Конспект открытого занятия "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куприк Светлана Георгиевна

Данное занятие проводится с группой детей старшего возраста по теме "Зимушка-зима".

Проводя занятие, мы знакомим их с окружающим миром, учим видеть признаки зимы, формируем умение составлять рассказ по мнемотаблицам.

Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx104.38 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект открытого занятия в разновозрастной группе.

Тема: «Зимушка - зима».

Куприк Светлана Георгиевна

 Цель: обобщить знания о зиме; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; развитие связной речи, мелкой и общей моторики; развитие памяти, внимания мышления.

Задачи:

Образовательные: 

- Закрепить знание детей о зиме, о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, о состоянии живой и неживой природы.

- Продолжать формировать знания детей составлять предложения с помощью мнемокарточек.

- Продолжать знакомить детей со свойствами льда.

- Познакомить с акварелью, вызвав у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

Развивающие:

- Упражнять детей в умениях объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

- Расширить кругозор детей, стимулируя познавательный интерес. 

Воспитательные:

- Воспитывать у детей познавательный интерес к опытно экспериментальной деятельности.

- Воспитание любви к природе.

 Интеграция образовательных областей:

-Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

 -  Речевое развитие;

- Физическое развитие.

 Предварительная работа:

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой.

- Беседы о характерных признаках зимы, жизни животных и птиц зимой.

- Знакомство с мнемокарточками.

- Чтение стихов, сказок, загадок, рассказов о зиме;

- Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами.

 

Материалы и оборудование:

Письмо от Зимы, снежинки из бумаги с цифрами, мнемокарточки с разными признаками времен года, указка, мольберт, лед, подносы, цветные листы бумаги, мелкие камни, банки с водой, соль, молоточек, две миски (холодная и горячая вода), бумажные и влажные салфетки для рук, подготовленные листы бумаги с нарисованными воском картинками, кисти, акварельные краски, музыка.

                                              Ход занятия:

 Организационный момент. Приветствие.

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

 Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся!  (здороваются)

Ребята в сад пришло письмо одно

Было странное оно.

Вместо марок - три снежинки,

И конверт – как - будто льдинка,

И письмо не на листке,

А на волшебном снежке.

А на нем ещё загадка,

Отгадать сама я не смогла.

Может вместе мы, ребята,

Угадаем, от кого она?

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?    (зимой)

     -  Это Зима прислала нам письмо:

«Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Приглашаю в путь, друзья!

Дорога будет нелегка!

Путь укажет вам тропинка,

Вы ищите все снежинки.

И тогда в конце пути,

Сюрприз вы сможете найти!»

 (снежинки с заданиями развешаны в разных местах по группе)

 Организованная деятельность:

Снежинка 1.  Вот вам первое задание:

«Карточки все посмотрите -

зимний признак в них найдите!»

Карточки с разными признаками времен года разложены на столе.

Дети должны выбрать себе карточку с признаками зимы и рассказать о нем.

  • Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
  • Зимой солнце светит, но не греет.
  • Зимой небо чаще всего серого цвета.
  • Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
  • Реки и озёра покрыты льдом.
  • На окнах мороз рисует причудливые узоры.
  • Деревья и кусты стоят без листьев и т.д.

 

Снежинка № 2

«Вот еще одна снежинка

А, значит, и задание:

О зиме составьте вы

Рассказ-описание.»

Составление рассказа о зиме по мнемокарточкам.

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-407380-1548349672.jpg

Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-407380-1548349698.jpg

 

Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.

Снежинка 3.

«Быстро в круг вы становитесь

И немного отдохните.

Долго вам еще идти

Чтобы новое найти!»

Снег кружится и летает

Ветер дует, снег взлетает

Снег летит из синей тучки

Нам на ножки и на ручки

А сугробы все растут:

там и тут, там и тут.

Чтобы не замерзли ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Снег с себя мы отряхнем

И в снежки играть начнем!

Кружимся на месте и приседаем

Поднимаемся, руки поднимаем вверх

Трясём кистями рук

 

Поднимаемся на носочки, руки вверх

 

Прыжки на месте

 

«Отряхиваем с себя снег»

Имитируем игру в снежки.

 

Снежинка 4. Отгадайте загадку:

« Вот пришли морозы

Птица не поёт,

Вся вода на речке

Превратилась в …(лед).

 А вот и новое задание:

Проведите со льдом опыты - испытания!!!»

Опыт № 1. Лед - твердый, скользкий, холодный, прозрачный, хрупкий.

 - Нажмите на льдинки и скажите, какие они: твёрдые или мягкие? (твердый)

Возьмите льдинки в ладошки и покатайте их. Почему льдинки выскальзывают?  (скользкие)

- Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится?

Почему? Мы ведь его не красили? (прозрачный)

- А что будет, если по льду постучать и уронить его? (хрупкий)

- Когда мы подержали льдинки в руке, какая у нас стала ладошка?  От чего она стала мокрой? Откуда взялась вода? Почему льдинки стали таять?

- Льдинка очень похожа на конфетку – леденец. Можно ее попробовать?

- Почему лед нельзя брать в рот?

- Зимой можно играть в игру «Снежки» со льдом?

Опыт № 2. Лед плавает, а камни тонут в воде. Лед легче воды.

- Осторожно положите кубик льда и камень в воду в банке. Лед плавает или тонет?

Снежинка 5.

Вот следующее задание.

Хлопаем в ладоши

Если слышим

Слово о зиме. Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).

Снежинка 6. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть?

 Воспитатель: - Ребята! Давайте мы с вами согреемся!

Пальчиковая гимнастика и физкультминутка

 

Лед мы с вами в руки брали, наши ручки замерзали.

Мы их будем растирать, мы их будем согревать.

Сильно-сильно их потрём, каждый пальчик разотрём.

К щёчкам их приложим, согреем щёчки тоже.

Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее.

А теперь потопаем, да ещё похлопаем.

(Сжимают и разжимают пальчики)

 (Трут ладонь о ладонь)

 (Разминают пальчики)

 

(Прикладывают ладошки к щекам)

 (Прыгают на месте)

 (Топают и хлопают)

 

Снежинка 8.

Вот последняя снежинка и конец заданиям.

 Здесь  сюрприз найдете вы

Раскрасив белые листы!»

  (На столах у детей заранее приготовленные  листы  белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками ,  кисточки,  голубая, синяя, фиолетовая акварель.

Дети закрашивают листы краской под музыку (Чайковского П.И. «Вальс цветов» , получая «волшебные картинки»)

 Рефлексия:

Воспитатель:  Вам понравилось наше путешествие, которое приготовила нам Зима?

Кому, что больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ребята, наше путешествие закончилось, но зима еще не закончилось, так как впереди еще целых две недели, и мы с вами узнаем еще очень много нового и интересного о зиме.

А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся на зимнюю прогулку!

Самоанализ комплексного занятия в разновозрастной группе «Зимушка-зима».

Занятие проводила с детьми разновозрастной группы старшего возраста, присутствовало 8 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Тема занятия: «Зимушка-зима». Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области:

 -Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

-  Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия: обобщить знания о зиме; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; развитие связной речи, мелкой и общей моторики; развитие памяти, внимания мышления.

Мною были поставлены следующие задачи:

 Образовательные: 

- Закрепить знание детей о зиме, о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, о состоянии живой и неживой природы.

- Продолжать формировать знания детей составлять предложения с помощью мнемокарточек.

- Продолжать знакомить детей со свойствами льда.

- Познакомить с акварелью, вызвав у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

Развивающие:

- Упражнять детей в умениях объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

- Расширить кругозор детей, стимулируя познавательный интерес. 

Воспитательные:

- Воспитывать у детей познавательный интерес к опытно экспериментальной деятельности.

- Воспитание любви к природе.

В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие на поиске сюрприза.

На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествие в виде квеста, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Тип занятия — комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пере насыщаемость каким- то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

На занятии использовались следующие методы:

-словесные (были использованы неоднократно) при создании игровой мотивации;

-наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в моментах составления рассказа описания по мнемотаблицам, нахождения карточек с зимними признаками зимы;

-опытно эксперементальные методы (исследование свойства льда),

-практические методы — выполнение творческого задания (закрашивания лисов бумаги на которых предварительно были нарисованы рисунки воском.

Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Длительность занятия 28 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.

Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"

конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...

Конспект открытого занятия "Зимующие птицы"

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, их особенностях.Задачи: закреплять знания о зимующих птицах; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Дать детям ...

Конспект открытого занятия "Зима. Зимние забавы."

Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия "Зима. Зимние забавы."

Опытно эксперементальная деятельность детей совместно с педагогом...