выглянуть зовут, Вот проклюнулись росточки, Потянулись вверх листочки, Кулачки-бутоны сами Так и брызнули цветами. А теперь приступаем к рисованию. | Гимнастикадля глаз. Игра -упражнение. | Выполняют гимнастику для глаз
Дети выполняют задание дидактической игры
Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики». Приседают на корточки. Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку выпрямляются, встают. Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены. | Выполняют движения по словесной инструкции.
Выполняют правила дидактической игры
Выполняют физминутку
Рисуют время года |
3. | Заключительный этап. (3мин) | Сделать выводы. Дать оценку своим действиям. | Что нового и интересного узнали сегодня? С каким автором вы сегодня познакомились? Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали? С какими новыми словами познакомились? Что понравилось? Что показалось трудным? О чём сможете рассказать друзьям, родителям? Ребята, у вас получились очень красивые рисунки. Молодцы! Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями – возьмите смайлик с улыбкой, а если не понравилось, вам было скучно - возьмите грустный смайлик. | Словесные методы. Вопросы. | Ответы детей по желанию. Оценка своей работы | Отвечают на вопросы. Делают выводы. Дают оценку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Иванович Даль Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых АННОТАЦИЯ К СКАЗКЕ «СТАРИК ГОДОВИК» В.И. Даль написал сказку « Старик-годовик » более 100 лет назад. Сказка написана в жанре сказки-загадки. Однажды старик-годовик, выйдя на улицу взмахнул рукавом. Раз махнул – первые три птицы полетели, стало морозно, махнул второй раз - ещё птицы полетели, снег вдруг растаял и появились первые цветы, махнул в третий раз - опять птицы полетели и наступила жара, жарко припекло солнышко, махнул в четвёртый раз - снова птицы полетели и появился густой туман и снова пошёл дождь . Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное. Кто таков этот старик? Что за волшебные птицы вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку? Вот такая интересная сказка, читая которую нужно подумать о чём идёт речь, что это за птицы с крыльями вылетали от взмаха рукава старика-годовика. Вот почему сказка и считается сказкой-загадкой. Сказка учит нас не забывать о том, в каком порядке идут времена года, как устроен год.
Зима Весна Осень Лето
1 6 3 7 5 2 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...
Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.
Художественное эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....
Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»
Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: &sh...
Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»
Технологическая карта занятия Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...