Статья на тему: "Изобразительное творчество: способы диагностики и развития".
статья

Зуболей Полина Юрьевна

Статья на тему: "Изобразительное творчество: способы диагностики и развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ

Зуболей П.Ю., Хорохорина Ю.Н.

Россия, МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка»

polina.zuboley68@mail.ru

Аннотация: В статье характеризуется изобразительное творчество как психолого-педагогическое понятие. Обосновывается необходимость организации специальной работы педагога по развитию изобразительных творческих способностей. Рассматриваются методы диагностики и развития творческих способностей.

        Ключевые слова: изобразительное творчество, воображение, фантазия, творческие способности.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена обществу нужны творческие, нестандартно мыслящие личности. В современной педагогике изобразительное творчество дошкольников также является одной из актуальных тем. Что же это такое «изобразительное творчество»?

Изобразительное творчество - это уникальное явление, оно является одним из способов самовыражения, результат творческого осмысления человеком окружающего мира. В современной жизни изобразительное творчество - это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник», пробуждающий у ребёнка всё самое лучшее, прекрасное, призывающий к благородным поступкам.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, сделать по-новому, лучше.

Детское творчество существовало всегда, но взрослый долго оставался слеп и глух к нему. Художественно-педагогическая практика до сих пор полна противоречий. Почему одного ребёнка считают неспособным, но вдруг случай обнаруживает его незаурядные способности. Другого считают творческим на протяжении длительного времени, а затем успешность заканчивается. В чём же заключается способность к изобразительному творчеству и как определить его наличие у детей?

Признаки изобразительных способностей, согласно методике Д. Хаана и М. Каффа, проявляются в поведении ребёнка:

- при выражении чувств, не находя слов, он прибегает к рисунку, лепке;

- в своих рисунках и картинках отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, а не «зацикливается» на изображении чего-то одного;

- эмоционально реагирует на произведения искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какая-либо картина;

- в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; пытается высказать собственное мнение о произведениях.

Следует отметить, что творческий процесс тесно связан с воображением  и фантазией. Чем сложнее решаемая задача, тем интенсивнее человек использует своё творческое воображение. Психологическая наука характеризует воображение как форму отражения ранее сформированных представлений, но в новом, преобразованном варианте.

У детей старшего дошкольного возраста уровень развития воображения можно выявить с помощью игровых тестовых заданий: «Незаконченный рисунок», «Закончи рисунок» (модификация теста Торренса). Детям предлагается лист бумаги с контурами 10 кругов. Задание: превратить каждый круг в картинку. Время выполнения не ограничивают. Анализ: прорисовано 7-10 картинок – высокий уровень; 5-6 – средний уровень; менее 4 – низкий уровень.

Тестовое игровое задание «Невербальная фантазия». Ход игры: детям дают лист бумаги, шесть-восемь разноцветных карандашей и предлагают  нарисовать любую картинку. Время выполнения 5 минут.

Анализ и оценка: детские работы оценивается по следующим показателям: быстрота изображения; необычность, оригинальность образов, детализация образов (прорисовка) их эмоциональность.

Тестовое задание «Фантастический образ», целью которого является построение образов способом агглютинации. Ход игры: ребенку предлагаются определённые элементы изображения. Его задача - построить из них фантастический образ (существо или предмет). Затем просят ребёнка описать, какими свойствами обладает созданный образ, как называется и как его можно использовать? Способ оценки: чем больше элементов включает созданный образ, тем ярче функционирует воображение ребёнка. Анализ результатов игры-задания показывает, что, как правило, воображение (фантазия) детей дошкольного возраста ещё очень ограничена, они мыслят слишком реалистично и не могут «оторваться» от привычных образов.

Можно ли научить творчеству? Л.Н. Толстой категорически заявлял, что учить ребёнка творчеству нельзя, можно лишь помочь ему подступиться к творчеству. Но, оказывается, не учить тоже нельзя, поскольку спонтанное творчество ребёнка постепенно исчезает. Возникает вопрос, чему можно, а чему нельзя учить? Как помочь развитию того, чему нельзя научить? В этой связи возникают вопросы о соотношении «учебного» и «творческого» в работе с дошкольниками.

По мнению Б.М. Неменского, занятия рисованием по традиционной методике сводится к решению очень узких задач: не столько привить любовь к изобразительному искусству и развить творческие способности, сколько просто научить изобразительной грамоте, правильному выполнению перспективного и объёмного рисунка. А такое сужение задач «засушивает» и убивает у детей интерес и радость творчества [1].

В современной  психолого-педагогической литературе описано много подходов и принципов, реализация которых влияет на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [2, 3]. На наш взгляд, для стимулирования творчества, развития воображения необходима специальная работа, которую условно можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе главной задачей является развитие у детей репродуктивно-подражательной активности, что позволит детям накопить изобразительный опыт через усвоение образов художественного творчества. Кроме того, на данном этапе  необходимо особое внимание уделять формированию положительной мотивации к изобразительной деятельности, увлечь ребёнка процессом рисования. Педагогический принцип данного этапа обучения «Делай как я». Следует отметить, что творческое воображение ребёнка в процессе репродуктивно-подражательной деятельности находится в состоянии стагнации, но ребёнок очень быстро осваивает (накапливает) изобразительно-технические умения.

 На втором этапе особое внимание уделяется развитию у детей экспериментирования (поисковых - исполнительских умений). Принцип работы на втором этапе – «Делай сам!», «Делай своё!». С целью реализации данного принципа широко используются различные игровые упражнения и задания, направленные на развитие воображения и фантазирования:

 - на чёткое и ясное представление образов предметов;

- на развитие зрительной памяти;

- на развитие способности мысленно сопоставлять предметы, сравнивать их по цвету, форме, размеру, количеству деталей;

- на развитие умения комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошим стимулом для развития творческого воображения и фантазии являются незаконченные рисунки, неопределённые образы по типу пятен Роршаха. На развитие воображения и фантазии у детей оказывает большое влияние использование педагогом специальных методов и приёмов:

- приём образного сравнения (аналогии), когда разнообразные предметы, не имеющие строго заданной природной формы, (облака, падающие тени, пятна краски), пройдя через зрительное восприятие, ассоциируются детьми со сходными реальными формами;

- приём агглютинации, который предполагает «склеивание» качеств, частей и свойств различных предметов.

Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, необходим учет индивидуальных особенностей детей. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Кроме того, занимаясь с детьми, необходимо придерживаться следующих правил:

- предоставлять ребенку максимум свободы для проявления инициативы в процессе изобразительной деятельности;

- не ограничивать в выборе изобразительных материалов и инструментов (акварель, гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, фломастеры и т.д.);

-не критиковать продукт детского творчества, а уделять внимание даже не очень удачному рисунку.

Ребенок должен чувствовать себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, «сорадости» достижениям.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Литература

  1. Неменский Б.М. Познание искусством. М.: УРАО, 2000.
  2. Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. 2014. №2. С.52-56.
  3. Савенков А.И., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. М.: Юрайт, 2020.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Изобразительное творчество и игра".

Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются и уточняются....

Выступление на педсовете на тему: "Изобразительное творчество и игра"

Игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Педагоги и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на др...

Статья для родителей:" Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста» «Виды деятельности и способы их освоения детьми 5-7 лет».

Старший возраст – это развитие очень важного  периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихс...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Стендовый доклад на тему "Изобразительная деятельность дошкольника как средство эффективного развития познавательной активности"

Способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической  деятельности....

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: " Изобразительное творчество и игра"

Консультация  для педагогов дошкольного образования на тему: " Изобразительное творчество и игра"...