Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: продолжать формировать умение творческого рассказывания с использованием технологии карт Проппа.
Задачи
Образовательные:
Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Формировать умение пересказывать сказку «Гуси-лебеди» с помощью карт «Проппа».
Развивающие:
Развивать связную речь, мышление, воображение.
Развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pereskaz_skazki_s_ispolzovaniem_kart_v.ya_._proppa.docx | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа»
Цель: продолжать формировать умение творческого рассказывания с использованием технологии карт Проппа.
Задачи
Образовательные:
Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
Формировать умение пересказывать сказку «Гуси-лебеди» с помощью карт «Проппа».
Развивающие:
Развивать связную речь, мышление, воображение.
Развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе.
Оборудование: карты «Проппа» («Герой покидает дом», «Запрет», «Нарушение запрета», «Жили-были», «Счастливый конец»), перо Жар-птицы, кукла би-ба-бо: сказочница, ширма, дидактическая игра «Собери героев сказки» (разрезные картинки), сл. игра «Продолжи предложение», волшебный клубочек, книга «Гуси-лебеди», музыкальное сопровождение.
Планируемый результат:
Дети получают общее представление о картах «Проппа»;
Умение работать с проблемной ситуацией;
Умение сравнивать, обобщать;
Развитие речевого творчества.
Ход
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Очень рада вас видеть. Вы любите сказки? Как вы думаете, что же такое сказка? (Сказка - это чудеса, то, чего не бывает на самом деле). Я предлагаю отправиться в сказку...
«В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди...
Воспитатель: Ребята, вы готовы? Вставайте в круг, возьмите друг друга за руки и закройте глаза, а волшебное перо Жар-птицы поможет нам переместиться в сказку.
Нас кто-то уже ждёт. Вы хотите узнать кто это? (Да). Ну, тогда устраивайтесь поудобней.
В некотором царстве, в сказочном государстве в небольшой избушке, что притаилась на опушке заповедного леса, жила-была бабушка Забавушка. Больше всего на свете бабушка Забавушка любит рассказывать сказки.
Бабушка Забавушка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я к вам в гости собиралась, хотела книжку с новой сказкой принести. Но по соседству со мной живет Баба-Яга. Живет она одиноко, никто к ней в гости не приходит, поэтому она злая и вредная. Баба-Яга хочет, чтоб и её любили, и к ней гости приходили. И вот, раздобыв где-то шапку-невидимку, зловредная старуха пробралась ко мне в дом и испортила картинки из книжки, которую я для вас приготовила. Может быть, вы сможете мне помочь?
Дети: Да, поможем!
Бабушка Забавушка: Я верю, что у вас все получится. А мне уже пора в свою избушку на лесной опушке. До свидания.
Воспитатель:
- Вспомните, из каких частей состоит сказка? (зачин, приключения героев, и концовка)
- Совершенно, верно, в каждой сказке есть зачин, сюжет и концовка.
Я хочу проверить, на самом ли деле вы любите сказки так, как говорите. Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начинаю, а тот, у кого в руках будет волшебный клубочек, продолжит…
- С каких слов может начинаться сказка?
Зачин:
«Жили-….были»,
«В некотором царстве, …….в некотором государстве»,
«За тридевять земель, …….. в тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
«Будет сказка занимательна, …… только слушайте её внимательно».
- А какими словами может заканчиваться сказка?
Концовка:
«Жили они долго ……………. и счастливо»
«И стали они жить-поживать, ……….. да добра наживать»,
«И я там был, мед, пиво пил, ………. да усы лишь обмочил».
«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец».
«Сказка - ложь, да в ней намек, ….. добрым молодцам урок».
«Вот вам и сказка, …….. а мне кринка масла».
- Какое главное условие в сказке? (в сказке добро всегда побеждает зло)
- Какие вы молодцы, всё знаете.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, какую же сказку нам приготовила бабушка Забавушка (достает из конвертов «разрезные картинки).
- Ой, ребята, посмотрите, ни одной целой картинки. Как же мы теперь узнаем, какая сказка была в книжке? Что же нам делать? (предположения детей)
- А давайте разделимся на группы, соберем их и узнаем, что это за сказка? (Дети собирают разрезные картинки).
Д/игра « Собери героя сказки».
После того, как дети собрали и назвали героев, разрезные картинки заменяются целыми. Картинки появляются на интерактивной доске.
- Ребята, кто узнал, из какой сказки пришли к нам герои?
(дети: Сказка называется «Гуси-лебеди»).
- Скажите, а вы хотели бы побыть немного сказочниками? (Ответы детей).
- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку. Я буду вам рассказывать сказку. А вы слушайте внимательно и запоминайте.
Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» сопровождается выкладыванием карт Проппа по сюжету. (Карты: жили-были, запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, спасение от преследования, счастливый конец).
Покажите, пожалуйста, картинку, которая указывает на начало сказки, (карта «домик»).
Покажите картинку, которая напомнит, что был какой-то запрет (карта «запрет»).
Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет (карта «нарушение запрета»).
Какая картинка поможет нам рассказать, что герой отправился на помощь? (карта «герой покидает дом»).
Какая картинка напомнит о преследовании? (карта «спасение от преследования»).
Найдите, пожалуйста, картинку, которая расскажет, чем закончилась сказка (карта «счастливый конец»).
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка. (дети шагают)
Стоит задом наперёд. (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальчиком)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)
- Вот что у нас получилось:
Начало сказки
Герою что – то запретили делать, чтобы не было беды.
Герой нарушает запрет и случается беда.
Герой покидает дом
Спасение от преследования
Добро побеждает зло.
Давайте попробуем рассказать сказку с помощью этих волшебных карт? Дети пересказывают сказку, используя карты Проппа.
Ребята, я дарю вам книжку «Гуси-лебеди», поселите её в вашем книжном уголке.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте в круг, берите друг друга за руки, а перо Жар-птицы поможет нам переместиться обратно.
- Как вы думаете, мы стали сказочниками? Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)
Бабушке очень нравится, когда вы читаете и рассказываете ее сказки.
Она передала в подарок эти волшебные карты, которые помогут вам рассказать много сказок. И я думаю, что она еще не раз к нам придет к нам с новой интересной сказкой.
«Верить в сказку - это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
До свидания, до скорых встреч.
Воспитатель: Посмотрите здесь спрятан какой-то сундучок. Давайте откроем сундучок и узнаем что там. Посмотрите, какие картинки здесь лежат, они помогут рассказать нам сказку и ничего не забыть!
1. Выберете картинку где говорится, что: кот, петух и Жихарка где-то жили.
2. Выберете картинку, которая напомнит нам про то, о чем прослышала лиса.
3. Выберете картинку, которая напомнит нам про наказ кота и петуха.
4. Выберете картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет.
5. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что враг начинает действовать.
6. Выберете картинку, которая поможет нам рассказать о том, как герой вступает в битву с врагом.
7. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что произошло в результате битвы.
8. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героем, когда он вернулся домой.
9. А что означает это карточка?
1. «Жили были»
2. «Особое обстоятельство»
3. «Запрет»
4. «Нарушение запрета»
5. «Враг начинает действовать»
6. «Герой вступает в битву с врагом»
7. «Одержание победы»
8. «Герой возвращается домой»
9. «Счастливый конец»
Появляется Жихарка: - как здорово у вас получилось! Послушать сказку про себя, это так забавно! За это, я вас пряничками угощу! Обязательно расскажите эту сказку своим родителям, друзьям! А я побегу коту и петуху про вас расскажу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"
С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий пре...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»города Стародуба Брянской области КОНСПЕКТнепосредств...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе Пересказ рассказа по картинкам «Солнышко на столе» по теме "Мебель"
Как назвать одним словом: платяной шкаф, кровать, диван, книжный шкаф, стол, стул, тумбочку? Ответы детей.Правильно, мебель. Зачем нам нужна мебель? Ответы детей.Как нужно относиться к предметам...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД для старшей руппы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии профессий....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...