Статья на тему «Мнемотехника как способ развития».
статья по развитию речи
Мнемотехника. это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_mnemotehnika_kak_sposob_razvitiya.docx | 328.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДРУ №50 Приморского района, города Санкт-Петербург
Воспитатель Абрамова Елена Николаевна
Статья на тему: «Мнемотехника как способ развития».
Разберем для начала, что же такое мнемотехника и откуда она взялась. Мнемотехника. это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как не странно мнемотехника изначально не имела никакого отношения к детям. Данная часть риторики предназначалась для запоминания длинных речей, что было необходимо в ораторском искусстве.. В современном мире мнемотехника продвинулась на много шагов вперед как в техническом плане, так и в теоретическом. Данная методика помогает фиксировать в памяти последовательность текстового материала и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию.
В современном мире мнемотехника помогает и при работе с детьми, облегчая деткам воспроизводить пересказ, заучивать и рассказывать стихи.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
- Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
- Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
- Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.
Приёмы мнемотехники
Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.
По начальным буквам
С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.
Рифмы
Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.
Созвучия
Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».
Визуализация
Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.
Пространственное воображение
Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.
Зрительная память
Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.
Цифровые алгоритмы
Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.
Если перевести свое внимание из вне на внутреннее и проследить за тем, каким образом формируются мысли, то можно увидеть, что в голове они предстают в виде образа, но никак не в виде цифрового ряда. Если слово «король» легко ассоциируется с империей и человек применить эту ассоциацию, то полученная информация легко запомнится. Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника-как способ развития коммуникативных способностей дошкольников.
Хочу поделиться опытами использования мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей. Если ...
Мнемотехника как способ развития речи детей
«Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» ...
статья на тему «Игра — природный способ интеллектуального развития детей»
laquo;Игра — природный способ интеллектуального развития детей»...
Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста
В развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...
Мнемотехника как способ развития связной речи
В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные...
Статья на тему: "Изобразительное творчество: способы диагностики и развития".
Статья на тему: "Изобразительное творчество: способы диагностики и развития"....
Статья на тему: «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста» для детей 5-6 лет
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старш...