Конспект открытого занятия "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие проводится с группой детей старшего возраста по теме "Зимушка-зима".
Проводя занятие, мы знакомим их с окружающим миром, учим видеть признаки зимы, формируем умение составлять рассказ по мнемотаблицам.
Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 104.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе.
Тема: «Зимушка - зима».
Куприк Светлана Георгиевна
Цель: обобщить знания о зиме; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; развитие связной речи, мелкой и общей моторики; развитие памяти, внимания мышления.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание детей о зиме, о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, о состоянии живой и неживой природы.
- Продолжать формировать знания детей составлять предложения с помощью мнемокарточек.
- Продолжать знакомить детей со свойствами льда.
- Познакомить с акварелью, вызвав у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
Развивающие:
- Упражнять детей в умениях объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
- Расширить кругозор детей, стимулируя познавательный интерес.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей познавательный интерес к опытно экспериментальной деятельности.
- Воспитание любви к природе.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Предварительная работа:
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой.
- Беседы о характерных признаках зимы, жизни животных и птиц зимой.
- Знакомство с мнемокарточками.
- Чтение стихов, сказок, загадок, рассказов о зиме;
- Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами.
Материалы и оборудование:
Письмо от Зимы, снежинки из бумаги с цифрами, мнемокарточки с разными признаками времен года, указка, мольберт, лед, подносы, цветные листы бумаги, мелкие камни, банки с водой, соль, молоточек, две миски (холодная и горячая вода), бумажные и влажные салфетки для рук, подготовленные листы бумаги с нарисованными воском картинками, кисти, акварельные краски, музыка.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся! (здороваются)
Ребята в сад пришло письмо одно
Было странное оно.
Вместо марок - три снежинки,
И конверт – как - будто льдинка,
И письмо не на листке,
А на волшебном снежке.
А на нем ещё загадка,
Отгадать сама я не смогла.
Может вместе мы, ребята,
Угадаем, от кого она?
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
- Это Зима прислала нам письмо:
«Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Приглашаю в путь, друзья!
Дорога будет нелегка!
Путь укажет вам тропинка,
Вы ищите все снежинки.
И тогда в конце пути,
Сюрприз вы сможете найти!»
(снежинки с заданиями развешаны в разных местах по группе)
Организованная деятельность:
Снежинка 1. Вот вам первое задание:
«Карточки все посмотрите -
зимний признак в них найдите!»
Карточки с разными признаками времен года разложены на столе.
Дети должны выбрать себе карточку с признаками зимы и рассказать о нем.
- Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
- Зимой солнце светит, но не греет.
- Зимой небо чаще всего серого цвета.
- Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
- Реки и озёра покрыты льдом.
- На окнах мороз рисует причудливые узоры.
- Деревья и кусты стоят без листьев и т.д.
Снежинка № 2
«Вот еще одна снежинка
А, значит, и задание:
О зиме составьте вы
Рассказ-описание.»
Составление рассказа о зиме по мнемокарточкам.
Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года.
Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.
Снежинка 3.
«Быстро в круг вы становитесь
И немного отдохните.
Долго вам еще идти
Чтобы новое найти!»
Снег кружится и летает Ветер дует, снег взлетает Снег летит из синей тучки Нам на ножки и на ручки А сугробы все растут: там и тут, там и тут. Чтобы не замерзли ножки, Мы поскачем по дорожке. Снег с себя мы отряхнем И в снежки играть начнем! | Кружимся на месте и приседаем Поднимаемся, руки поднимаем вверх Трясём кистями рук
Поднимаемся на носочки, руки вверх
Прыжки на месте
«Отряхиваем с себя снег» Имитируем игру в снежки. |
Снежинка 4. Отгадайте загадку:
« Вот пришли морозы
Птица не поёт,
Вся вода на речке
Превратилась в …(лед).
А вот и новое задание:
Проведите со льдом опыты - испытания!!!»
Опыт № 1. Лед - твердый, скользкий, холодный, прозрачный, хрупкий.
- Нажмите на льдинки и скажите, какие они: твёрдые или мягкие? (твердый)
Возьмите льдинки в ладошки и покатайте их. Почему льдинки выскальзывают? (скользкие)
- Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится?
Почему? Мы ведь его не красили? (прозрачный)
- А что будет, если по льду постучать и уронить его? (хрупкий)
- Когда мы подержали льдинки в руке, какая у нас стала ладошка? От чего она стала мокрой? Откуда взялась вода? Почему льдинки стали таять?
- Льдинка очень похожа на конфетку – леденец. Можно ее попробовать?
- Почему лед нельзя брать в рот?
- Зимой можно играть в игру «Снежки» со льдом?
Опыт № 2. Лед плавает, а камни тонут в воде. Лед легче воды.
- Осторожно положите кубик льда и камень в воду в банке. Лед плавает или тонет?
Снежинка 5.
Вот следующее задание.
Хлопаем в ладоши
Если слышим
Слово о зиме. Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).
Снежинка 6. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть?
Воспитатель: - Ребята! Давайте мы с вами согреемся!
Пальчиковая гимнастика и физкультминутка
Лед мы с вами в руки брали, наши ручки замерзали. Мы их будем растирать, мы их будем согревать. Сильно-сильно их потрём, каждый пальчик разотрём. К щёчкам их приложим, согреем щёчки тоже. Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее. А теперь потопаем, да ещё похлопаем. | (Сжимают и разжимают пальчики) (Трут ладонь о ладонь) (Разминают пальчики)
(Прикладывают ладошки к щекам) (Прыгают на месте) (Топают и хлопают) |
Снежинка 8.
Вот последняя снежинка и конец заданиям.
Здесь сюрприз найдете вы
Раскрасив белые листы!»
(На столах у детей заранее приготовленные листы белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками , кисточки, голубая, синяя, фиолетовая акварель.
Дети закрашивают листы краской под музыку (Чайковского П.И. «Вальс цветов» , получая «волшебные картинки»)
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие, которое приготовила нам Зима?
Кому, что больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ребята, наше путешествие закончилось, но зима еще не закончилось, так как впереди еще целых две недели, и мы с вами узнаем еще очень много нового и интересного о зиме.
А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся на зимнюю прогулку!
Самоанализ комплексного занятия в разновозрастной группе «Зимушка-зима».
Занятие проводила с детьми разновозрастной группы старшего возраста, присутствовало 8 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Тема занятия: «Зимушка-зима». Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области:
-Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель занятия: обобщить знания о зиме; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; развитие связной речи, мелкой и общей моторики; развитие памяти, внимания мышления.
Мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание детей о зиме, о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, о состоянии живой и неживой природы.
- Продолжать формировать знания детей составлять предложения с помощью мнемокарточек.
- Продолжать знакомить детей со свойствами льда.
- Познакомить с акварелью, вызвав у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
Развивающие:
- Упражнять детей в умениях объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
- Расширить кругозор детей, стимулируя познавательный интерес.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей познавательный интерес к опытно экспериментальной деятельности.
- Воспитание любви к природе.
В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие на поиске сюрприза.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествие в виде квеста, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Тип занятия — комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пере насыщаемость каким- то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
На занятии использовались следующие методы:
-словесные (были использованы неоднократно) при создании игровой мотивации;
-наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в моментах составления рассказа описания по мнемотаблицам, нахождения карточек с зимними признаками зимы;
-опытно эксперементальные методы (исследование свойства льда),
-практические методы — выполнение творческого задания (закрашивания лисов бумаги на которых предварительно были нарисованы рисунки воском.
Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия 28 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.
Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,
По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)
Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....
конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"
конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...
Конспект открытого занятия "Зимующие птицы"
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, их особенностях.Задачи: закреплять знания о зимующих птицах; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Дать детям ...
Конспект открытого занятия "Зима. Зимние забавы."
Конспект занятия в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия "Зима. Зимние забавы."
Опытно эксперементальная деятельность детей совместно с педагогом...