Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»
методическая разработка по логопедии
Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 59.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Полянка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»
Составитель:
Учитель-логопед
1 кв.категории
Галкина М.В.
городской округ город Бор
2021г
Использование инновационных технологий для развития связной речи детей с ОНР
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Развитие связной речи ведется в нескольких направлениях:
- формирование диалогической связной речи;
- формирование монологической связной речи.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине, по серии картин; пересказы сказок, коротких текстов; составление рассказов с опорой на наглядность (схемы, мнемотаблицы и пр.)
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического; недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.
В коррекционно-педагогической работе мы используем инновационные технологии по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Технология моделирования.
Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.
Детей обучают составлению предложений:
• по предметным картинкам
• по сюжетным картинкам
• по демонстрируемым действиям
• по опорным словам
Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.
Задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка.
Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стала вводить мнемотаблицы.
Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод наглядного моделирования использован со всеми видами связного высказывания: описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии картин.
Мнемотаблицы помогают детям в заучивании стихотворений, загадок.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит?)
• что нравится (не нравится?)
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Картинка в данной технике - это «крючок», способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
- В-четвертых, применяя данную технологию, мы развиваем у детей способность к оформлению речевого высказывания с опорой на модель.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
Мнемотаблицы по сказкам.
Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба».
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.
Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.
Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма - рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.
Читаемый детям стишок рисую по ходу чтения. При этом использую знакомые детям символы. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляю на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволило повысить компетентность детей в умении пользоваться ими и эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи дошкольников.
Здоровье сберегающая технология
Включает в себя:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, которая играет большую роль в развитие речи.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж, пальцевый массаж.
Пальцевый массаж.
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж зондами, зондозаменителями;
- массаж приборами Су-Джок терапии.
3. Коррекционные технологии:
Кинезио-технология
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения, что способствует развитию речи детей. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности.
Песочная терапия
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Задачи, которые решаются на занятиях:
Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Песочная терапия способствует:
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления.
При играх с песком:
- Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
- Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.
- У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.
- Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Арт-технология
Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И здесь на помощь к нам приходят арт-технологии.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников, являются:
-Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.
-Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).
-Формирование активной жизненной позиции.
-Развитие коммуникативных способностей.
Современная арт-технология включает в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, имаготерапия, кинезиотерапия, библиотерапия.
1.Музыкатерапия
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.
Это использование музыки в занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие коммуникативных способностях малыша.
При использовании музыкотерапии происходит:
эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;
происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка.
2. Имаготерапия
Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.
Актуальность имаготерапии в том, что использование её методов при работе с детьми помогают разнообразить занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Имаготерапия имеет различные подвиды:
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Театрализация – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
3. Игры-драматизации, инсценировки
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
4.Сказкотерапия.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся им по душе.
Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
- Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
- Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
- Обучение преодолению страхов и трудностей.
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
- «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
- «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
- «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Коррекционные задачи:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Игровая технология.
Можно использовать в любых режимных моментах.
Игровая технология применяется для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию»,«Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая, рыжая, пушистая.
Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников, позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания.
Технология - «Сказочные лабиринты» Вячеслава Владимировича Воскобовича.
Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые технологии Воскобовича направлены на развитие речи, познавательно-творческих способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры по развитию связной речи, которые я широко использую на индивидуальных и групповых занятиях:
- «Отгадай загадку» Задачи: формировать у детей умение составлять короткий рассказ о предмете, используя разные его характеристики, развивать навыки саморегуляции.
- «Сказочник» Задачи: развивать воображение, связную речь.
Ход игры: Педагог начинает сказку, а детям предлагается ее закончить с опорой на изображение Фиолетового леса.
Логоритмические упражнения:
- «Фиолетовый лес», «Змейка», «Лягушата», «Фифа», «Ежик», В лес гулять со мной иди».
Задачи:
- развивать связную речь,
- обогащать словарь существительными и прилагательными,
- расширять представления об окружающем мире,
- развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание, память и восприятие,
- формировать координацию речи с движениями.
Ход игр: Педагог рассказывает стихотворение, дети повторяют стихотворение, сопровождая речь с движениями, отвечают на вопросы («Змейка», «Фифа»), отгадывают загадки («Ежик»). Педагог проводит беседы по теме стихотворения. Отрабатываются предлоги, составляются связные высказывания. Дети «проигрывают» все на пространстве «Фиолетового леса» с фигурками.
Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных действий каждого ребенка.
Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.
Технология ТРИЗ направлена на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.
В рамках занятий по технологии ТРИЗ в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:
o развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с педагогом, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
o стимулирование творческой активности при решении проблемы;
o формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.
Технология легоконструирование
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами LEGO - ребенок учиться творчеству, созиданию.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
В процессе НОД по развитию связной речи, отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.
При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Технология робототехника
Эта технология актуальна, потому что: позволяет формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе; является великолепным универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников. В своей работе использую робототехнический набор Мататалаб, который развивает логическое мышление. Взаимодействуя с роботом, дети познают основы программирования в процессе игры.
Использование робота Matatalab в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР:
- Игры по развитию связной речи;
- Игры по звуковой культуре речи;
- Игры по лексико-грамматическому строю речи и словообразованию;
- Игры на обогащение словаря.
С использованием робототехники работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Использование в логопедической и педагогической практике робота с детьми с ОНР будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.
Коррекционно - развивающие занятия с использованием робота стали намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.
Каждое занятие с использованием «MatataLab» вызывает у ребят познавательный интерес, творческую активность, закладывает начальные технические и коммуникативные навыки. Технология «MatataLab» делает процесс обучения интересным и увлекательным.
Компьютерная технология.
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Наряду с использованием развивающих компьютерных игр можно создавать мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на занятиях по речевому развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.
Электронная детская книга - придумывание новых интересных сказок для создания электронной книги. Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь!»
В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев. Педагоги записывают сочиненную детьми сказку, рассказ.
Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. После того, как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги, фотографируют их и создают презентацию в формате Power Point.
Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке. Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома - ребёнок. Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.
Для сочинения рассказов по картинке.
Это задание можно выполнить 3-мя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Логопедом задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Логопед показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.
Заключение
Развитие связной речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Применение инновационных технологий способствовало:
- развитию связной речи, формированию речевых умений и навыков. Дети постепенно научились составлять пересказы, рассказы, самостоятельные монологические высказывания;
- снятию напряжения, восстановлению работоспособности;
- активизации познавательного интереса;
- повышению эффективности коррекционной работы.
По результатам проведённой работы можно сделать вывод, что использование инновационных технологий способствует развитию связной речи у дошкольников с ТНР.
Используемая литература:
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
2.Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика. Серия: ФГОС ДО : практика реализации. Издательство Учитель, 2020
3. Бушлякова С.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Детство-Пресс, 2011.
4. Асташенко О.И. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Серия: Целительные практики. Российский опыт. Издательство: Вектор, 2007.
5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс,2015.
6. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Игры Воскобовича в работе учителя-логопеда. СПБ.: ООО «Развивающие игры Воскобовича» 2019.
7. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» - универсальные средства в работе с детьми дошкольного возраста 2019.
8. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. -60с.
9. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006.
10. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: Линекс – Пресс, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие связной речи у дошкольника "
ПланВведение …………………………………………………………&hell...
«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним &ndash...
Презентация "Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг"
Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории....
Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»Свое выступление я хочу начать...
Методическая разработка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования ус...
Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....