Методическая разработка: Нарушение письменной речи и чтения у младших школьников
методическая разработка по логопедии по теме
Формирование основ логопедических знаний у педагогов начальных классов, направленных на коррекцию письменной речи и чтения у младших школьников в помощь учителю-логопеду.
Задачи семинара:
- Познакомить учителей с причинами возникновения нарушений письма и чтения у младших школьников.
- Охарактеризовать формы и признаки расстройств письма и чтения у младших школьников.
- Познакомить учителей с методами и приемами логопедической работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи и чтения.
Семинар адресован учителям начальной школы образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦПМСС
Фрунзенского района
Программа
формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Составитель
Учитель-логопоед
Степанова Е.И.
Санкт-Петербург, 2013
I Актуальность программы
Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.
Применение аналитико-синтетического метода обучения звуко-слоговому анализу и синтезу слов различной слоговой структуры на практике значительно улучшает результаты коррекции фонетической стороны речи. После овладения этим методом дети будут более подготовлены к усвоению школьной программы, чем их сверстники, не прошедшие курс обучения.
II Цель программы
Развить фонематическое восприятие и научить детей делать звуко-слоговой анализ и синтез слов.
III Задачи программы
Задачи программы:
- развить слуховое внимание на материале не речевых и речевых звуков;
- развить умение давать характеристику звука по артикуляторным и акустическим признакам развить умение дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости;
- развить умение определять место заданного звука в слове, учить подбирать слова с заданным звуком;
- учить составлять слова из последовательно произнесенных звуков, учить последовательно произносить звуки в слове;
- учить детей в определении первого и последнего звука в слове;
- развивать фонематическое восприятие;
- упражнять детей в определении количества и последовательности звуков и слогов в слове;
- развивать умение находить ударный гласный;
- развивать умение делать звуко-слоговой анализ слов, составлять схему слова, подбирать слова к заданной схеме.
IV Адресат программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
V Технология работы
Занятия проводятся в кабинете, где имеются стулья, столы, зеркало, дополнительное освещение, место для динамических пауз. Наполняемость группы 4-5 человек, продолжительность занятий 25-30 минут.
VI Оборудование
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- звуковые замки;
- звуковые домики;
- мяч;
- набор символов для обозначения звуков, слогов, ударения.
VII Программа работы
- Обследование состояния фонематического восприятия;
- Работа над совершенствованием фонематического анализа:
- анализ звукового ряда состоящего из двух и более гласных;
- выделение ударного гласного из начала, середины, конца слова;
- анализ обратного и прямого слога;
- выделение звука на фоне слова (есть или нет);
- выделение звука на слух на основе собственного произношения;
- вычленение звука из слова: а) последнего согласного
б) первого согласного
в) ударной гласной
г) определение места звука в слове
3. Работа над совершенствованием сложных форм фонематического анализа:
- определение количества звуков в слове;
- определение последовательности звуков в слове;
- развитие умения составлять слова из звуков;
- составление звуковой схемы слова;
4. Работа над формированием навыков слогового анализа и синтеза:
- развитие умения делить слова на слоги;
- развитие последовательного и количественного слогового анализа слов;
- составление схем слов;
- развитие умения установить звуковой состав слова.
5. Работа над совершенствованием аналитико-синтетической деятельности, развитие умения делать звуко-слоговой анализ и синтез слов различной структуры:
- развивать умение соединять звуки в слоги, слоги в слова;
- анализ и синтез слов различной слоговой структуры.
6. Работа над развитием речевого слуха:
- самостоятельное произношение слова и определение его звукового состава;
7. Работа над совершенствованием психических функций (мышления, памяти, внимания).
8. Развитие мелкой моторики.
9. Использование в работе элементов психогимнастики.
10. Способствовать профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания и на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
11. Способствовать профилактике фонематической дислексии.
VIII Структура занятия
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Работа по заданной теме.
- Динамическая пауза.
- Закрепление темы.
- Подведение итога занятия.
IX Заключение
По окончании занятий дети должны овладеть простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза. Умения и навыки, которые формируются на занятии:
- умение давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам;
- владеть терминами: звук (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой), слог, слово, предложение;
- придумывать слово с заданным звуком;
- выделять гласный звук (ударная позиция, из начала, середины и конца слова);
- выделять заданный звук на фоне слова (есть - нет; из начала, середины и конца);
- умение выделять ударный гласный;
- умение делить слова на слоги;
- умение составлять схемы слов;
- усвоение правил:
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем;
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Литература:
- Г.А. Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно” СПб. 1997г.
- Н.В. Дурова “Фонематика” Москва. Мозаика-Синтез. 2001г.
- Научно методический журнал “Дефектология” 1986г. №5 Н.А. Чевелева “Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи”
- Научно методический журнал “Дефектология” 1996г. №1 С.М. Николаева
“Виды работ по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников”
- А.И. Максаков, Г.А. Тумакова “Учите, играя” Москва “Просвещение” 1983г.
- Е.А. Пожиленко “Волшебный мир звуков” Москва “Владос” 1999г.
- Т.А. Ткаченко “Если дошкольник плохо говорит”, СПб, 1998г.
- Т.А. Ткаченко “В первый класс без дефектов речи”, СПб, 1998г.
- Т.А. Ткаченко “Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа”, СПб, “Детство-Пресс”, 1998г.
- Т.А. Ткаченко “Коррекция нарушений слоговой структуры слова”, Москва, 2002г.
- Т.А. Ткаченко “Специаотеые символы в подготовке детей четырех лет к обучению грамоте”, Изд. “Гном и Д”, 2000г.
- Т.Б. Филичева, А.В. Соболева “Развитие речи дошкольника” Екатеринбург “АРД ЛТД” 2000г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи” (програмнный документ).
- Н.С. Четверушкина ”Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет”, Москва, 2001г.
- Г.С. Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва “Просвещение” 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письменной речи у младших школьников
Нарушение письменной речи у младших школьников. Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтени...
презентация "Нарушение письменной речи у младших школьников"
Цель данного материала - привлечь внимание учителя к нарушениям письменной речи у младших школьников и организовать их устранение...
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников.
методические рекомендации педагогам и родителям...
Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно...
Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...