Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» на занятии по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД по развитию речи в старшей группе | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».
Воспитатель Прохорова О.В.
Цель: ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы».
Задачи:
Обучающие: учить детей находить рифмы к словам; обогащать словарь детей вежливыми словами; формировать умение отвечать на вопросы
Развивающие: развивать связную речь и творческое воображение
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, воспитывать умение быть вежливыми
Методы и приемы: словесные: чтение художественной литературы, беседа, вопросы к детям, объяснение, напоминания.
Словарная работа: рифма, Шиш, сказочник
Предварительная работа: чтение стихов о вежливых словах, беседы
Планируемый результат: умеют подбирать слова в рифму, знают и используют в речи вежливые слова
Материал: Портрет Б. Шергина, иллюстрации сказки «Рифмы», перчатка би-ба-бо - «Медвежонок». ИКТ.
Ход занятия
- Орг. момент: Давайте поздороваемся с гостями и подарим им наше хорошее настроение – улыбнёмся всем вокруг: «Ты мой друг и я твой друг – улыбнитесь всем вокруг».
- Новый материал:
- Проблемная ситуация. ИКТ
- Ребята, я предлагаю отправиться в театр посмотреть сказку, согласны?
( вместо театра коробка с грустным смайликом???)
- Почему смайлик грустный! (варианты ответов детей)
- Попробуем найти коробку, может там ответ найдём?! (находят в коробке Мишку-игрушку Би-ба-бо)
- Оказывается Мишка не смог купить билеты в кассе, потому что они продавались не за деньги, а…..
-Как вы думаете за что? (Дети высказывают свои предположения.)
За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали.
Поможем ему?
- Игра «Вежливые слова» (Дети передают смайлик друг другу, называя вежливые слова)
- Сказка называется «Рифмы» А медвежонок не знает, что такое рифма.
Не расстраивайся, Мишка, мы постараемся тебе помочь узнать, что же такое рифма.
(Работа со слайдом)
– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
- Игра «Рифма»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала …(шишка)
Ване подарили дудку,
Псу – сторожевую… (будку).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша)
Тёмная настала ночка
Засыпает моя …(Дочка)
Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок, песен.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Мишка по лесу гулял»
Мишка по лесу гулял. Шагать на месте
Мишка шишки собирал Наклоны, собирать шишки с пола
Очень мишка наш устал Наклоны головы вправо-влево
Сел мишутка, задремал Приседают, сложенные ладони прикладывают к щеке
(2-3 раза)
Артикуляционная разминка
Лю – лю – лю – Детский садик я люблю,
Жу – жу – жу – Я друзьями дорожу.
- Сообщение темы
Какие вы молодцы! Поняли, что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».
– Сегодня мы познакомимся со сказкой Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
В сказке говорится о Шише.
- Как вы думаете, кто это?
Шиш — Шиш – главный герой рассказа. Находчивый и изворотливый юноша с рыжим хохлом на лбу, глазами как у кошки и носом кверху.
- Чтение сказки Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то-Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отечеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
— Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
— Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму; тебя как зовут?
— Меня зовут... Федя.
Дядька говорит:
— Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
— Если ты Степан,
Садись на ероплан.
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а... Силантий.
Дядька говорит:
— Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».
— Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
8. Воспитатель дает детям время осмыслить услышанное и предлагает поделиться впечатлениями. Педагог следит за правильностью речи детей.
- Вам понравилась сказка? (Ответы детей)
- А, как вы думаете, чему нас учит сказка? (Ответы детей)
В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».
А сейчас, ребята, давайте подумаем:
- Как вы думаете, какие герои по характеру? (Добрые)
В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (Проехал бы мимо)
- А если бы Шиш, был бы воспитанным, и не придумывал бы разные рифмы, что было бы?
- А как бы вы поступили на месте дяденьки (Ответы детей).
9. Воспитатель: А теперь я вам предлагаю стать сказочниками, для этого нам нужно всем присесть на волшебный ковёр, на котором происходят чудеса, все кто на нём побывает, становятся сказочниками. Присаживаемся на ковёр, закрываем глаза и говорим: Я хочу стать сказочником! Вот, а теперь давайте придумаем продолжение нашей сказки…(ответы детей)
Воспитатель: Шиш пошёл летом в город по делам. Впереди ехал дядька на лошади. Шиш попросил его подвезти. Молодой человек предложил поиграть в рифму. Но стихи, которые придумал Шиш обидели дядьку, и он попросил его слезть.
- Парень пошёл дальше, когда он встретил другого дядьку, то уже всю дорогу молчал.
- Парень пошёл дальше, когда его подвозил другой дядька –они придумывали стихи о вежливых словах.
10. Мишке очень понравилось в театре, понравилась сказка Б, Шергина «Рифмы»
Он даже сочинил стишок. (закрыли глаза и повторили все вместе)
Мы в театре побывали,
Но по дому заскучали.
Надо с сказкой попрощаться,
И домой нам возвращаться
- Итоги.
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? («Рифмы»)
- Кто её написал? (Борис Шергин)
- А что такое рифма, кто помнит? (Ответы детей)
- Где её используют? (Ответы детей)
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Что вы говорите друг другу при встрече, когда утром приходите в детский
сад, когда уходите
Рефлексия.
Вы сегодня большие молодцы. Я благодарю вас за вашу работу. А Медвежонок передаёт для вас раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».
Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Формирование умения слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
Выполнила: Батина Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород. Задачи: ...