Речь и чтение.
статья по развитию речи

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_chtenie_.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

  «Литература служит представительницей умственной   жизни народа»

                                                                                               Н. А. Некрасов   

  «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их»

                                                                                               Рэй Брэдбери

         Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

         Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Речь появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

         Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» родителей и детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

 Очень важно, в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед взрослым стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Читающий должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт». Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы  различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык  волшебных сказок  В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена;  лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого;  легкие и прозрачные стихи  А.С.Пушкина и А. А. Фета; образный язык  маленьких описаний К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова, Григория Остера.

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

- воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;

- пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;  

- воспитания умения слушать произведение и анализировать;

- развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и    театрально-игровой деятельности;

-  развитие эмоциональной сферы ребёнка;

- умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

- контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев, им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы. Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках. Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Таким образом, художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №4 «Сказка» г. Протвино

Маркина О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)

«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».     Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ре...

Методическая разработка: Нарушение письменной речи и чтения у младших школьников

Формирование основ логопедических знаний у педагогов начальных классов, направленных на коррекцию письменной речи и чтения у младших школьников в помощь учителю-логопеду. Задачи семинара:По...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»

Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...

Конспект открытого занятия НОД развитие речи и чтение художественной литературы "Снегири"

Данное занятие нацеленно на обучению детей связной речи, дети учатся употреблять сложноподчененные предложения, передавать харрактерные особенности внешнего вида птиц, а так же расширяют словарн...

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»...