Мнемотехника-как способ развития коммуникативных способностей дошкольников.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Хочу поделиться опытами использования мнемотехники для развития коммуникативных способностей детей.
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
К.Д.Ушинский
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы:
· являются дидактическим материалом по развитию речи;
· их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
· использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы:
· являются дидактическим материалом по развитию речи;
· их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
· использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Использование мнемотаблиц в детском саду
Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).
Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),
Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),
С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),
Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!
(Слова народные)
Таким образом, я пришли к выводу, что начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно с помощью не только традиционных, но и инновационных форм, используя комплексный подход. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки. Постоянно используя их в своей работе я помогаю детям удерживать полученную информацию в памяти, развивая тем самым коммуникативные успехи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как способ развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет.
консультация для воспитателей...
Презентация на тему "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников"
Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отс...
Консультация для педагогов ДОУ "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников."
В этой консультации я рассказываю о том, как коллективное изготовление макетов помогает развивать коммуникативные навыки дошкольников....
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Место игры в развитии ребенка. Развитие коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста через игру....
Консультация для педагогов "Мнемотехника как способ развития связной речи дошкольников"
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мы...
Применение технологии формирования самостоятельности у старших дошкольников в организации подвижных игр, как способ развития коммуникативных способностей.
Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социальное развитие ребенка, способного выстраивать эффективные модели взаимодействия с окружающими, выбирать оптимальный вариант ...
ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для дошкольника игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....