Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Развёрнутое
комплексно-тематическое планирование
по образовательной области
«Речевое развитие»
(развитие речи)
в подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развёрнутое
комплексно-тематическое планирование
по образовательной области
«Речевое развитие»
(развитие речи)
в подготовительной к школе группе
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Подготовишки
Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа.
Словарная работа: Подготовительная к школе группа, внимание (внимательный).
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 19-20.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Летние истории
Цель: Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, рассказы детей, дидактическое упражнение «Подбери слово».
Словарная работа: богатство языка
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 20-21.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Звуковая культура речи (проверочное)
Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, чтение «Считалочки», разбор слов на слоги, предложений.
Словарная работа: Кадет, казус, кавалер, тряпица.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 21-22.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексико-грамматические упражнения
Цель: Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, дидактическая игра.
Словарная работа: Повадки животных
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 22-23.
5 неделя
Занятие № 5
Тема: Работа с сюжетной картинкой
Цель: Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, беседа, ответы детей, составление рассказа, дидактическая игра «Я задумала предмет».
Словарная работа: неодушевлённый предмет.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 25.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Лексическо-грамматические упражнения
Цель: Активизировать словарь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассказ, ответы детей, беседа, дидактическая игра «Один-много», чтение стихотворения А. Смирнова «Напитки я испробовал различные…».
Словарная работа: Родственные слова.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 26-27.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, чтение стихотворений Г. Лагдзынь «Расскажи», А. Плещеева «Внучка», загадывание загадок, звуковой анализ слов и предложений.
Словарная работа: Очечник, балерина, танцовщица, обруч, чересчур, писаная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 28-30.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Вот такая история!
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, рассказы детей.
Словарная работа: Интересный, угощение, захаживать, выпрашивать.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 31-32.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: На лесной поляне
Цель: Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, показ картины, беседа, рассказы детей, дидактическая игра «Угадай, что это?».
Словарная работа: поляна, обитатели леса.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 33-34.
НОЯБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Осенние мотивы
Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, рассказы детей.
Словарная работа: Просинь, осторожные вороны, опавшие листья, золотистые листья.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 36-37.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, анализ предложений, дидактическая игра «Я-вам, вы-мне», чтение стихотворений, Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».
Словарная работа: Хрусталь (хрустальный), дивная, диковина, диадема, бра, люстра, лучезарный, серп, борозда, лазурь, блистать, благовонье, спросонья.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 37-38.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, анализ слов, чтение стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».
Словарная работа: бутон, бидон, бетон, питон, петлица.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 40-41.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Подводный мир
Цель: Совершенствовать диалоговую речь детей. Умение составлять рассказы на заданную тему.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание иллюстраций, ответы детей, беседа, дидактическое упражнение «Что лишнее?».
Словарная работа: морская пучина, треска, пескарь, плотвичка, спиннинг.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 41-42.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Лексические игры
Цель: Обогащать и активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: чтение стихотворений А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», С. Городецкий «Первый снег», ответы детей, беседа, дидактическая игра «Один-много».
Словарная работа: Многозначные слова: кисть, ножка, лук, ключ, коса.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 44-45.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Звуковая культура речи
Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, уить выполнять звуковой анализ слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: чтение задачи в стихах В. Голяховского, ответы детей, беседа, дидактическая игра «Я – вам, вы - мне», звуковой анализ слов, разгадывание загадок, анализ предложений.
Словарная работа: Шарлотка, шахтёр, шаляй-валяй, шатёр.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 46-47.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Тяпа и Топ сварили компот
Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: Рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием, беседа, ответы детей, рассказы детей.
Словарная работа: Верные друзья, компот.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 48-49.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: Упражнения «Подскажи слово», «Кто (что) и кем (чем) будет», «Так бывает или нет?», беседа, ответы детей, чтение стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» .
Словарная работа: крынка, стог.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 49-50.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Новогодние встречи
Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать словарь дошкольников.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, составление рассказов, отгадывание загадок.
Словарная работа: Спектакль, представление.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 54.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Творческие рассказы детей
Цель: Активизировать фантазию и речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, составление рассказов.
Словарная работа: Бояка, забияка, бяка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 55.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать словарный запас детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактические игры «И я тоже!», «Скажи по-другому»
Словарная работа: Удить, мчаться.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 56-57.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «я – вам, вы - мне», анализ слов и предложений.
Словарная работа: кальмар, голубушка.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 58-59.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Работа по сюжетной картине
Цель: Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы : рассматривание сюжетной картины, ответы детей, беседа, объяснение, составление плана рассказа и рассказа по картине.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 59-60.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «Угадай, что задумано», чтение четверостиший Е. Лаврентьева.
Словарная работа: бодрствовать, многозначные слова: листок, коса, ключ, кран.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 61-62.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексические игры и упражнения (повторение занятия № 3 февраля)
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «Угадай, что задумано», чтение четверостиший Е. Лаврентьева.
Словарная работа: бодрствовать, многозначные слова: листок, коса, ключ, кран.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 61-62.
МАРТ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, дидактическая игра «я – вам, вы - мне», звуковой анализ слов, деление слов на части, чтение стихотворения С. Есенина «Береза».
Словарная работа: кайма, бахрома, принакрылась, раджа, раздор, зычный.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 64-65.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день»
Цель: Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: чтение стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день», ответы детей, беседа, заучивание стихотворения наизусть.
Словарная работа: тьма, тишь.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 66-67.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Лексические игры и упражнения
Цель: Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», звуковой анализ слов, деление слов на части, чтение стихотворения М. Ясный «Мирная считалка».
Словарная работа: нелепица.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 67-68.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Мохнатые и крылатые
Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, составление рассказов.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 70-71.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Лексико-грамматические упражнения
Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение отрывков из стихотворений, составление сложноподчинённых предложений.
Словарная работа: косматая, всклокоченная, изящная, великолепная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71-72.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Рассказы по картинкам
Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием, ответы детей, беседа, составление рассказов по картинкам.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 73-74.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое воспрятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: объяснение, ответы детей, беседа, анализ предложений и звуковой анализ слов.
Словарная работа: бедовый, бездельник, белокурый, бесёнок
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 74.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексико-грамматические упражнения (повторение занятия № 1 апреля)
Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение отрывков из стихотворений, составление сложноподчинённых предложений.
Словарная работа: косматая, всклокоченная, изящная, великолепная.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 71-72.
МАЙ
1 неделя
Занятие № 1
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха», звуковой и слоговой анализ слов.
Словарная работа: пряная, медвяная, проталинка, вкрадчиво.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 78-79.
2 неделя
Занятие № 2
Тема: Лексико-грамматические упражнения
Цель: Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения Н. Майер, подбор антонимов, дидактическая игра «Один-много».
Словарная работа: робкий, слова, не имеющие множественного числа: кофе, пальто, пианино.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 80-81.
3 неделя
Занятие № 3
Тема: Мохнатые и крылатые (повторение занятия № 4 марта)
Цель: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, составление рассказов.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 70-71.
4 неделя
Занятие № 4
Тема: Лексико-грамматические упражнения (повторение занятия № 2 мая)
Цель: Активизировать речь детей.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: ответы детей, беседа, объяснение, чтение стихотворения Н. Майер, подбор антонимов, дидактическая игра «Один-много».
Словарная работа: робкий, слова, не имеющие множественного числа: кофе, пальто, пианино.
Используемая литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. С. 80-81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы...
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)
Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа.
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа....
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие». «Развитие речи» во второй младшей группе № 10 «Ягодка» (3-4 года) Тема: "Весна".
Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей во второй младшей группе общеразвивающей направленности разработан с учётом рабочей программы, возрастных особенностей детей, индивид...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области: Закрепить и обобщить знания детей об ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.
Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...