Развитие связанной речи по средствам пересказа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формирование умения пересказывать с использованием слов с противоположным и близким значением.
Задачи:
1. Образовательные: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; отвечать на вопросы полными ответами; совершенствовать лексический запас слов с противоположным и близким значением; обогащать и активировать словарь; дать представление детям о пожарных собаках и их назначении.
2. Развивающие: развивать логическое мышление; умение формировать свои мысли;
3. Воспитательные: закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.
Используемая методика: О.С. Ушаковой, «Развитие речи и творчества дошкольников».
Методы и приёмы: рассматривание предметов – источников пожара, беседа о пожарных, физкультминутка, чтение рассказа-были Л.Толстого «Пожарные собаки», беседа по содержанию рассказа-были, пересказ рассказа.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – опасные, пожар, воспламеняющиеся.
Оборудование: Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, портрет Л. Н. Толстого, Наглядно демонстрационный материал организованной бразовательной деятельности по теме: «Чтение рассказа – были Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», иллюстрации «Лондон», мяч.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: беседы: «Собака – друг человека», «Профессия – пожарный». Изготовление настольной дидактической игры «Добрый – злой огонь». Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», памятка для родителей «Учим детей соблюдать правила Пожарной Безопасности».
Ход занятия:
В: (приглашение к совместной деятельности)
Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся
В: ребята, давайте рассмотрим предметы, которые лежат у меня в сундучке: спички, свечки, утюг, зажигалка. (слайд)
- Как вы думаете, почему эти предметы я объединила?
- Что о них можно сказать?
Ответы детей.
В: Правильно, молодцы. Эти предметы могут быть иногда очень опасными, в том случае, если ими неправильно пользоваться. Может случиться очень большая беда. Все дети должны знать, что без взрослых нельзя пользоваться спичками, включать утюг, а все взрослые должны быть очень внимательны и вовремя выключать газовую плиту, после того, как приготовили обед, убирать на место утюг, когда поглажено все белье, задувать праздничные свечи.
Дидактическая игра «Добавь слово» по правилам пожарной безопасности
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный…. (пожар)
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с …. (огнём)
Ты подумай ой, ой, ой,
Не играй с сестричками
Маленькими …. (спичками)
Он всегда помочь успеет,
И огонь он одолеет,
Знай ребенок, и родитель.
Это друг… .(огнетушитель)
Дым, пожар, горит,
Не стой.
Заливай скорей (водой)
Дым увидел, не зевай
И пожарных вызывай.
Помни каждый гражданин,
Спасенья номер… .( 01)
Если что – то загорится,
То пожарная примчится.
Вы запомните друзья,
Что с огнем шутить… НЕЛЬЗЯ
В: Дети, а кто знает о том, кто помогает справиться с пожаром?
(Ответы детей.)
В: Правильно, молодцы, это пожарные – специально подготовленные и обученные люди. Какими качествами должны обладать пожарные?
Дидактическая игра «Скажи какой»
(Ответы детей)
В: Молодцы, вы все правильно назвали. Только очень смелые, отважные, сильные люди могут быть пожарными. Когда пожарные не заняты тушением пожаров, они времени зря не теряют, занимаются подготовкой, тренируются.
В: А вы знаете, дети, что пожарными могут быть не только люди, но и собаки – помощники человека. Вот о таких собаках я хочу вам сегодня прочесть рассказ – быль, который написал Л. Н. Толстой, а называется он «Пожарные собаки».
(Показать на слайде портрет Л.Н.Толстого)
В: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «Лондон».
Лондон – это город в другой стране, в Англии.
(Показать иллюстрацию города)
Воспитатель читает рассказ.
Беседа по вопросам по рассказу.
В: Как начинается рассказ?
(Один раз загорелся дом.)
В: Кто встретил пожарных, когда они подъехали к загоревшемуся дому?
(когда пожарные подъехали к дому, к ним выбежала женщина)
В: Как вела себя женщина, когда подбежала к пожарным?
(она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)
В: Кого пожарные послали за девочкой?
(пожарные послали за девочкой собаку по кличке Боб)
Если дети не скажут кличку собаки, спросить как звали собаку?
В: Как Боб спас девочку?
(Он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку)
В: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
(пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)
В: Чем закончился рассказ?
(Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.)
Дидактическая игра «Наоборот».
В: Когда собака Боб спасла девочку, что стала делать мама?
(Мама радовалась.)
В: Какая она была?
(Радостная)
В: А до этого?
(Она плакала)
В: Какая она была?
(Печальная, грустная)
В: Когда мама увидела, что дочка жива, какая она стала?
(Радостная, веселая)
Физкультминутка.
Мы пожарные ребята
Мы нигде не пропадём.
(Дети ходят в полуприсяде, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.)
Мы пожар всегда потушим,
Очень строги мы с огнём!
(Ходят на пятках, руки на поясе.)
Чтобы с ним справляться ловко,
Нам поможет тренировка.
(Ходят, высоко поднимая колени, выполняя хлопок под коленом.)
Повторное чтение рассказа.
(Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста:
первый рассказывает начало; второй – о том, как собака спасла девочку; третий – о том, как собака принесла куклу.)
Пересказ детьми.
В: Молодцы, ребята, все вы постарались. У вас у каждого по-своему получился интересный пересказ.
В: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру.
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
(игра направлена на активацию деятельности тех детей, которые не были задействованы в пересказе)
Дети строят круг, воспитатель с мячом в круге и загадывает детям загадку:
Спит под крылечком
В дом не пускает. (собака)
Голова (чья) собачья.
Туловище (чьё) собачье.
Дети садятся на свои места.
Рефлексия:
В: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие чувства испытывали когда слушали рассказ? Кто запомнил автора рассказа «Пожарные собаки»?
Всем спасибо за работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Спиридонова Анастасия Сергеевна
воспитатель МБДОУ г. Иркутска
детского сада № 126
Тема: «Развитие связанной речи по средствам пересказа рассказа-были Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»»
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Дата проведения:
Количество детей в группе: 10
Цель: Формирование умения пересказывать с использованием слов с противоположным и близким значением.
Задачи:
1. Образовательные: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; отвечать на вопросы полными ответами; совершенствовать лексический запас слов с противоположным и близким значением; обогащать и активировать словарь; дать представление детям о пожарных собаках и их назначении.
2. Развивающие: развивать логическое мышление; умение формировать свои мысли;
3. Воспитательные: закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и физическое развитие.
Используемая методика: О.С. Ушаковой, «Развитие речи и творчества дошкольников».
Методы и приёмы: рассматривание предметов – источников пожара, беседа о пожарных, физкультминутка, чтение рассказа-были Л.Толстого «Пожарные собаки», беседа по содержанию рассказа-были, пересказ рассказа.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – опасные, пожар, воспламеняющиеся.
Оборудование: Мультимедийный проектор и экран, ноутбук, портрет Л. Н. Толстого, Наглядно демонстрационный материал организованной бразовательной деятельности по теме: «Чтение рассказа – были Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», иллюстрации «Лондон», мяч.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: беседы: «Собака – друг человека», «Профессия – пожарный». Изготовление настольной дидактической игры «Добрый – злой огонь». Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар», памятка для родителей «Учим детей соблюдать правила Пожарной Безопасности».
Ход занятия:
В: (приглашение к совместной деятельности)
Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся
В: ребята, давайте рассмотрим предметы, которые лежат у меня в сундучке: спички, свечки, утюг, зажигалка. (слайд)
- Как вы думаете, почему эти предметы я объединила?
- Что о них можно сказать?
Ответы детей.
В: Правильно, молодцы. Эти предметы могут быть иногда очень опасными, в том случае, если ими неправильно пользоваться. Может случиться очень большая беда. Все дети должны знать, что без взрослых нельзя пользоваться спичками, включать утюг, а все взрослые должны быть очень внимательны и вовремя выключать газовую плиту, после того, как приготовили обед, убирать на место утюг, когда поглажено все белье, задувать праздничные свечи.
Дидактическая игра «Добавь слово» по правилам пожарной безопасности
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный…. (пожар)
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с …. (огнём)
Ты подумай ой, ой, ой,
Не играй с сестричками
Маленькими …. (спичками)
Он всегда помочь успеет,
И огонь он одолеет,
Знай ребенок, и родитель.
Это друг… .(огнетушитель)
Дым, пожар, горит,
Не стой.
Заливай скорей (водой)
Дым увидел, не зевай
И пожарных вызывай.
Помни каждый гражданин,
Спасенья номер… .( 01)
Если что – то загорится,
То пожарная примчится.
Вы запомните друзья,
Что с огнем шутить… НЕЛЬЗЯ
В: Дети, а кто знает о том, кто помогает справиться с пожаром?
(Ответы детей.)
В: Правильно, молодцы, это пожарные – специально подготовленные и обученные люди. Какими качествами должны обладать пожарные?
Дидактическая игра «Скажи какой»
(Ответы детей)
В: Молодцы, вы все правильно назвали. Только очень смелые, отважные, сильные люди могут быть пожарными. Когда пожарные не заняты тушением пожаров, они времени зря не теряют, занимаются подготовкой, тренируются.
В: А вы знаете, дети, что пожарными могут быть не только люди, но и собаки – помощники человека. Вот о таких собаках я хочу вам сегодня прочесть рассказ – быль, который написал Л. Н. Толстой, а называется он «Пожарные собаки».
(Показать на слайде портрет Л.Н.Толстого)
В: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «Лондон».
Лондон – это город в другой стране, в Англии.
(Показать иллюстрацию города)
Воспитатель читает рассказ.
Беседа по вопросам по рассказу.
В: Как начинается рассказ?
(Один раз загорелся дом.)
В: Кто встретил пожарных, когда они подъехали к загоревшемуся дому?
(когда пожарные подъехали к дому, к ним выбежала женщина)
В: Как вела себя женщина, когда подбежала к пожарным?
(она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)
В: Кого пожарные послали за девочкой?
(пожарные послали за девочкой собаку по кличке Боб)
Если дети не скажут кличку собаки, спросить как звали собаку?
В: Как Боб спас девочку?
(Он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку)
В: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
(пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)
В: Чем закончился рассказ?
(Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.)
Дидактическая игра «Наоборот».
В: Когда собака Боб спасла девочку, что стала делать мама?
(Мама радовалась.)
В: Какая она была?
(Радостная)
В: А до этого?
(Она плакала)
В: Какая она была?
(Печальная, грустная)
В: Когда мама увидела, что дочка жива, какая она стала?
(Радостная, веселая)
Физкультминутка.
Мы пожарные ребята
Мы нигде не пропадём.
(Дети ходят в полуприсяде, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.)
Мы пожар всегда потушим,
Очень строги мы с огнём!
(Ходят на пятках, руки на поясе.)
Чтобы с ним справляться ловко,
Нам поможет тренировка.
(Ходят, высоко поднимая колени, выполняя хлопок под коленом.)
Повторное чтение рассказа.
(Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста:
первый рассказывает начало; второй – о том, как собака спасла девочку; третий – о том, как собака принесла куклу.)
Пересказ детьми.
В: Молодцы, ребята, все вы постарались. У вас у каждого по-своему получился интересный пересказ.
В: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру.
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
(игра направлена на активацию деятельности тех детей, которые не были задействованы в пересказе)
Дети строят круг, воспитатель с мячом в круге и загадывает детям загадку:
Спит под крылечком
В дом не пускает. (собака)
Голова (чья) собачья.
Туловище (чьё) собачье.
Дети садятся на свои места.
Рефлексия:
В: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие чувства испытывали когда слушали рассказ? Кто запомнил автора рассказа «Пожарные собаки»?
Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.
Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.«Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного ...
Театральная деятельность, как средство развития связанной речи у детей младшей группы
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Всю свою выдумку, впечатлени...
Наглядное моделирование как средство развития связанной речи.
В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием нагляд...
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...
Кроссенс- технология как средство развития связаной речи детей дошкольного возраста.
Пояснительная запискаВ связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология раз...
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...
Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»
Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»...