Перспективное тематическое планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

 

 

 

Скоро в школу!

Тема: «Рассказывание по картинке «Школа»

Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине с использованием полученных знаний о композиции рассказа, активизировать употребление в реи детей слов на темы «Школа» и «Осень», сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления; упражнять детей в умении различать звуки с и ш, развивать интонационную выразительность речи.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.44      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_ushakova_podg.gr_.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Рябинка» г.Саров Нижегородской области

Перспективное тематическое планирование по развитию речи

в подготовительной к школе группе

на 2020 – 2021 учебный год

Разработала: воспитатель

Сундукова С.Н.

Месяц

Тема недели

Цели и задачи

Источник

Сентябрь

Скоро в школу!

Тема: «Рассказывание по картинке «Школа»

Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине с использованием полученных знаний о композиции рассказа, активизировать употребление в реи детей слов на темы «Школа» и «Осень», сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления; упражнять детей в умении различать звуки с и ш, развивать интонационную выразительность речи.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.44      

О труде фермера

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел»»

Закрепить представление детей о композиции сказки, использование при пересказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать диалоги персонажей; формировать у детей умение подбирать определения к именам существительным, отгадывать и находить предмет по названным признакам, ориентироваться на окончания при согласовании слов; формировать умение детей отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 42            

О спорт, ты мир!

Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Рассказывание на основе личного опыта»

Способствовать развитию умения детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта; развивать и закреплять умения образовывать степени сравнения имен прилагательных и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным и глаголам.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 45            

Откуда пришла книга.

 Тема: «Рассказывание по картине»

Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений с использованием приема составления письма; упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; подбирать однокоренные слова и определения к заданным словам.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 48          

Октябрь

Путешествие колоска

Тема: «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа, передавать текст точно, последовательно, выразительно; упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам, соответствующим определенной ситуации; уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж, различать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.50              

Цепочки в лесу.

Как растения готовятся к зиме.

Тема: «Рассказывание по сюжетным картинкам»

Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие и последующие за изображенным на ней сюжетом; упражнять в употреблении сущ.в род.падеже мн.числа; упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.52              

История города Сарова

Тема: «Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем; упражнять детей в образовани род.падежа мн.числа некоторых сущ, в словообразовании; закреплять у детей умение дифференцировать звуки ц и ч, отрабатывать отчетливую дикцию.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 53            

«Унылая пора! Очей очарованье…»

Природа родного края.

Тема: «Закрепление произношения звуков по картинкам»

Закреплять правильное произношение детьми звуков с и ш; различать эти звуки на слух и внятно выговаривать слова и фразы с ними про произнесении их с различной громкостью и скоростью, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 54            

Нижегородский край.

Тема: «Придумывание сказки на тему «Как ежик зайца выручил»

Упражнять детей в придумывании сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова;  закреплять умение подбирать синонимы и антонимы.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 56            

Ноябрь

Комнатные растения – спутники нашей жизни.

Тема: «Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Упражнять детей в придумывании сказки на заданную тему с использованием выразительных средств языка- описание, диалог; формировать умение составлять сказку по плану, выделять интересный сюжет и обращать внимание на выразительные средств. Упражнять детей в образовании винительного падежа мн.числа имен существительных. Упражнять в отчетливом произнесении слов, скороговорок, развивать дикцию, темп речи, силу голоса.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.58              

Как растет человек.

Тема: «Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом»

Закреплять умение детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки, подбирать синонимы к именам прилагательным, оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.59              

Обитатели морей и океанов

Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Упражнять детей  в пересказывании литературного текста с использованием выразительных средств автора; обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов. Упражнять детей в подборе синонимов, оценивать словосочетания по смыслу.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.60              

Мое поведение.

Тема: «Рассказывание по картинке «Вот так покатался!»

Развивать у детей умение составлять рассказ по картинке, придумывать самостоятельный сюжет, не повторяющий рассказов товарищей, формировать умение использовать выразительные средства языка при описании зимы. Развивать умение детей выделять существенные признаки при сравнении предметов и явлений, упражнять в подборе определений к существительным, синонимов к различным частям речи, знакомить с многозначностью слова. Упражнять детей в правильном произнесении звуков с и з, различении их на слух, подборе слов с этими звуками.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 62            

Декабрь

Что общего у всех живых организмов?

Тема: «Рассказывание по картинке «Если бы я был художником…»

Формировать умение детей составлять рассказ «Если бы я был художником…» с использованием глаголов в форме сослагательного наклонения. Активизировать употребление в речи детей глаголов; восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица; дать элементарные обобщенные сведения о способах образования названий действующего лица. Упражнять детей в употреблении форм ед.и мн. числа глагола хотеть.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 64            

Кто где трудится.

Тема: «Придумывание продолжения и завершение рассказа Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял»

Формировать умение детей развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов; упражнять в правильном изменении по падежам слова варежки. Формировать у детей умение различать звуки ш, ж; упражнять в использовании вопросительной и повествовательной интонации.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 66              

Поздравления и пожелания под Новый год. Культура и праздничные традиции России.

Тема: «Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке» на основе личного опыта»

Развивать у детей умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; умение включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки. Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов; составлять небольшой рассказ с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.74          

Тема: «Отработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа»

Обучать умению детей использовать в рассказе заданные речевые конструкции. Формировать у детей умение различать на слух и при произнесении звонкие и глухие согласные, самостоятельно подбирать слова с заданными звуками и с разной длительностью звучания.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.70            

Январь

Классификация транспорта.

Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Формировать умение детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины. Стимулировать детей понимать смысл образных выражений в пословицах. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.72            

Север – царство льда и снега.

Беседа о жизни народов Севера

Тема: «Рассказывание по картинке «Дети Севера»

Формировать умение детей составлять рассказ по картинке с использование имеющихся у них знаний о жизни детей Севера; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Расширять знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу. Упражнять детей в подборе коротких и длинных слов.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.68          

Где у саксаула листья? (о пустыне).

Тема: «Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений»

Развивать у детей умение выделять общие и индивидуальны признаки предметов, сравнивать их по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия мебель, игрушки; активизировать употребление в речи глаголов, выражающих разные состояния; умение понимать и объяснять смысл образных выражений, логично ставить вопросы, отгадывать предметы по выделенным признакам.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 75            

Февраль

Строительство и архитектура.

 Тема: «Составление сюжетного рассказа по картинке»

Способствовать развитию умения детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Упражнять детей в правильном назывании детенышей животных в род. падеже ед. и мн. числа. упражнять детей в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Закреплять правильное произношений звуков р и л в словах и фразовой речи, способность различать эти звуки на слух; менять громкость голоса и темп речи.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 77            

Доктора леса (о перелётных и зимующих птицах)

Тема: «Рассказывание по серии сюжетных картинок»

Формировать умение детей составлять последовательный рассказ сюжетных картинок и придумывать оригинальную концовку коллективного рассказа; воспитывать способность договариваться между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто продолжать и кто завершить. активизировать употребление в речи детей глаголов настоящего и прошедшего времени ед. и мн. числа. Закреплять правильное произношение детьми звуков л и р, дифференцирование их на слух, отчетливое, внятное произнесение слов; быстро произносить скороговорку.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.79              

«Недаром помнит вся Россия…» (о защитниках Родины)

Тема: «Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» в ситуации письменной речи»

Продолжать развивать умение детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает). Активизировать употребление в речи детей сложных предложений; обратить внимание на использование имен прилагательных в краткой форме, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании и различении однокоренных слов, активизировать в речи синонимов и антонимов.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 83            

Как животные приспособились к зиме.

Тема: «Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Рассказывание на основе личного опыта»

Развивать у детей умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь. Познакомить детей  с многозначным словом игла. Закреплять умение различать и самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 81            

Март

Знакомство с родословным древом.

Тема: «Рассказывание по картинке «Подарки маме к 8 марта» и на основе личного опыта»

Закреплять умение детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине. Активизировать употребление в речи детей названий профессий и связанных с ними действий. Учить детей различать на слух и дифференцировать в произношении звуков д и дь; выделять во фразе отдельные слова.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 80            

Художественные промыслы России.

Тема: «Придумывание сказки по картинке и на предложенную тему»

Формировать умение детей придумывать сказку на предложенную тему, передавать специфику жанра. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений, имен сущ. и прилаг. женского, мужского и среднего родов; упражнять в словообразовании. Упражнять детей передавать интонацией различные чувства.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.86              

Приключения Мамонтенка.

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Как аукнется- так и откликнется»

Развивать умение выразительно пересказывать сказку с использование слов и выражений из текста. Активизировать употребление в речи глаголов; упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных; понимать смысл пословиц. Упражнять детей в правильном произнесении звуков ш, ж, р изолированно и в скороговорке с изменением силы голоса и темпа речи.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.87              

Виды искусства

Тема: «Составление описательных рассказов по пейзажным картинам»

Формировать у детей умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и писателем в литературном произведении, и передавать его в своих высказываниях. Упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Продолжать развивать умение детей составлять предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 89            

Апрель

Радио и телевидение.

 Тема: «Составление коллективного рассказа-описания»

Развивать умение детей составлять коллективный рассказ- описание. Упражнять детей дифференцировать на слухи в произношении звуки р и рь, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их голосом, правильно отбирать с ними слова; закреплять представление о длинных и коротких словах, о членении слов на слоги, об ударении.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.91              

12 апреля – день космонавтики

Тема: «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Дать детям представление о рассказе как литературном жанре, закрепить понимание его специфики; упражнять в пересказывании от третьего лица. Развивать умение подбирать наиболее точные определения и сравнения; упражнять в согласовании имен сущ. и прилаг. Совершенствовать умение регулировать темп речи и силу голоса.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 94            

Путешествие капельки.

Планета Земля – в опасности!

Тема: «Рассказывание по сюжетной картинке»

Закреплять умение детей составлять рассказ по любой из предложенных картинок. Упражнять детей в подборе определений и действий предметов, выявлении существенных признаков животных; активизировать использование в речи глаголов в повелительном наклонении.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.95              

Приметы весны.

Тема: «Составление рассказа на заданную тему»

Закреплять умение детей составлять рассказ на заданную тему. Активизировать использование в речи детей имен прилагательных; упражнять в подборе синонимов и антонимов к заданному слову; понимать значения многозначных слов.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 97            

Май

9 мая – День Победы

(о детях – героях войны)

Тема: «Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему»

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для сказки, придумывать содержание в соответствии с темой, составлять связный рассказ. Развивать умение детей подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных. Совершенствовать умение детей различать и использовать в речи интонацию.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с. 99            

Природные сообщества

Тема:

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.              

Загадки природы

Весенние заботы птиц.

Строим экологический город

Тема:

.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.              

До свидания, детский сад!

Тема:

.

Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.:Вентана-Граф, 2008,с.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное комплексно-тематическое планирование. Организация образовательной деятельности (занятия). ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Данное комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности разработано для детей подготовительной к школе группы.Планирование разработано с применением иновационных технологий . Так, н...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в подготовительной к школе группе

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв  подготовительной к школе группе...

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на май 2019 учебный год.

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 10 на май 2018-2019 учебный год....

Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе

Развёрнутое комплексно-тематическое планированиепо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи)в подготовительной к школе группе ...

Тематическое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «День Матери»

Цель: воспитание любви и уважения к самому дорогому человеку на свете - маме...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в подготовительной к школе группе на 2021 – 2022 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв подготовительной к школе группе № 10 «Звездная»на 2021 – 2022 учебный год...

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе

Перспективный план работы по развитию речи в подготовительной к школе группе...