Кроссенс- технология как средство развития связаной речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Пояснительная записка
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения. Задача технологии развивающего обучения дошкольников была актуальна во все времена, однако на современном этапе данный вопрос приобрел особую значимость в свете обозначенной направленности на формирование общей культуры, а также развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей психических процессов, личности. Если психическое развитие в принципе может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Действительно, в общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом, и любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим". Но все проблемы заключаются в том, чтό конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.
Основоположником развивающего обучения, по праву считается И.Г.Песталоцци. Он считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка:
- это возбуждение ума детей к активной деятельности
- это развитие познавательных способностей
- выработка у детей умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.
Недооценка периода дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности является неоправданной, поскольку как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению и осмыслению причинно – следственных связей. Наиболее сензитивным периодом развития интеллектуальных способностей личности является время дошкольного детства.
В теории дошкольной педагогики сложилось несколько направлений изучения вопроса интеллектуального развития личности дошкольника: способы теоретического, категориального мышления детей (И.Б. Котова, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и другие), методы активизации познавательного развития детей (Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддьяков), методы и формы развития интеллектуальных умений детей (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.З. Зак, А.М. Матюшкин, В.А. Сластенин).
Развитие логического, творческого мышления и познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ.
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
- умение выделять существенные признаки из второстепенных,
- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать нестандартность, креативность мышления.
Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Технологии развивающего обучения, такие как технология «Развитие критического мышления», технологии «Интеллект-карт» и ТРИЗ, приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы» способствуют на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников. В этой методической разработке предлагается рассмотреть метод развивающей технологии «Кроссенс». «Кроссенс» эффективно способствует формированию этих умений именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно.
Новизна заключается в том, что метод кроссенса впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель использования кроссенса в практике: создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Направление технологии развивающего обучения в развитии интеллектуальных способностей.
Модернизация системы дошкольного образования, его целей и задач содействует развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников. На необходимость реализации данного направления указывает и ФГОС дошкольного образования, предъявляющий высокие требования к развивающей специфике содержания образования, а также к педагогическим технологиям и методам, призванным стимулировать интеллектуально – познавательный потенциал дошкольников.
Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. По мнению Л.С. Выготского принцип обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к еще более трудному, от абстрактного к еще более конкретному, т.е. обучение должно быть ориентировано не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В связи с этим возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и дошкольников на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности дошкольников. Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Своеобразие процесса развития интеллектуальных способностей заключается в том, что это полимотивированная деятельность, которая одновременно отвечает внутренним познавательным и внешним социальным мотивам деятельности ребенка – субъекта. В связи с этим организацию процесса развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет необходимо вести не только лишь в зоне ближайшего развития с опорой на достигнутый, актуальный уровень сформированности интеллектуальных способностей, а пытаться приподнять завесу зону более отдаленного развития, благодаря чему и происходит саморазвитие интеллектуально-творческой деятельности ребенка.
3. Функционально – содержательное направление развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе использования технологии «Кроссенс».
3.1. Характеристики возрастных особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Освещение данного направления начинается с характеристики возрастных особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Изучение и анализ психолого – физиологической и педагогической литературы, а также опыт работы с детьми данного возраста позволили определить следующие особенности интеллектуального развития детей 5 – 7 лет:
- опосредованность установления некоторых отношений между предметами, основанная на обобщении своего прежнего опыта;
- наметившийся процесс упорядочивания информации (имеющейся и поступающей), протекающий на основе совершенствования психических процессов;
- растущая результативность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению, к плавному восприятию предметов и явлений, к целенаправленному решению познавательных и практических задач;
- период развития знакового опосредования;
- возросшая познавательная активность: направленный стойкий интерес к отдельному объекту или явлению, стремление к получению знаний;
- полное овладение системой родного языка;
- проявление дифференцированного отбора языковых средств в высказываниях в зависимости от ситуации и участников общения;
- появление и дальнейшее совершенствование внеситуативно – познавательной формы общения со взрослыми и сверстниками;
- элементы самостоятельности в интеллектуально – игровой деятельности;
- возникновение мотива демонстрации своих знаний, осведомленности;
- установление причинно – следственных связей.
3.2. Классификация интеллектуальных способностей
Неоднозначность подхода многих исследователей к структуре и видам интеллектуальных способностей привело к необходимости четкой структуризации и классификации интеллектуальных способностей:
мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование);
решение элементарных интеллектуальных задач;
наглядное моделирование;
пространственное восприятие;
оперативная память (способность запоминания и воспроизведения информации: конкретной, символической, семантической, поведенческой);
вербальная гибкость;
символическое опосредование (отношение одного понятия к другому, познаваемое через третье);
гибкость мыслительных действий;
креативность (творческое воображение);
система когнитивных параметров;
логические операции (логическое оперирование в вербальном плане; относительность понятий; выделение логических отношений между понятиями).
3.3. Использование технологии «кроссенс» в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников.
Так что же такое кроссенс? Этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов». Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение, которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-4, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Но это более сложный вариант, для первоначальной работы с детьми берем более легкие цепочки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, детский сад занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать - то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.
Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем – из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой.
Технологию «Кроссенс» необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. Адаптацию развивающей технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:
- определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь – растут грибы – люди собирают грибы в лесу. Решение кроссенса: время года – осень. Другой пример: создание и решение кроссенса по направлению «развитие фонематического восприятия». Тема «Звук и буква « А». В таблице размещены картинки с изображением фруктов, в названии которых звук «А» в начале слов: ананас, абрикос, апельсин. Воспитатель предлагает детям отгадать букву, которую нужно написать в пустом квадрате. Дети устанавливают ассоциативные связи исходя из фонетического звучания слов;
- сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
- направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).
Способы чтения кроссенса:
Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение
последовательности.
4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:
конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;
всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;
красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.
Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:
• на стадии определения темы образовательной деятельности;
• для определения и постановки проблемы;
• для закрепления материала;
• как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);
• как творческая совместная работа родителей с детьми.
Технология «Кроссенс» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
Предполагаемый результат применения технологии:
- сформированность у детей обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту;
- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно - падежные конструкции;
- коррекция лексико - грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;
- сформированность мелкой моторики, зрительно - пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;
- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.
2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
3. Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.
4. Яфаева В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программ – руководство. Уфа: БИРО. - 65 с.
5. Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-67 с.
6. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 2012 – 217с.
7. Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015. № 1-85-89 с.
8. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Академия, 2013 -329 с.
Приложение 2
Кроссенс «Осень»
Цель: формировать умения детей анализировать, вычленять части, объединять в пары; упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.
? | ||
Читать способом «улитка».
Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение.
1-2 - дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь.
2-3 – Люди гуляют с зонтами в парке или лесу.
З-4 – в лесу растут грибы – люди собирают грибы в лесу.
Решение кроссенса: время года – осень.
Кроссенс «Друзья спорта»
Цель: Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.
Читать способом «улитка»
1-2 - трава зеленая, как арбуз, а он еще и круглый, как мяч.
2-3 – мячом можно играть в воде.
3-6 – в воде можно поставить ворота(водное поло).
6-9 – у бабушки в руках клюка (клюшка), ворота есть в хоккее.
9-8 – в хоккей играют на льду.
8-7 – лед бывает зимой, бывает зимой и снег (зимой можно скатываться с горки на санях, лыжах, сноубордах).
7-4 – на соревнованиях можно занимать призовые места.
4-1 – мы друзья спорта.
Кроссенс «Скоро в школу»
Цель: Расширять представлений детей о роли школы в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний; развивать образное мышление
Читать способом «к центру»
Педагог вводит детей в тему НОД.
9-1 – в школе звенит колокольчик-звонок
9-2 – в школе дают учебники
9-3 – дети в школе пишут в тетрадях
9-4 – в школе ставят оценки в дневник
9-5 – в школу дети ходят с рюкзаками
9-6 – в школе учатся ученики
9-7 – учеников в школе учат учителя
9-8 – после окончания школы выдают аттестат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Арт-технологии, как средство развития танцевальных навыков детей дошкольного возраста"
В данной статье рассматривается описание арт-технологии и ее игровых элементов, которые могут быть применимы в постановочной работе с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных навыков....
Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности....
Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
Данная методическая разработка представляет опыт работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке ...
«Кейсы обо всем на свете» Кейс-технология как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Познавательная активность - это деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобыподдерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей,формировать позна...
Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, сво...
Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...