Итоговое занятие по развитию речи "Прощай белая красавица"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас по теме;
- Учить составлять связные рассказы по сюжетной картине;
- Учить составлять предложения на заданную тему и набору слов;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами;
- Учить составлять целое из частей;
- Формировать звуковую культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_razvitie_rechi.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЩАЙ, БЕЛАЯ КРАСАВИЦА!»
КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель: Развитие связной речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас по теме;
- Учить составлять связные рассказы по сюжетной картине;
- Учить составлять предложения на заданную тему и набору слов;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами;
- Учить составлять целое из частей;
- Формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- Развивать ориентацию в пространстве;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Материалы к образовательной деятельности:
Письмо, снежинки с заданиями, картинки - предметы спорта, картинки – пазлы «Времена года», конверт с письмом.
Предварительная работа: Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», работа с игровым макетом «Дерево: Времена года».
Организация детей: Групповая, подгрупповая.
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная область: ОО «Речевое развитие».
Интегрируемые области:
ОО «Познавательное развитие»;
ОО «Речевое развитие»;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»;
ОО «Физическое развитие».
Ход ООД:
Воспитатель:
- Сегодня нам пришло письмо (показывает письмо), а от кого сейчас мы с вами узнаем. Адресовано оно детям детского сада (Читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница. Угадайте кто я. Вот вам моя загадка.
Дел у меня немало,
Я – белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня…. (зима).
- Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними справитесь, то я уступлю свое место весне, а если не справитесь, то мне придётся задержаться и весны у вас не будет. Задания находятся на снежинках, которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением Зима».
Воспитатель:
- Ребята, вы готовы справиться с заданиями которые нам приготовила Зима?
Дети:
- Да.
1 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «ВОПРОСЫ О ЗИМЕ»
Воспитатель:
- Когда наступает зима? ( сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю – 1 декабря).
- Как светит солнце зимой? (зимой солнце светит ярко, оно мало греет, слабо).
- Каким может быть небо зимой? (голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным, красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).
- Какие деревья зимой? (Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки деревьев).
- Что зимой происходит с реками? (Реки покрываются льдом).
- Как зимой одеты люди? (люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик, пуховик, унты, валенки и.т.д.).
- Как ведут себя птицы, животные зимой? (птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти место потеплее, некоторые улетают (называют) , а некоторые (называют) остаются зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, справились с заданием, переходим ко второму заданию.
2 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»
Воспитатель:
- К слову надо подобрать слово – признак по образцу, например: зима - холодная, снежная, и т. д. Итак:
– зима (суровая, снежная, весёлая, красивая, нарядная, вьюжная, ветряная, холодная, морозная, белоснежная);
- снег (пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий
рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, лёгкий, мягкий, мокрый);
- снежинки (холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые);
- лёд ( прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный); - настроение (веселое, радостное, новогоднее, грустное, отличное, хорошее, прекрасное, плохое, праздничное).
3 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Воспитатель:
- Зима придумала слова, к которым нужно подобрать противоположное слово.
- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
- летом день длинный, а зимой - (короткий)
- летом солнце греет, а зимой - (светит, но не греет)
- весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
- одни сосульки длинные, а другие - (короткие)
- снег мягкий, а лёд - (твердый).
4 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СКАЖИ ЛАСКОВО».
Воспитатель:
- А сейчас Зима предлагает вам назвать слова ласково.
Зима - (зимушка);
мороз – (морозец);
лёд – (ледок);
холод – (холодок);
снежинка – (снежиночка);
метель – (метелица);
снег – (снежок);
санки – (саночки);
снеговик – (снеговичок);
валенки – (валеночки);
сапоги – (сапожки);
ветер – (ветерок);
шапка – (шапочка);
пальто – (пальтишко);
льдина – (льдинка);
Воспитатель:
- Ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗИМНЕЕ ОКОШКО»
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой).
5 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - ЗАГАДКИ О ЗИМЕ
Воспитатель:
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка - крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
6 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Воспитатель:
- Нужно каждой подгруппе встать около своего стола и собрать пазл - картинку полностью и сказать какое время года изображено на них, и почему вы так решили).
(на 4 столах разложены пазлы – по 1 картинке на стол. Дети делятся на 4 подгруппы. Каждая подгруппа собирает 1 пазл.
7 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЗИМЕ»
Воспитатель:
- Зима предлагает вам составить предложения о ней, то есть о зиме.
(дети составляют предложения).(Наступила красавица – зима. Зимой много снега. Снег укрыл всю землю. Снежинки кружатся в воздухе. Реки покрылись льдом. И т.д.)
ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОВА»
Воспитатель:
- Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.
Воспитатель:
- Пусть Диана изображает слово «Дети», Аня – слово «горки», Настя – слово «катаются», Маша – слово «с», Встаньте друг за другом. Давайте прочитаем, что получилось. (Дети горки катаются с). Воспитатель:
- Мы так говорим? (Нет).
- Поменяем местами слова, чтобы получилось предложение. (Дети меняют местами детей, обозначающих слова).
- Что получилось? (Дети катаются с горки).
Воспитатель:
- Молодцы!. А сейчас составим ещё одно предложение. (Предлагаются слова: «Забавы, зимние, любят, дети, все»).
8 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИТЕ ПРАВИЛЬНО»
Воспитатель:
- Следующее задание Зимы. На столах лежат картинки зимы и лета. Нужно правильно разложить маленькие картинки: предметы для зимних видов спорта и развлечений положить на картинку с изображением зимы, а для летних – на картинку с изображением лета.
(После выполнения работы, воспитатель проверяет задание. Просит прокомментировать почему они положили тот или иной предмет на лето или на зиму).
9 СНЕЖИНКА – ЗАДАНИЕ - «СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Воспитатель:
- Зима прислала нам картинку Зимние забавы». Она просит рассмотреть её и составить по ней рассказ. Кто изображен на картинке? Что делают дети? Какое у них настроение? Кто ещё нарисован?
А теперь попробуйте составить небольшой рассказ по картинке. 1-2 детей рассказывают полностью. (Дети вышли на прогулку. Им весело, они улыбаются. Девочки катают снежные комки. Другие дети слепили снеговиков. Они большие и красивые. Шляпы дети сделали из кастрюли и ведра. глазки из пуговиц, вместо рук веточки дерева. Рядом сидит щенок. Ему тоже весело. Детям нравится гулять и лепить снеговиков).
ИТОГ:
Воспитатель:
- Обратите внимание, снежинки закончились, а значит, и закончились все задания Зимы, вы молодцы хорошо справились со всеми заданиями.
- Какие задания Зимы вам понравились? (ответы детей)
- Теперь Зима уступит своё место Весне и мы будем радоваться весеннему теплу. А зима приготовила для вас подарки: картинки – раскраски «Зимние забавы», и вы сможете их раскрасить цветными карандашами или красками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.
Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....
Конспект занятия по развитию речи. «Белые пятна Земли. Северный полюс и Антарктида»
Конспект занятия по развитию речи....
Занятие по развитию речи " Белая берёза"
Занятие по развитию речи " Белая берёза"...
Конспект занятия по развитию речи « Белая береза - символ России».
Конспект занятия по развитию речи " Белая берёза- символ России."...