КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Чтение сказки Н.С. Мишутина «Про грибы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Твердова Надежда Вениаминовна

В ходе проекта по литературному краеведению дошкольники познакомились с творчеством многих детских писателей и поэтов  Ивановской области и даже встречались с ними. По творчеству одного из них было разработано данное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Золотой петушок»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по речевому   развитию

в старшей группе

«Чтение сказки Н.С. Мишутина «Про грибы»

Автор:  Твердова Надежда Вениаминовна,

воспитатель высшей  квалификационной категории

г.Родники

2020

Уровень общего образования: дошкольное образование

Тема НОД: «Чтение сказки  Николая Мишутина «Про грибы»

Образовательная область (главное направление развития): речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное  развитие

Цель:  Создание условий для формирования  у   детей интереса к произведениям писателей родного края  через  чтение   сказки   Николая Мишутина «Про грибы»

Задачи:

Обучающие

  • Формировать   интерес  детей к творчеству детских писателей Ивановского края, обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей,  самостоятельности  в творческой деятельности
  • Создать условия для формирования у детей способности  к  анализу  содержания  и формы   произведения,  причин поступков главных героев через знакомство со сказкой Н.Мишутина «Про грибы»
  • Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов

Развивающие:

  • Развивать способность к целостному восприятию произведения, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него
  • Продолжать создавать условия для развития словаря, грамматически правильной,  осмысленной связной речи

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе, творчеству писателей родного края
  • Продолжать способствовать  формированию  литературно – художественного  вкуса,  способности понимать и чувствовать настроение произведения  

Предварительная работа:

 Посещение детьми  Публичной библиотеки г. Родники, чтение и заучивание стихов Светланы Сон, театрализация сказки М.Кочнева «Серебряная пряжа»

Оборудование и материалы:

  1. Картонный домик с окошечками, в них фото детских писателей и поэтов Ивановского края
  2. Мультимедийная установка
  3. Книга  Н.С. Мишутина «Ежик и ершик», иллюстрации к ней
  4. Изображения гриба со съемной шляпкой, зайца, ежа на подставках
  5. «Чемодан со сказками»
  6. Раскраски с изображением контуров героев сказки  (по количеству детей);
  7. Карандаши, фломастеры, цветные мелки

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята! Вы не забыли сегодня утром поздороваться ?

Подойдите, пожалуйста, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу, ведь мы друзья и очень рады друг друга видеть!

Дети встают в кружок, улыбаются друг другу и здороваются.

На мультимедийной доске фото Публичной библиотеки г.Родники, фото с детьми, сделанные во время посещения библиотеки.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите-ка на фото!  Может быть, вы скажете, что это за здание?

Дети: библиотека

Воспитатель: мы с вами посещали нашу Родниковскую Публичную библиотеку.  Что же такое библиотека, для чего она нужна?

Дети:  В библиотеке много-много книг, а в книгах много самых разных историй.

Там можно взять книгу домой, почитать с мамой

Воспитатель: правильно, молодцы!  А кто пишет книги с интересными историями, сочиняет стихи?

Дети: писатели и поэты

Воспитатель: У нас в группе есть  необычный дом. Приглашаю вас подойти к нему.

Дети с воспитателем переходят от мультимедийной  доски в книжный уголок к импровизированному домику писателей ивановского края.

 Воспитатель: Вот наш необычный домик!  Как он называется?

Дети: «Книжкин» дом

Воспитатель: Кто в нем живет?

Дети: писатели и поэты ивановского края

Воспитатель: Правильно! Молодцы! С некоторыми жителями этого домика мы уже знакомы. Давайте вспомним, с кем?

Дети: Михаил Кочнёв и Светлана Сон

Основная часть:

А интересно вам, кто же находится  за этими желтыми ставенками? Кто хочет открыть окошечко?

 Ребёнок открывает окошко. За картонными ставенками фото детского писателя Николая Мишутина

Воспитатель: Может кто – то из вас сам прочитает,  как зовут сегодняшнего нашего гостя?

Воспитатель: Правильно, молодцы! Это писатель Николай Мишутин. Николай Мишутин – наш земляк. Вы знаете, кого называют земляками?

Дети: это те люди, которые живут с нами на одной земле

Воспитатель: Правильно, земляки – это люди, живущие рядом, в одном городе, деревне, то есть на одной земле. Ребята, а вы знаете, в каком городе вы живете?

Дети: в городе Родники

Воспитатель: Ребята а как вы думаете где жил Николай Мишутин, если он – наш земляк? ( если дети затрудняются с ответом, то задать наводящие вопросы)

Воспитатель: Правильно! Николай Мишутин тоже жил в Родниках.  Он очень хорошо учился, поэтому у него в тетрадках были одни пятерки.  И уже тогда он почувствовал в себе талант писателя –  сочинял стихи и писал интересные статьи в газету. А когда Коля вырос, и у него появились свои дети, он стал сочинять для них сказки. В них он отвечал на простые детские вопросы: «Почему рыбы стали нарядными?», «Откуда у синичек галстуки?», «Почему у гуся лапки красные?», «Откуда у ежа колючая шубка?». И стал Николай Мишутин детским писателем.

Вы знаете какие-нибудь сказки этого писателя?

Дети: нет, не знаем

Воспитатель: А у нас в группе есть чудесный чемодан со сказками, и, думаю,  он нам обязательно поможет.  Ведь мы не раз уже находили в нем интересные сказки. Может, и сказки Николая Мишутина мы найдем в нем? Хотите  открыть его?

Воспитатель и дети переходят к столику, на котором расположен «Чемодан сказок», раскрывают его. Там находится книга сказок Н.Мишутина и атрибуты к ней.

Воспитатель: Да, в нашем чудесном чемодане сказок есть книга Николая Мишутина. Хотите, почитаем? Итак, сказка Николая Мишутина  «Про грибы». Усаживайтесь поудобнее, и слушайте.

Чтение сказки «Про грибы» с остановками

***

Воспитатель читает: Вы знаете, откуда у грибов такие пышные, аккуратные шляпы, кто их шил? А вот кто грибам шляпы нашил...

Однажды осенью под густую ёлку спрятался от дождя заяц.

 На стол выставляется изображение зайца на подставке из «чемодана сказок»

Смотрит: рядом, под дождём, дрожит гриб боровик.

 На стол выставляется изображение гриба без шляпки на подставке из «чемодана сказок» 

Взял бы его заяц к себе под ёлку, да как возьмёшь: у боровика ведь ножек-то нет, где родился, на том же месте и живёт — растёт.

- Эх!   - сказал тогда заяц грибу. — Плохо, видно, под дождём, боровик!

- Плохо, зайчик! — согласился гриб. — Видишь: весь я промок, замёрз.

Наломал заяц веток с ёлки и укрыл ими гриб. Поблагодарил боровик зайца и говорит:

- На днях видел я человека. Мимо меня он проходил, грибы собирал. Дождь тогда лил, а человеку хоть бы что: на голове у него шляпа, а над шляпой шляпа побольше на тонкой ножке.

- А-а...   - улыбнулся заяц. — Это люди в дождь над головой носят одну штуку с ручкой

Ребята, вы догадались, о какой такой штуке говорил гриб?

Дети:  зонт

Воспитатель: да, зонтом та штука зовётся...

- Да…, - сказал боровик. — Хорошо бы нам, грибам, с такой шляпой было. Да где мы их возьмем, кто нам сошьёт?

Пришлось тут задуматься зайцу: «Как помочь грибам?»  Вдруг слышит: зашелестели рядом листья, раздвинулась трава, и перед зайцем появился лесной портной  

 Ребята, а кого в лесу портным называют?

 Дети: ёжик

На стол выставляется изображение ежа на подставке.

- Слышал я,    -  сказал ёж,    - ваш разговор. Это верно -      грибам давно бы помочь нужно: и солнце их печет, и дождем сечёт.

Достал  ёж из своей колючей шубы острые иголки и давай шить грибам шляпы. Шьёт ёжик шляпы под елкой, а заяц – прыг-скок, прыг-скок – по всему лесу бегает, на грибы шляпы надевает. Бегает заяц и песню распевает:

- Эй, грибы, поднимайтесь, живо в шляпы наряжайтесь! Шляпы еж шьет бесплатные, непромокаемые, аккуратные!

С той поры все грибы стали шляпы носить. Так им понравились шляпы, что не снимают их ни днем, ни ночью.

Воспитатель: ребята, давайте немножко отдохнем и разомнёмся с героями сказок,

которых вы хорошо знаете.

Сказочная физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём  - и снова в путь! (шагают на месте)

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо восемь раз (наклоны вправо – влево)

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам! (тянутся на носочках)

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживёшь ты много лет! (прыжки на месте)

Повторите –ка опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть (шагают на месте)

Отдохнули? Снова в путь!

Воспитатель: молодцы, отдохнули. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» Подойдите  к  доске. На ней находятся иллюстрации к нашей сказке.

На мультимедийной доске расположены 3 иллюстрации к сказке Н.Мишутина «Про грибы» и одна  - к сказке «Колобок»

Воспитатель: ребята! Мне кажется, что  какие – то иллюстрации попали сюда из другой сказки. Какие? Почему мы не можем их взять в нашу сказку?

Дети: одна иллюстрация из сказки «Колобок». Колобка нет в нашей сказке

Воспитатель: давайте перечислим героев, которые повстречались нам в сказке

Дети: зайчик, ёжик, гриб

Воспитатель: В какое время года происходят события в сказке?

Дети: осенью

Воспитатель: да, молодцы! Как вы думаете, почему зайчик решил помочь грибу?

Дети: потому что зайчик добрый, ему стало жалко, что гриб мокнет под дождём

Воспитатель: Почему в сказке именно ёжик шил шляпы грибам?

Дети: потому что у него есть иголки

Воспитатель: как закачивается сказка?

Воспитатель: да, вот такая замечательная сказка  Николая Мишутина, нашего земляка «Про  грибы» с яркими картинками. Ребята, а как вы думаете, кто рисует такие замечательные картинки к сказкам? Мы с вами так любим их рассматривать!

Дети: художники

Воспитатель: картинки к сказкам называются иллюстрации, (дать возможность детям повторить новое слово) И создают их  специально обученные этому люди художники – иллюстраторы. Давайте скажем хором: иллюстраторы. Саша, скажи…., Ваня повтори…

Да, молодцы!

Воспитатель: Правильно! Молодцы!  А хотите вы сами попробовать себя в профессии иллюстратора?

Дети: хотим

Воспитатель: Я предлагаю вам  подойти к  столам. Посмотрите  у нас на столах незаконченные иллюстрации к сказке. Художники-иллюстраторы не успели закончить свою работу.  Давайте им поможем. За столами каждому ребёнку предлагается наборы карандашей, восковых мелков, фломастеров и пронумерованных раскрасок для работы. По окончанию работы детей вывешиваются в  правильном порядке. Иллюстрации получаются от начала до конца сказки Н.Мишутина «Про грибы»

Воспитатель: Замечательные иллюстрации получились у вас! Но, ребята, присмотритесь повнимательнее: ведь у нас получилась наша сказка, только в картинках!  Давайте по картинкам её расскажем теперь!

Воспитатель: мы добавим текст к нашим иллюстрациям, и тогда у нас получится  настоящая книга, созданная вашими руками! Мы положим её в наш чудесный «чемоданчик сказок» и отнесём его ребятам из младшей группы! Согласны?

Дети: да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».

Рафикова Эльмира ТихфятовнаВоспитательДетский сад «Солнышко» с.  Борское    Номинация: Методическая разработка (сценарии мероприятий и разработки уроков по творчес...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в  младшей группе  Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно- речевое развитие для детей средней группы «Сказка Дедушки Ежа».

Цель: прививать интерес к экспериментированию с помощью художественного слова «Лесной колобок – колючий бок» В. Бианки.Задачи:Обучающие:  учить находить причинно-следственные св...