Конспект занятия «Весна» с использованием технологии мнемотехники»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Если ребенок молчит,
покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К. Д.
Комплекс материалов для занятий по теме: «Весна» с использованием технологии мнемотехники
Комплекс материалов составлен из отдельных блоков. Каждому блоку соответствует один мнемоквадрат. Педагог может использовать несколько любых мнемоквадратов для закрепления признаков весны с учётом образовательных задач, возраста и уровня развития детей.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.
Задачи:
- Формировать у детей первые связанные представления о весне: тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, ярко светит солнышко и так далее с использованием мнемоквадратов.
- Расширять активный словарь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать внимание, память, мыслительные операции, наблюдательность и интерес к экспериментальной деятельности.
- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обогащать сенсорный опыт детей, развивать мелкую рук.
- Развивать желание у детей играть вместе с воспитателем в подвижные игры, во время игры согласовывать слова с движениями.
- Совершенствовать навыки рисования кистью.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Материалы к занятиям: Набор мнемоквадратов с весенними приметами, макет солнца и лучики, контурное изображение луж, картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, неразливайки, синяя краска, коробка с корабликами, таз с водой, кукла, зимняя и весенняя одежда для куклы, маски – шапочки воробьёв, пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов, картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.
Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, за птицами, за облаками, небом, снегом, сосульками. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок на тему «Весна» и «Перелетные птицы». Рассматривание иллюстраций «Признаки весны», прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придёт гостья. А кто она – отгадайте!
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла … - Весна
Звучит музыка, входит Весна.
Весна: Здравствуйте дети!
Вы ребята, не скучайте весну красную встречайте!
Снег и холод прогоню, тепло с юга принесу.
Побегут кругом ручьи, брызнут солнышка лучи.
Воспитатель: Дети кто к нам в гости пришел? Вы узнали? (Ответы детей)- Весна. Посмотрите, какая Весна красивая. Во что она одета? (В сарафан) – Какого цвета? (зеленого). – Что у нее на голове? (венок из цветов)
Воспитатель: Ты, Весна - Красна, в гости, с чем к нам пришла?
Весна: Я принесла вам много подарков! А чтобы вы меня лучше узнали и запомнили, я все подарки нарисовала на картинках (показывает набор мнемоквадратов с признаками весны)
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Весна»
Весна: Я принесла солнце ясное. (Показывает солнышко без лучиков) Что такое?
Солнышка лучики потерялись,
Все по полям, по лесам разбежались.
Не встречались вам в пути? Помогите их найти.
Проводится игра «Собери солнышко»
Дети ходят по группе, находят лучики и крепят их к солнцу.
Воспитатель: А какое солнышко у вас получилось? (Лучистое, яркое, теплое)
Весна: Вот спасибо помогли солнцу лучики нашли.
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Солнышко»
Протянуло солнышко лучики свои
На моё окошечко в весенние деньки.
Воспитатель: С приходом весны на улице становится теплее. Ярче светит солнце, греет землю и от этого тает снег.
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Тающий снег»
Весна: Ребята, а вы видели на прогулке сосульки? Помните, как они образуются? Правильно – снег на крышах тает, и появляются сосульки - острые и тонкие, а потом начинается капель! Кап-кап, кап- кап!
Проводится игровое упражнение «Весна»
«Кап – кап – кап» - капель звенит (хлопаем в ладоши)
Словно с нами говорит (хлопаем ладошами по коленям)
Плачут от тепла сосульки (собираем слёзы в ладошку)
И на крышах талый снег (гладим себя по голове)
А у всех людей весною, (покружились вокруг себя)
Это вызывает смех! (улыбаемся)
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Плачущие сосульки»
Воспитатель: Что появляется на крышах? (Сосульки)
- А, как называется, когда капают сосульки? (Капель)
Весна: Солнышко весну нам подарило, оно греет, нас согревает, снег тает, и появляются на улицах лужи. Ребята, а можно ходить по лужам? (Нет)
-А почему? (Ноги промочишь и заболеешь)
-Правильно. Давайте будем перепрыгивать через лужи, чтобы не замочить ноги.
Проводится подвижная игра «Через лужи»
На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть.
Весна: - Молодцы все справились, никто не намочил ножки!
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Лужи на дорожке»
Воспитатель: Весна - Красна, с чем еще ты к нам пришла?
Весна: С водою талой, с игрой забавой.
Рисование красками «Бегут ручьи»
Весна: - Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега — снег растаял и превратился в ручейки.
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Бегут ручьи»
Весна: (подходит к емкости с водой) Я Весна - волшебница.
Я рукою поведу, снег я в воду превращу. (снимает покрывало)
Воспитатель: Давайте, посмотрим какое волшебство, совершила Весна? (Превратила снег в воду)
Проводится «Игра с водой»
Весна: - Посмотрите, у меня есть коробочка. Давайте посмотрим, что в ней! (-Кораблики) - Из чего сделаны кораблики? (-Из бумаги)
-А давайте поиграем с корабликами! Запустим их в воду.
- Возьмите все по одному кораблику и опустите на воду свои кораблики.
Воспитатель: Сколько корабликов плавает? (много). Подуем на них:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Кораблик»
Воспитатель: Была зима и люди носили теплую одежду. (Показывает куклу в теплой зимней одежде). Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Нужна другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее куклу.
Проводится дидактическая игра «Переодень куклу»
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Весенняя одежда»
Весна: Очень радуются моему приходу птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
Воробей с берёзы на дорогу – прыг!
Больше нет мороза – Чик – чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеёк.
И не зябнут лапки – Скок, скок, скок!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в воробьев? Сейчас мы с вами поиграем в игру (надевают шапочки воробьев).
Покружились, покружились в птичек малых превратились!
Проводится подвижная игра: «Птички»
Мы летим, мы летим, крылышками машем
Прилететь скорей хотим к милым рощам нашим! (Дети бегают, машут руками).
Посидим у ручейка и попьем водицы (приседают и пьют воду)
Прилетели мы домой, будем веселиться! (машут крыльями)
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Птичка»
Весна: Кто прилетает к нам из теплых краев? (прилетают птицы)
- А какие птицы прилетают в наш город? ( ласточки, грачи, скворцы)
Воспитатель: (читает стихотворение и показывает на мнемоквадраты )
Солнышко- солнышко, золотое донышко.
Зазвенел в лесу ручей, прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают и цветочки подрастают!
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Цветы»
В середине весны на веточках появляются маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. А кое – где, на открытых участках уже появились первая травка и первые весенние цветы.
Проводится игра с пуговицами «Весенние цветы»
Воспитатель: На картинке с цветами найдите место пуговицам. Подбирайте пуговицы по цвету и величине.
Весна: Ребята, а в лесу животные тоже рады весне. Медведь проснулся в берлоге, заяц поменял белую шубку на серую. Лиса, волк и белка тоже меняют теплую шубку на легкую.
Проводится дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»
- Зимой спали медведь, еж, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем, кто спал зимой. Разбудите их, скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Не слышат, скажите громче. Похлопайте в ладоши, потопайте ногами. Разбудили. Медведя посадите возле дерева. Ежика посадите под куст, змею положите на камень, а пчела полетела вверх к цветам на деревья.
На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Лесные звери»
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Давайте вспомним, что мы сегодня делали? О чем говорили? Какие вам запомнились признаки весны?
Проводится игра «Весенние словечки»
Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю:
1. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)
2. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)
3. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)
4. Быстрый, звонкий, весёлый… (ручей)
5. Перелётные, весёлые, дружные … (птицы)
7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава) .
(ответы детей с опорой на мнемоквадраты)
- Как хорошо вы знаете все приметы весны. Давайте скажем Весне спасибо.
Весна: Ну что ж, ребята, мне пора уходить,
За цветами и травами следить!
Чтоб они росли и распускались,
Чтобы птицы трелью заливались.
До свидания, друзья, через год вернусь к вам я!
Дети: - До свидания!
Воспитатель: Молодцы! А мы скоро пойдем на прогулку и постараемся найти все приметы весны на нашем участке!
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»
Цель: рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.
Задачи:
- Способствовать пониманию смысла художественного произведения, умению называть явления и действия, происходящие в нем;
- Продолжать расширять и обогащать словарный запас по теме;
- Способствовать развитию зрительной памяти через мнемотаблицу;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин о весне. Отгадывание загадок о весне. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Оборудование: Мнемоквадраты с изображением весенних признаков. Мнемотаблица к стихотворению.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Какие признаки весны вы знаете?
Дети: Тает снег, снег стал грязным, черным, ярко светит солнце.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я сегодня приготовила для вас картинки с изображением весны. (Обращает внимание на стенд с мнемоквадратами по теме «Весна») Давайте назовем признаки весны, которые изображены на этих картинках.
Дети: Ярко светит солнышко. Тает снег. Текут ручьи.
Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете все признаки весны. А сейчас послушайте, как о весне рассказывал писатель А. Леонтьев в своем стихотворении.
Кап – кап! С крыши падают слезинки.
Кап – кап! Тают белые снежинки.
Кап – кап! Солнышко по крыше скачет.
Кап – кап! А зима сидит и плачет.
Кап – кап!
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Дети: О весне.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется явление, когда с крыш тают и капают сосульки и снег?
Дети: Капель.
Воспитатель: Правильно. Я превращаю вас в маленькие капельки. Поиграем в игру «Весенняя капель».
Физкультурная минутка «Весенняя капель»
Солнце стало пригревать, (Поднять руки вверху над головой)
Стали капельки стучать. (Потрясти ладошками над головой)
Капля – раз, капля – два, (Медленно прыгать на месте)
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей. (Бег на месте)
Побежали ручейки. Их попробуй, догони!
Воспитатель: Ребята, к стихотворению о весне я приготовила вот такие картинки. Они помогут нам запомнить и рассказать стихотворение.
(Воспитатель обращает внимание детей на интересные схемы (мнемотаблицу)
Работа над стихотворением по МНЕМОТАБЛИЦЕ
Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под эту часть стихотворения.
Кап – кап! С крыши падают слезинки.
Дети: Первая картинка.
Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.
Дети: Как падают слезинки.
Воспитатель: Давайте вместе повторим.
Воспитатель с детьми: Кап – кап! С крыши падают слезинки.
Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под другую часть стихотворения.
Кап – кап! Тают белые снежинки.
Дети: Вторая картинка.
Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.
Дети: Как тают снежинки
Воспитатель: Давайте вместе повторим.
Воспитатель с детьми: Кап – кап! Тают белые снежинки.
Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.
Кап – кап! Солнышко по крыше скачет.
Дети: Нижняя картинка.
Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.
Дети: Как солнце скачет по крыше.
Воспитатель: Давайте вместе повторим.
Воспитатель с детьми: Кап – кап! Солнышко по крыше скачет
Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.
Кап – кап! А зима сидит и плачет.
Дети: Нижняя картинка.
Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.
Дети: Как плачет зима.
Воспитатель: Давайте вместе повторим.
Воспитатель с детьми: Кап – кап! А зима сидит и плачет.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем вместе рассказать стихотворение. А картинки нам будут помогать.(Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Затем 1-2 ребенка самостоятельно рассказывают стихотворение).
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята. Что вас сегодня удивило на занятии?
Дети: Солнце может скакать по крыше.
Меня удивило слово «проталины».
Меня удивили яркие картинки о весне.
Мне понравилось стихотворение о весне.
Воспитатель: Сегодня вы сможете рассказать это стихотворение дома родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Петербурговедению в старшей группе. Тема "По Неве на кораблике" (с использованием Технологии мнемотехники)
Программное содержание:1. Закрепить у детей название островов Санкт-Петербурга: Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Аптекарьский.2. Уточнить знания детей об основателе нашего города Петре I.3...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии «мнемотехника».
В конспекте использованы элементы технологии "мнемотехника"...
Конспект занятия в старшей группе по теме «Дикие животные». Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с использованием технологии мнемотехника.
Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких животных....
Конспект занятия "Весна" с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект НОД с применением здоровьесберегающих технологий на тему «Весна»...
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы...
Конспект занятия" Ягоды" с использованием технологии критического мышления-Кубик Блума.
Цель занятия:Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о ягодах ( садовых и лесных).Задачи:1. Образовательные:Продолжать учить детей различать ягоды;спо...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе: "Осень пришла" с использованием технологии мнемотехники.
Использование приѐмов мнемотехники для развития связной речи дошкольников позволяет решать одну из основных задач в младшем возрасте - обучение рассказыван...