Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беребенева Светлана Михайловна

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_v_st.gr_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Конспект открытого занятия

«Зимующие птицы Алтайского края»

(Старшая группа)

Подготовила воспитатель:

 Беребенева С.М.

2017г.

Тема: «Зимующие птицы Алтайского края»                                       Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

1) расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).

2) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры.

Материал и оборудование:

Предметные картинки «Зимующие птицы», кормушка, нарисованные деревья (зимнее и летнее), посылка от Деда Природоведа.

НОД

 Деятельность педагога

 Деятельность детей

  1. Организационный момент

2.Основная часть занятия

Стук в дверь.

Входит почтальон.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Детям предлагается найти и рассмотреть воробья, рассказать о нем.

Воспитатель задает вопросы:

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Открывает посылку и достает кормушку.

На кормушке наклеены изображения птиц.

В тарелочках кусочки сала, семечки, пшено, ягоды шиповника.

Игра «Какая птица улетела?»

 Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку.

Дети называют, какой птицы не стало. (Игра повторяется 4-5раз.)

Заключительная часть занятия.

 

- К нам сегодня на занятие пришли гости. Повернули все головку в сторону гостей, улыбнулись им, поздоровались, они посмотрят, как вы научились сидеть и работать на занятии.

-Здравствуйте, ребята! Вам письмо!

-На конверте написано, ребятам группы «Маленькая страна», то есть вам. Давайте посмотрим, что там за письмо? Открываю конверт, достаю письмо, читаю.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …

-Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

-Правильно, о зимующих птицах нашего Алтайского  края.

- Каких птиц мы называем зимующими? 

-Мы познакомимся с птицами Алтайского края. О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Загадываю загадку:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).

- Кто это?

 -Что вы знаете о ней?

-Чем питается синица?

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

- Еще загадка:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

-Слово «снегирь» связано со словом «снег»?

- Чем питаются снегири?

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Следующая загадка :

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый…

- Какой окрас у голубя?

-Голубь по размеру меньше или больше воробья?

- Чем питаются голуби?

-Могут ли голуби передавать письма?

- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

-Загадка.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

- Какой окрас у дятла?

- Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?

 - Чем питаются дятлы?

-Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

-А сейчас, ребята, давайте проведем викторину «Знатоки птиц». Я буду ведущей, а вы должны поделиться на две команды. Выиграет та команда, которая лучше справится с заданием.

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

1) Как называются птицы, которые остаются на зиму?

2) Синица и снегирь, птицы зимующие?

3)Каких еще зимующих птиц Алтайского края вы знаете?

4) Чем питаются зимующие птицы?

-Хорошо, обе команды молодцы! Победила дружба.

Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

-Отдохнули? Давайте продолжим.

- Это посылка от Деда Природоведа.

-Как вы думаете, что это такое?

-А еще здесь есть письмо. «Здравствуйте, дорогие дети! Наступила зима, стало холодно и выпало много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Сделал им кормушку, но птиц очень много, а я один. Помогите мне, сделайте несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед».

-Нас просят сделать кормушки. Давайте подумаем, из чего могут быть сделаны кормушки?

- Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать?

- А что любит снегирь?

- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.

- А что же любит сорока?

- А сейчас будем наших друзей угощать.

- Кому ты подаришь кусочки сала?

- Кого ты угостишь семечками?

- Кому ты отдашь ягоды?

- А чем можно угостить сороку?

-Посмотрите внимательно сколько птиц у нас на выставке, а теперь раз, два, три – не смотри.

-Раз, два, три –  смотри.

-Ребята, посмотрите все птицы разлетелись, но они обязательно к нам вернуться, когда мы повесим им кормушки. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?

-Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

 

-Здравствуйте! Спасибо!

-Птица.

-О птицах.

-Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода. Остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.

- Синица

-Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям

-Зимой синица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу.

 

 

- Снегири.

- Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка.

-Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они  кормят растительными кормами. Насекомых в пищу снегири почти не употребляют.

-Голубь сизый.

Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой.

-Голубь по размеру больше воробья.

-Питается семенами растений, зерновыми культурами.

-Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма.

Дятел.

- У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.

- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков

-Вредными жучками.

-Синица. Снегирь. Голубь. Дятел.

-Воробей

обитает рядом с жилищем человека.

-Питается в основном растительной

пищей,

лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает

птенцов.

-Птицы, которые остаются на зиму называются зимующие.

- Да.

- Сорока,  воробей, снегирь, синица, дятел.

- Хлеб, зерна, сало, крупа, семенами, почками растений.

-Это кормушка.

- Из дерева-деревянные.

Из пластмассы-пластмассовая. Из бумаги- картонная, бумажная.

-Птички любят крошки, зёрна, семечки.

Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

- Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

- Сорока больше всего любит зерно.

-Я подарю кусочки сала синице.

-Я угощу семечками воробья.

- Я отдам ягоды снегирю.

-Сороку можно угостить зерном.

- Мы познакомились с птицами Алтайского края.

Узнали чем они питаются.

Вспомнили из чего можно сделать кормушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия «Зимующие птицы» (для детей старшей группы)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПОДОЛЬСКАКОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12 «ЖЕМЧУЖИНА»   Конспект открытог...

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы нашего края»

формирование экологических знаний о зимующих птицах края, и ответственного и бережного отношения к ним....

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"старшая группа

Проект в старшей группе "Зимующие птицы нашего края"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь птиц зимой"

уточнить знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, желание помогать им....