Наглядное моделирование как средство развития связанной речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием наглядного моделирования, который позволяет планировать связное высказывание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование как средство развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определил направления развития и образования детей, а также целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Так, целевыми ориентирами в речевом развитии являются достаточно хорошее владение устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, умение строить речевое высказывание.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сделать определенные выводы о процессе становления связной речи у дошкольников, а именно: большинство детей активно делятся своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берутся за составление рассказа по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребёнка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В своей практике мы используем разнообразные методические приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, но самым эффективным считаем прием наглядного моделирования, который позволяет планировать связное высказывание.
Использование данного приема дает возможность:
- самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- развития децентрации (умение менять «точку отсчета»);
- развития замыслов – идей будущего проекта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине или серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Основой метода наглядного моделирования является знакомство детей с графическим способом представления информации – моделью. В качестве условных заместителей применяются символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения; контрастная рамка, как прием фрагментарного рассказывания и др.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Развитие навыков пересказа предполагает формирование следующих умений: обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями; передавать события при помощи символа-заместителя (предметное моделирование); передавать последовательность эпизодов в соответствии с расположением заместителей. Начинать следует с рассказывания знакомых коротких сказок («Теремок», «Колобок» и др.), постепенно выставляя символы-заместители героев сказки. Очень важно добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, т.е. составить начало рассказа и последствия ситуации – конец рассказа. На практике составленные детьми рассказы – это простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Для преодоления этих недостатков и формирования навыков рассказывания по картине можно отметить несколько этапов:
- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- определение взаимосвязи между ними;
- объединение фрагментов в единый сюжет.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или в сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.д., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Особым видом связного высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно труден для детей, т.к. в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы, которые носят статичный характер. Особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Здесь работа состоит из нескольких этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Для активизации творческого мышления дошкольников при составлении рассказа по картине можно использовать прием наглядного моделирования – фрагментарное рассказывание. Картина делится условно на части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Вариативность рассказов достигается за счет выбора детьми цвета первого прямоугольника.
Использование речевой формы – сравнительное описание предметов – также дает положительный результат. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе ознакомления с объектами. Элементами модели описательного рассказа могут служить символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовому понятию (птицы, рыбы); величина (большая, маленькая); цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых объектов); как используется (какую пользу приносит).
Наиболее сложным для дошкольников является составление творческого рассказа, и часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенком перед построением творческого связного рассказа.
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели предлагаются силуэты животных, людей, растений и т.д. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения задают определенный обобщенный образ. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами.
Прием наглядного моделирования позволяет повысить эффективность развития связной речи дошкольников. Овладевая всеми видами связного высказывания с помощью наглядного моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Список использованной литературы.
- Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятй по сказкам с детьми 5-6 лет СПб Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание, №6, 2004 г.
- Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г.
- Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника / Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-198199-1364396842.jpg)
СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593614-1423941539.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье описывается применение приема наглядного моделирования как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938312-1502125504.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников
Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/16/picture-649111-1734370181.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-1180520-1572169426.jpg)
Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников
Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/14/picture-1050276-1628942299.jpg)
Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...