Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии «мнемотехника».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
В конспекте использованы элементы технологии "мнемотехника"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии «мнемотехника».
Тема:
Автоматизация звука «Ш» в слогах,словах.
Возраст ребенка — 4, 5 года.
Логопедическое заключение:
фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Цели и задачи:
- автоматизация звука Ш в слогах,словах;
- активизация словаря;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие просодической стороны речи(формирование умения регулировать высоту и силу голоса);
- развитие связной речи;
- развитие ВПФ;
- способствовать развитию логического мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие моторной сферы;
- развитие графомоторных навыков;
- уточнение артикуляции звука Ш.
Оборудование:
- изображение машины;
- игрушки:лошадка, мишка, кошка, машина — грузовик;
- картинки — символы артикуляционных упражнений;
- мнемодорожка (символы);
- массажный мячик;
- «дорожка» для массажного мячика.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сегодня мы с тобой поедем кататься на машине.Помоги мне правильно произнести нужный звук.
Уточнение артикуляции звука Ш.
С нами поедут те игрушки,в названии которых слышится звук Ш (выбрать из предложенных игрушек нужные): мишка,лошадка,кошка.
Основная часть.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Помоги мне правильно произнести нужный звук.
Уточнение артикуляции звука Ш.
Выполнение артикуляционных упражнений на шипящие звуки:
Упражнение «Чашечка», «Лошадка», «Молоточки».»Болтушки»,»Балалайка».
2. Развитие фонематического восприятия. Уточнение количества слогов в слове.
Наши животные в машине. Сейчас путешествие начнется. Но животные поспорили, чье имя самое длинное.
Давай мы с тобой поможем им. Надо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько частей в слове.
А начнем со слова МА-ШИ-НА.
3. Развитие фонематического анализа.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)
С использованием звуковых схем.
МиШка, маШина, коШка, лоШадка.
- Развитие графомоторных навыков.
Закрепление правильной позы карандаша.
Поехала наша машина. Дорога идет через лес.А в лесу живут разные звери.
Кто это встретился нам на пути?
(Картинка со змеей.).
Мы с ней поздороваемся на змеином языке. Для этого нужно взять карандаш и нарисовать змеиную дорожку.
При этом надо шипеть, как настоящая змея. А карандаш держать правильно.
- Динамическая пауза. Автоматизация звука Ш в слогах.
Что это случилось с нашей машиной? Порвалась шина. Надо ее отремонтировать. А для этого надо ее накачать насосом (хорошо, громко и чисто шипеть).
Упражнение «Насос»:
Вдох — выпрямиться, выдох — наклон (имитация работы насоса). Слоги произносить на выдохе.
ша-ша-ша | аш-аш-аш | ша-аш-ша |
шо-шо-шо | ош-ош-ош | шо-ош-шо |
шу-шу-шу | уш-уш-уш | шу-ши-шу |
ши-ши-ши | ыш-ыш-ыш | ша-шо-ша |
Мы с тобой постарались и машина вновь исправна.
Поехали!
6.Автоматизация звука Ш в словах.
Машина остановилась. Это Мишка увидел на сосне красивые,крупные шишки. Он просит помочь ему рассказать про них:
Проговаривание:
Шишки у мишки.
У мишки шишки.
7.Развитие связной речи. Рассказывание стихотворения по схеме.
Поехала наша машина дальше. И вдруг кошка захотела есть. Давай ее покормим.
Стихотворение про кошку.
Кушай, кошка, | |
Вот картошка. | |
Вот мука, | |
А вот зерно. | |
Вот морковь, | |
А вот пшено. | |
Но закрыла кошка рот, | |
И картошку не берет. | |
Ей не нравится мука. | |
Кошка хочет молока. |
Попила наша кошечка молочко и других животных угостила.
8. Развитие моторной координации, тактильного восприятия.
А на улице уже стемнело. Пора зверятам домой ехать.
Машина возвращается домой. А мы с тобой возьмем массажные мячи и «проедем» по нарисованной дорожке от леса к дому.
Итог занятия.
Вот мы и приехали. Машина поехала в гараж. Зверята побежали домой. И нам пора прощаться. Ты сегодня просто молодец!
Выполнил все задания и зверятам помог. Дома постарайся вспомнить и рассказать стихотворение. Не забывай про свой красивый звук Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с
Конспект индивидуального логопедическогозанятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (мануальный массаж О. Приходько мышц артикуляционного аппарата) с ребёнком 4-х лет со стёртой
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")
Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Автоматизация звука Ш" (В гостях у спокойной ночи малыши)...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...