Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
проект по развитию речи (средняя группа) по теме
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заведующий
МБДОУ детский сад
№ 123 г.о. Самара
__________________
Сорокина О.В.
Методическая разработка
для воспитателей городского округа Самара
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Подготовила:
Воспитатель Филатова Надежда Алексеевна
Самара, 2010
Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры.
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Вид проекта: интегративный, коммуникационный.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2010г.-май 2011г.)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель: Повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Актуальность К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Задачи:
- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Коммуникация»
- развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
- развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
- формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
- практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Социализация»
- развитие игровой деятельности;
- формировать умение оценивать работу товарища;
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
- развивать литературную речь.
Образовательная область «Здоровье»
- развивать координацию речи с движением;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Познание»
- сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
- совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Этапы проекта:
- Этап проектирования: изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
- Практический этап:
- введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи,
- консультация с родителями,
- создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.
- Заключительный этап:
- Сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,
- Заполнение карт наблюдения.
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Формы организации совместной деятельности
- Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)
- «Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.;
- «Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
- «Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.
- «Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
- «Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
- «Курочка-рябушечка»: Ход игры:
Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка»:
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи - пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
- Активация словаря (декабрь-февраль)
- «Гардероб для куклы Маши»: дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).
- «Что лежит в лукошке?»: карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).
- «Найди все круглое»: две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).
- Домино «Полезные машины»: сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).
- «Чудесный мешочек»: на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).
- «Кто что ест?»: карточки с домашними животными и с изображением корма, дети пдбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т.д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).
- Игры с Куклой: «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме).
- «Варежки»: две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).
- «Что делает зайчик»: сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т.д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);
- «Времена года» (лото): четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т.п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).
- «Найди пару»: картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т.п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);
- Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).
- «Домашние животные»: нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).
- Развитие связанной речи (март-май)
- «Один-много»: найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).
- «Ласковые слова»: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- «Разговор по телефону»: в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);
- «Магазин»: два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т.п.). (Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);
- «Кошкин дом»: Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
- «Что деревянное, что резиновое?»: предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).
- «Далеко-близко»: определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).
- «День рождения куклы Алёны»: описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит.(Развитие связанной речи).
- «Новая кукла»: описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).
- «Найди предмет по описанию»: выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).
- «Когда это бывает?»: взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.)
Литература
1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В.В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
- Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164.
- Микляева, Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
- / Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с.59.
- Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479174-1410346267.jpg)
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565204-1421324814.jpg)
проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры
проект по развитию речи детей средней группы посредством дидактической игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591341-1423647318.jpg)
Проект "Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры"
проект для средней группы...
«Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры»
проектная деятельность в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-736256-1452854598.jpg)
Проект «Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры»
Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-736256-1452854598.jpg)
Проект по развитию связной речи детей средней группы через дидактические игры.
Проект на тему: "Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры "Играя - развиваем речь"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-1213313-1580407701.jpg)
Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....