«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Филиппова Эльвира Борисовна

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon storitelling.doc982 КБ

Предварительный просмотр:

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять, придумывать —

вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством

инновационной технологии сторителлинг с использованием

«Кубиков историй»

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы Armstrong International.

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.

Педагоги в работе с воспитанниками постоянно используют технику сторителлинг, даже не задумываясь, что это целая технология «СКАЗИТЕЛЬСТВА».

В работе с детьми по технологии сторителлинг, всегда двигаемся от простого к сложному, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

Цель:

обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1.     Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2.     Уточнять использование грамматических форм речи.

3.     Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Какие возможности дает сторителлинг?

Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов-это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.

Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории

2. В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

3.  Цифровой сторителлинг- формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика).

Актуальность:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие родители успешно используют в развитии детей техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

- Повышение разнообразия образовательной деятельности с детьми;

- Повышение уровня заинтересованности и активности детей дошкольного возраста в происходящем действии образовательных мероприятий разного направления;

-Формирование у детей способности воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

- Расширение словаря детей, обогащение устной речи;

-Облегчение процесса запоминания дошкольниками информации через сюжет истории.

Сама технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективна в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много

обучающих, развивающих и воспитательных задач.

С дошкольниками для развития речи можно использовать следующие виды сторителлинга:

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера

применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто

учить правила поведения (может быть классическим и активным).

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно

донести до детей, представляет герой. Например, «К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом, повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и

достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения

проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).

Метод сторителлинга позволяет:

 разнообразить образовательную деятельность с детьми;

 заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

 обогатить устную речь дошкольников;

 облегчить процесс запоминания сюжета.

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми

дошкольного возраста:

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы

представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают

культурное образование.

Дошкольникам сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и

переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной

деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго.

Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на

подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Выделяют несколько принципов хороших историй:

- простота;

- неожиданность;

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны

дошкольникам;

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если

дети в неё не поверят).

Технология внедрения опыта.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с

героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит

чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы,

появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним

предложением. Как в басне – мораль.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в

любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого развития

детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения

нетрадиционной техникой сторителлинга с использованием «Кубиков историй».

Описание опыта работы. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что

кубики являются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в обучении детей, в совместной и самостоятельной деятельности.

Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики

историй» и адаптировать для детей нашей группы. Затрат больших не

потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная

и использоваться может в любом месте и в любое время.

Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и

изготовления кубиков. Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые кубики (деревянные, пластмассовые, картонные), клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков, в этой работе мне активно помогали и сами дети, мы сложили наборы кубиков в красивые шкатулки, яркие коробочки, в «волшебный мешочек». Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. С помощью кубиков историй можно не только

сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры, которые разработала

сама. Коллекция кубиков и игр постоянно пополняется.

Изготовили наборы кубиков историй следующих типов:

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории

(на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои,

на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных

категорий;

- тематические кубики (например, по темам «Транспорт», «Осень», «Сказки»

и т.д.).

И так! Игра начинается!

Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в

зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать невероятную

историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала детям сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросил ребёнок, а следующий - воспитатель, и т.д. Таким образом, я направляю и корректирую сюжетную линию в нужном направлении. Уже после нескольких игр дети начали составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Использованная литература:

1. Электронном журнале «Справочник старшего воспитателя № 6 /2018г.»

2. Интернет-ресурсы.

3.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

4.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

5.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А № 0007224 - № 0007225  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг"

Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории....

Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»

Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий"....

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»Свое выступление я хочу начать...

Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....

Методическая разработка «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй»

      Реформы в сфере образования и модернизация современного общества, учат нас педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приёмы, тех...