Технологическая карта ООД по Развитию речи "Заколдованные снежинки"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта ООД по Развитию речи "Заколдованные снежинки" Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
старшая группа | 103 КБ |
самоанализ ООД "Заколдованные снежинки" | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа № 2»
ГДО «Родничок»
Технологическая карта ООД по речевому развитию детей
старшей группы (5-6лет)
Тема: «Заколдованные снежинки»
(обобщающее занятие по теме «Зима»)
Автор:
Яковлева Наталья Ивановна,
воспитатель старшей группы
ГДО «Родничок»
с. Молчаново – 2022 г.
Технологическая карта ООД по речевому развитию детей
старшей группы (5-6лет)
Тема: «Заколдованные снежинки»
(обобщающее занятие по теме «Зима»)
Образовательные области: | « Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». | |
Интеграция видов деятельности: | Познавательная, социально-коммуникативная, физическая, речевая. | |
Тип занятия: | Обобщение, повторение пройденного материала | |
Вид занятия: | Комплексное | |
Формы образовательной деятельности: | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | |
Цель: | Составление рассказа по мнемотаблицам на тему «Зима» | |
Задачи | Образовательные: | - систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Зима»; - совершенствовать грамматический строй речи; - учить образовывать качественные прилагательные; - учить образовывать однокоренные слова от существительных; - совершенствовать навыки слогового анализа слов; - учить подбирать к словам слова с противоположным значением (антонимы); - закрепить умение составлять рассказ по мнемотаблицам. |
Развивающие: | -развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о зиме; - развивать мышление, память; - развивать слуховое и зрительное восприятие. | |
Воспитательные: | - воспитывать интерес к художественному слову; - формировать интерес к родной природе зимой; - воспитывать навыки наблюдательности, самостоятельной работы; - воспитывать интерес к окружающему миру; -воспитывать умение работать в коллективе. | |
Планируемый результат: Предварительная работа: | Знать: признаки зимы, зимние забавы. Иметь: навыки работы по технологии кластер Научить находить слова антонимы, подбирать качественные прилагательные, находить однокоренные прилагательные к существительным, делить слово на слоги, расширить слуховое внимание. Беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы. Изготовление снежинок, поделок. Рисунки по теме. Беседы. | |
Средства обучения | Демонстрационные: Макет: «Зимнее дерево», письмо, снежинки – мнемотаблицы с заданиями от «зимушки – Зимы. | |
Раздаточные: сюжетные картинки для работы по технологии «Кластер» | ||
Оборудование: | Ноутбук, проектор. | |
Техники, технологии, приёмы | Игра «Скажи наоборот», «продолжи предложение», «подбери словечко», «подели слова на слоги», «продолжи предложение». |
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
1. Мотивационно-побудительный | Сегодня утром на подоконнике я обнаружила необычное дерево. Посмотрите ребята - какое это дерево? Чего вокруг много? А что это на дереве?. Прочитаем от кого? Написано детский сад. Письмо Здравствуйте ребята. Зима – мое любимое время года! И я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, интересное и познавательное, побывать в стране Зимы. Отправляю вам волшебное дерево. Вместо листочков Снежинки, они не простые – это заколдованные картинки. Чтобы их расколдовать, необходимо выполнить мои задания .Подпись: Зимушка Зима . Запоминает наша голова Важные поступки, умные слова Слушаем внимательно Смотрим обязательно Друг друга не перебиваем Для ответа руку поднимаем Знаний много получаем. | Движения по тексту | Вводная часть. Создание интереса 2 минуты |
2. Организационно – поисковый | - Вы готовы расколдовать снежинки? Тогда начнём. 1 снежинку снимает ребёнок: Задание: Как называются зимние месяцы? Назовите зимние месяцы по порядку. Посмотрите ребята, у меня есть иллюстрации, которые подходят к одному из зимних месяцев. Давайте определим, какая иллюстрация подходит к какому месяцу. А вы знаете стихи об этих зимних месяцах? Дети: Декабрь, январь, февраль. Декабрь В декабре, в декабре Все деревья в серебре Наша речка словно сказка За ночь вымостил мороз Обновил коньки, салазки Ёлку из лесу привез.
Январь Открываем календарь, Начинается январь В январе, в январе Много снега во дворе Снег на крыше, на крылечке Солнце в небе голубом, В нашем доме топят печки
Февраль В феврале, в феврале Вьюга мчится на метле Заметает все пути, Чтобы марту – не придти И весну не привести!.. Зимние месяцы мы назвали, стихи рассказали. Разворачиваем снежинку? – «Зимой вся земля покрыта снегом»
Следующую снежинку берём №2 В следующем задании, ребята, нам нужно будет подобрать слова – прилагательные, которые будут обозначать признак предмета. - Какая зима? Например: Зима, белая, …. (снежная, серебристая, пушистая, морозная, тёплая…) Лед какой? (прозрачный, хрупкий, тонкий, скользкий…) Метель какая? (сильная), Солнце какое? (яркое, ясное и т.д.)
- Разворачиваем? «Зимой солнышко редко выглядывает из-за туч»
Снежинку берём №3 Чтобы поиграть в игру «Наоборот» давайте встанем в круг. Я вам кидаю мяч, называю слово, а вы это слово называете наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот» Встаём в круг. Называю слово, а вы мне наоборот: - Зимний (летний), холодный (горячий), твердый (мягкий). Злой (добрый), северный (южный), темный (светлый), сильный (слабый), сухой (мокрый). - Разворачиваем? «Реки и озера скованны льдом».
Проходим садимся на стульчики А мы возьмем следующую снежинку №4. Игра - продолжите предложение: - Зимнее солнце … (что делает?) – светит, не греет. - Пушистый снег (падает, летит) -Легкие снежинки в воздухе (кружатся, танцуют) - Дети зимой (лепят снеговика, катаются на санках) - Ветер зимой (дует, несёт снежинки с места на место) - Разворачиваем? «Дует холодный ветер»
Снежинку берём №5 Игра «Отгадай словечко» - А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (березовый). - если одни ели? (еловый) - сосны? (сосновый) - клены? (кленовый) - дубы? (дубовый) - рябины ? (рябиновый) - кедр? (кедровый) - осины (осиновый) Ребята, а если в лесу растут деревья лиственные и хвойные как это лес называется? - Разворачиваем? «Деревья стоят без листьев». -Ребята, мы с вами оказались в зимнем лесу, предлагаю немного отдохнуть и сделать физминутку Физкультминутка Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
У нас есть ещё снежинки: Берем следующую снежинку №6 Игра « Поделите слова на слоги» - Слово: зима (сколько слогов?); гусь, (сколько слогов?); мороз (сколько слогов?); и т.д Посмотрите (разворачиваю снежинку) Говорим хором «Перелетные птицы улетели на юг»
Берем следующую снежинку №7 Игра «Продолжи предложение» У лисы большой пушистый хвост. А у зайца ?.... (маленький) У зайца уши длинные. А у лисы ?.... (короткие) Белка зимой серая. А заяц ?.... (белый) Медведь зимой впадает в спячку. А волк?.... Нет Белка делает на зиму запасы. А ёж?..... Нет (ложится в спячку) «Животные прячутся от холода» (ребенок по выбору относит на доску и крепит) Смена вида деятельности. Берем следующую снежинку №8 Задание будет следующее: Нам нужно буде изобразить с помощью технологии «Кластер» зиму. Нам нужно пройти к столу. Здесь для вас приготовлены тематические картинки, которые нужно будет прикрепить к большому плакату с помощью липучки. «Дети катаются на санках и лыжах» -Как замечательно у нас получилось, расколдовали все снежинки. Давайте составим для Зимушки Зимы рассказ о зиме. Сначала вместе, вспоминаем и проговариваем предложения, а потом, кто хочет. 1. «Вся земля покрыта снегом» 2. «Солнышко редко выглядывает из-за туч» 3. «Реки и озера скованы льдом» 4. «Дует холодный ветер» 5. «Деревья стоят без листьев» 6. «Перелетные птицы улетают на юг» 7. «Животные спрятались от холода» 8. «Дети катаются на санках и лыжах» Кто хочет попробовать? (вызываю 3 детей) | Да готовы! Декабрь, январь, февраль. Декабрь, январь, февраль Дети рассматривают иллюстрации и определяют, какая к какому зимнему месяцу подходит Да, знаем. Дети рассказывают стихи 1 ребенок - В декабре, в декабре … 2 ребёнок - Открываем календарь.. 3 ребенок - В феврале, в феврале …
Дети хором предложение проговаривают,1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску. ответы (снежная, серебристая, пушистая, морозная, тёплая…) (прозрачный, хрупкий. тонкий, скользкий…) (Сильная) (Яркое, ясное) Дети хором предложение проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску Летний, горячий, добрый, южный, светлый, слабый, мокрый Дети хором предложение проговаривают,1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску Дети проходят садятся на стульчики. Светит, но не греет Снег падает, летит Снежинки кружатся, танцуют Дети зимой лепят снеговика Катаются на санках Дует Дети хором предложение проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску Берёзовый, еловый, сосновый, кленовый, дубовый, рябиновый, кедровый, осиновый Смешанный лес Дети хором предложение проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску Импровизация движений Зи-ма 2 слога Гусь 1 слог Мо-роз 2 слога Ме-тель 2 слога Вью-га 2 слога Дети хором предложение проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску маленький, короткие, белый Волк не ложится в спячку Ёж ложится в спячку Дети хором предложение проговаривают, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску дети составляют рассказ о зиме с помощью тематических картинок. зима: тёплая одежда, кататься на санках, лепить снеговика, вьюга, новый год и т.д.
дети проговаривают предложение, 1 ребёнок идет и вешает мнемокартинку на доску | Рассмотрение и повторение усвоенного материала 17 мин. |
3. Рефлексивно – корригирующий | - Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились. Все, что Зимушка Зима нам задала мы выполнили? А теперь давайте подведём итог нашего сегодняшнего занятия. Чем вы сегодня занимались? Что больше всего понравилось сегодня? Что вы узнали нового? Что вам было трудно? Вы хорошо поработали! Все тихо встали, задвинули стульчики. Все молодцы! Всем спасибо! | Да. Справились со всеми заданиями. Дети дают самостоятельную оценку за работу, проводят самоанализ. Дети отвечают на вопросы воспитателя по теме ООД. Дети убирают своё рабочее место. | 3 минуты Подведение итогов 3 минуты |
Использованные ресурсы:
«Слово»//Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics
Режим доступа: http://rojdestvo.paskha.ru
Режим доступа: http://www.kopilochka.net.ru
Предварительный просмотр:
1.Тема занятия: «Заколдованные снежинки»
2.Дата и место его проведения. 22.02.2022 ГДО «Родничок» Яковлева Н.И.
3.Группа: старшая
Цель: Составление рассказа по мнемотаблицам на тему «Зима»
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Зима»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить образовывать качественные прилагательные;
- учить образовывать однокоренные слова от существительных;
- совершенствовать навыки слогового анализа слов;
- учить подбирать к словам слова с противоположным значением (антонимы);
- закрепить умение составлять рассказ по мнемотаблицам.
Развивающая:
-развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о зиме;
- развивать мышление, память;
- развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к художественному слову;
- формировать интерес к родной природе зимой;
- воспитывать навыки наблюдательности, самостоятельной работы;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен частично с помощью ресурсов интернет, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
На каждый момент занятия были организованны беседы, которые стимулировали детей к размышлению по заданной теме. Для того чтобы выполнить задания, которые для детей приготовила Зимушка Зима, был подготовлен наглядный материал.
Организационный прием «Приветствие» был в игровой форме. Направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой. Для каждого воспитанника была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивизации и поддержанию познавательного интереса к различным формам работы.
Занятие динамичное, оно включало интерактивные технологии такие как: «Карусель», «Кластер», «Мнемотаблицы». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы (составить рассказ о зиме с помощью технологии «Кластер»), активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Познание: Закрепляла умение описывать время года «Зима» по характерным признакам (ребята подбирали слова – прилагательные, которые обозначали признак предмета). Закрепляли знания о зимних месяцах; рассказали стихи о каждом зимнем месяце и проговорили, чем каждый зимний месяц друг от друга отличается. Провели игру – « Продолжите предложение» (Зимнее солнце … (что делает?) – светит, не греет, пушистый снег (падает, летит), легкие снежинки в воздухе (кружатся, танцуют), дети зимой (лепят снеговика, катаются на санках)
ветер зимой (дует, несёт снежинки с места на место).
Закрепляли умение выполнять индивидуальные поручения (составили рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы)
Закрепляли умение делать выводы, сравнения, анализ.
Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, старались слушать не перебивая сверстников; активизировала словарь детей за счет проговаривания слов ( игра «Скажи наоборот»), упражняла в согласовании существительных, прилагательных; (зима холодная, январь снежный, февраль ветреный и т.д.) «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.
Здоровье: продолжала формировать представления детей о зимних видах спорта.
Использование наглядности (зимнее дерево) на мой взгляд, помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу - формирование представления детей о зиме и то, какая зима. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждает результат деятельности и рефлексия.
В целом образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы с детьми удовлетворены. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам и возрастным особенностям данного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...
Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»
Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте)на тему: «Путешествие за звездами»...
Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.
Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель: создание условий для развития познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...
Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...
Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...
Технологическая карта занятия по развитию речи заучивание стихотворения А.Усачева "Снежинки" с помощью мнемотаблицы
конспект занятия по развитию речи для детей (старшей группы)...
Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".
В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...