Развитие речи дошкольников с ОВЗ через дидактическую игру «Речевая карусель»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Исаева Юлия Евгеньевна

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения  Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТРИЗ.   Использование данной технологии вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon deti_ovz.pdf1.88 МБ
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_s_ovz.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников с ОВЗ через дидактическую игру

 «Речевая карусель»

Исаева Ю.Е,

воспитатель МБДОУ №2

 н.п. Африканда

 

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Дети хорошо информированы. У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития.

           Из своих наблюдений могу "нарисовать" портрет современного ребенка: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

           Современные дети «визуалы», поэтому изучаемый материал должен быть ярким и зримым. И педагогам нужно всякий раз придумывать, искать, изготавливать различные дидактические пособия, чтобы заинтересовать ребенка.
Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие на основе кругов Луллия.

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения – Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТРИЗ.   Использование данной технологии вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

          Использование  кругов Луллия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, позволяет развить  сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, даёт возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильное восприятия, внимание, развить творческие способности детей, умение находить своё решение в проблемной ситуации.

          Пособие представляет собой конструкцию из кругов с отверстием посередине, которые нанизываются на стержень. Сверху на конструкцию прикрепляется указатель для выбора картинок.

Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей,  с учетом имеющихся у них речевых нарушений.

«Круги Луллия» идеальны для знакомства ребенка с окружающим миром. Играя, дошкольники узнают новые слова, их значение и функции.

Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

 «Основное преимущество представленного дидактического пособия – его многофункциональность, поскольку тематику изучаемого материала можно менять, заменив карточки. По мере развития способностей детей можно добавлять круги, и, соответственно, усложнять задания.

Игры, упражнения, тренинги можно разделить на четыре типа:

  1. «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.
  2. «Объясни необычное сочетание».
  3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
  4. «Реши проблему»

Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:

  • Знакомят детей со свойствами и признаками предметов и явлений;
  • Учат  нахождению причинно-следственных связей между объектами;
  • развивают навыки фантастического преобразования объектов;
  • формируют способность увидеть суть проблемы;
  • развивают познавательную активность;
  • развивают представления о сенсорных эталонах;
  • обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
  • формируют способность решать проблемные ситуации;
  • развивают познавательную активность;
  • формируют мелкую моторику и координацию движений рук.

Таким образом,  методика « Круги Луллия»  вполне успешно может применяться в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразователная школа № 6" дошкольные группы Консультация для родителейна тему: "Развитие речи детей раннего ...

Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....