КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Чтение сказки Н.С. Мишутина «Про грибы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В ходе проекта по литературному краеведению дошкольники познакомились с творчеством многих детских писателей и поэтов Ивановской области и даже встречались с ними. По творчеству одного из них было разработано данное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Золотой петушок»
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
в старшей группе
«Чтение сказки Н.С. Мишутина «Про грибы»
Автор: Твердова Надежда Вениаминовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г.Родники
2020
Уровень общего образования: дошкольное образование
Тема НОД: «Чтение сказки Николая Мишутина «Про грибы»
Образовательная область (главное направление развития): речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к произведениям писателей родного края через чтение сказки Николая Мишутина «Про грибы»
Задачи:
Обучающие
- Формировать интерес детей к творчеству детских писателей Ивановского края, обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей, самостоятельности в творческой деятельности
- Создать условия для формирования у детей способности к анализу содержания и формы произведения, причин поступков главных героев через знакомство со сказкой Н.Мишутина «Про грибы»
- Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов
Развивающие:
- Развивать способность к целостному восприятию произведения, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него
- Продолжать создавать условия для развития словаря, грамматически правильной, осмысленной связной речи
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе, творчеству писателей родного края
- Продолжать способствовать формированию литературно – художественного вкуса, способности понимать и чувствовать настроение произведения
Предварительная работа:
Посещение детьми Публичной библиотеки г. Родники, чтение и заучивание стихов Светланы Сон, театрализация сказки М.Кочнева «Серебряная пряжа»
Оборудование и материалы:
- Картонный домик с окошечками, в них фото детских писателей и поэтов Ивановского края
- Мультимедийная установка
- Книга Н.С. Мишутина «Ежик и ершик», иллюстрации к ней
- Изображения гриба со съемной шляпкой, зайца, ежа на подставках
- «Чемодан со сказками»
- Раскраски с изображением контуров героев сказки (по количеству детей);
- Карандаши, фломастеры, цветные мелки
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята! Вы не забыли сегодня утром поздороваться ?
Подойдите, пожалуйста, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу, ведь мы друзья и очень рады друг друга видеть!
Дети встают в кружок, улыбаются друг другу и здороваются.
На мультимедийной доске фото Публичной библиотеки г.Родники, фото с детьми, сделанные во время посещения библиотеки.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите-ка на фото! Может быть, вы скажете, что это за здание?
Дети: библиотека
Воспитатель: мы с вами посещали нашу Родниковскую Публичную библиотеку. Что же такое библиотека, для чего она нужна?
Дети: В библиотеке много-много книг, а в книгах много самых разных историй.
Там можно взять книгу домой, почитать с мамой
Воспитатель: правильно, молодцы! А кто пишет книги с интересными историями, сочиняет стихи?
Дети: писатели и поэты
Воспитатель: У нас в группе есть необычный дом. Приглашаю вас подойти к нему.
Дети с воспитателем переходят от мультимедийной доски в книжный уголок к импровизированному домику писателей ивановского края.
Воспитатель: Вот наш необычный домик! Как он называется?
Дети: «Книжкин» дом
Воспитатель: Кто в нем живет?
Дети: писатели и поэты ивановского края
Воспитатель: Правильно! Молодцы! С некоторыми жителями этого домика мы уже знакомы. Давайте вспомним, с кем?
Дети: Михаил Кочнёв и Светлана Сон
Основная часть:
А интересно вам, кто же находится за этими желтыми ставенками? Кто хочет открыть окошечко?
Ребёнок открывает окошко. За картонными ставенками фото детского писателя Николая Мишутина
Воспитатель: Может кто – то из вас сам прочитает, как зовут сегодняшнего нашего гостя?
Воспитатель: Правильно, молодцы! Это писатель Николай Мишутин. Николай Мишутин – наш земляк. Вы знаете, кого называют земляками?
Дети: это те люди, которые живут с нами на одной земле
Воспитатель: Правильно, земляки – это люди, живущие рядом, в одном городе, деревне, то есть на одной земле. Ребята, а вы знаете, в каком городе вы живете?
Дети: в городе Родники
Воспитатель: Ребята а как вы думаете где жил Николай Мишутин, если он – наш земляк? ( если дети затрудняются с ответом, то задать наводящие вопросы)
Воспитатель: Правильно! Николай Мишутин тоже жил в Родниках. Он очень хорошо учился, поэтому у него в тетрадках были одни пятерки. И уже тогда он почувствовал в себе талант писателя – сочинял стихи и писал интересные статьи в газету. А когда Коля вырос, и у него появились свои дети, он стал сочинять для них сказки. В них он отвечал на простые детские вопросы: «Почему рыбы стали нарядными?», «Откуда у синичек галстуки?», «Почему у гуся лапки красные?», «Откуда у ежа колючая шубка?». И стал Николай Мишутин детским писателем.
Вы знаете какие-нибудь сказки этого писателя?
Дети: нет, не знаем
Воспитатель: А у нас в группе есть чудесный чемодан со сказками, и, думаю, он нам обязательно поможет. Ведь мы не раз уже находили в нем интересные сказки. Может, и сказки Николая Мишутина мы найдем в нем? Хотите открыть его?
Воспитатель и дети переходят к столику, на котором расположен «Чемодан сказок», раскрывают его. Там находится книга сказок Н.Мишутина и атрибуты к ней.
Воспитатель: Да, в нашем чудесном чемодане сказок есть книга Николая Мишутина. Хотите, почитаем? Итак, сказка Николая Мишутина «Про грибы». Усаживайтесь поудобнее, и слушайте.
Чтение сказки «Про грибы» с остановками
***
Воспитатель читает: Вы знаете, откуда у грибов такие пышные, аккуратные шляпы, кто их шил? А вот кто грибам шляпы нашил...
Однажды осенью под густую ёлку спрятался от дождя заяц.
На стол выставляется изображение зайца на подставке из «чемодана сказок»
Смотрит: рядом, под дождём, дрожит гриб боровик.
На стол выставляется изображение гриба без шляпки на подставке из «чемодана сказок»
Взял бы его заяц к себе под ёлку, да как возьмёшь: у боровика ведь ножек-то нет, где родился, на том же месте и живёт — растёт.
- Эх! - сказал тогда заяц грибу. — Плохо, видно, под дождём, боровик!
- Плохо, зайчик! — согласился гриб. — Видишь: весь я промок, замёрз.
Наломал заяц веток с ёлки и укрыл ими гриб. Поблагодарил боровик зайца и говорит:
- На днях видел я человека. Мимо меня он проходил, грибы собирал. Дождь тогда лил, а человеку хоть бы что: на голове у него шляпа, а над шляпой шляпа побольше на тонкой ножке.
- А-а... - улыбнулся заяц. — Это люди в дождь над головой носят одну штуку с ручкой
Ребята, вы догадались, о какой такой штуке говорил гриб?
Дети: зонт
Воспитатель: да, зонтом та штука зовётся...
- Да…, - сказал боровик. — Хорошо бы нам, грибам, с такой шляпой было. Да где мы их возьмем, кто нам сошьёт?
Пришлось тут задуматься зайцу: «Как помочь грибам?» Вдруг слышит: зашелестели рядом листья, раздвинулась трава, и перед зайцем появился лесной портной
Ребята, а кого в лесу портным называют?
Дети: ёжик
На стол выставляется изображение ежа на подставке.
- Слышал я, - сказал ёж, - ваш разговор. Это верно - грибам давно бы помочь нужно: и солнце их печет, и дождем сечёт.
Достал ёж из своей колючей шубы острые иголки и давай шить грибам шляпы. Шьёт ёжик шляпы под елкой, а заяц – прыг-скок, прыг-скок – по всему лесу бегает, на грибы шляпы надевает. Бегает заяц и песню распевает:
- Эй, грибы, поднимайтесь, живо в шляпы наряжайтесь! Шляпы еж шьет бесплатные, непромокаемые, аккуратные!
С той поры все грибы стали шляпы носить. Так им понравились шляпы, что не снимают их ни днем, ни ночью.
Воспитатель: ребята, давайте немножко отдохнем и разомнёмся с героями сказок,
которых вы хорошо знаете.
Сказочная физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём - и снова в путь! (шагают на месте)
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо восемь раз (наклоны вправо – влево)
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам! (тянутся на носочках)
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет! (прыжки на месте)
Повторите –ка опять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть (шагают на месте)
Отдохнули? Снова в путь!
Воспитатель: молодцы, отдохнули. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» Подойдите к доске. На ней находятся иллюстрации к нашей сказке.
На мультимедийной доске расположены 3 иллюстрации к сказке Н.Мишутина «Про грибы» и одна - к сказке «Колобок»
Воспитатель: ребята! Мне кажется, что какие – то иллюстрации попали сюда из другой сказки. Какие? Почему мы не можем их взять в нашу сказку?
Дети: одна иллюстрация из сказки «Колобок». Колобка нет в нашей сказке
Воспитатель: давайте перечислим героев, которые повстречались нам в сказке
Дети: зайчик, ёжик, гриб
Воспитатель: В какое время года происходят события в сказке?
Дети: осенью
Воспитатель: да, молодцы! Как вы думаете, почему зайчик решил помочь грибу?
Дети: потому что зайчик добрый, ему стало жалко, что гриб мокнет под дождём
Воспитатель: Почему в сказке именно ёжик шил шляпы грибам?
Дети: потому что у него есть иголки
Воспитатель: как закачивается сказка?
Воспитатель: да, вот такая замечательная сказка Николая Мишутина, нашего земляка «Про грибы» с яркими картинками. Ребята, а как вы думаете, кто рисует такие замечательные картинки к сказкам? Мы с вами так любим их рассматривать!
Дети: художники
Воспитатель: картинки к сказкам называются иллюстрации, (дать возможность детям повторить новое слово) И создают их специально обученные этому люди художники – иллюстраторы. Давайте скажем хором: иллюстраторы. Саша, скажи…., Ваня повтори…
Да, молодцы!
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А хотите вы сами попробовать себя в профессии иллюстратора?
Дети: хотим
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столам. Посмотрите у нас на столах незаконченные иллюстрации к сказке. Художники-иллюстраторы не успели закончить свою работу. Давайте им поможем. За столами каждому ребёнку предлагается наборы карандашей, восковых мелков, фломастеров и пронумерованных раскрасок для работы. По окончанию работы детей вывешиваются в правильном порядке. Иллюстрации получаются от начала до конца сказки Н.Мишутина «Про грибы»
Воспитатель: Замечательные иллюстрации получились у вас! Но, ребята, присмотритесь повнимательнее: ведь у нас получилась наша сказка, только в картинках! Давайте по картинкам её расскажем теперь!
Воспитатель: мы добавим текст к нашим иллюстрациям, и тогда у нас получится настоящая книга, созданная вашими руками! Мы положим её в наш чудесный «чемоданчик сказок» и отнесём его ребятам из младшей группы! Согласны?
Дети: да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».
Рафикова Эльмира ТихфятовнаВоспитательДетский сад «Солнышко» с. Борское Номинация: Методическая разработка (сценарии мероприятий и разработки уроков по творчес...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по Речевому развитию в старшей группе по теме: «Весенняя Сказка» с использованием СИНКВЕЙН- технологии
Использование методики составления синквейна при анализе литературного произведения....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему "Чтение сказки В. Сутеева "Под грибом"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно- речевое развитие для детей средней группы «Сказка Дедушки Ежа».
Цель: прививать интерес к экспериментированию с помощью художественного слова «Лесной колобок – колючий бок» В. Бианки.Задачи:Обучающие: учить находить причинно-следственные св...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы «Февраль – последний месяц зимы»
Конспект по речевому развитию детей старшей группы "Февраль - последний месяц зимы"...