Методическая разработка «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Реформы в сфере образования и модернизация современного общества, учат нас педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приёмы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Отсюда задача педагога выбрать – оптимальные методы, формы и технологии организации работы с детьми, которые направлены на развитие речи. Не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должно быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilichovai.p.opisanie_tehnologii.docx | 693.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй».
Реформы в сфере образования и модернизация современного общества, учат нас педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приёмы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Отсюда задача педагога выбрать – оптимальные методы, формы и технологии организации работы с детьми, которые направлены на развитие речи. Не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должно быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.
Совсем недавно я обратила внимание на такую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, внимания, мышления, памяти, коммуникативных качеств детей. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.
Технология сторителлинга позволяет:
-разнообразить образовательную деятельность с детьми;
-заинтересовать ребёнка в происходящем действии;
-обогащать устную речь дошкольников;
-облегчать процесс запоминания;
-обогащать активный и пассивный словарь дошкольников;
-уточнять использование грамматических форм речи;
-развивать коммуникативные навыки дошкольников.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге, реальная ситуации из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой приём применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берёт на себя ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).
Активный сторителлинг- в нём педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа истории. Применим для старшего дошкольного возраста.
На основе активного «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй»). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Взяв, за идею оригинальную версию игры, я решила разработать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время.
Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились обыкновенные деревянные (пластмассовые) кубики, клей, ножницы, скотч и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков.
Цель технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй» - развитие связной речи.
То есть научить ребёнка связанно и грамматически правильно выражать свои мысли, использовать в речи простые и сложные предложения, уметь пересказывать и составлять тексты по картинке и серии картинок.
Данная работа проводится в несколько этапов:
- Составление словосочетаний.
Задача: учить составлять словосочетания с кубиками, которые связаны между собой по смыслу и грамматически правильно оформлены.
- Составление предложений.
Задача: учить составлять простые и сложные предложения с одним, или несколькими кубиками.
- Сочинение и пересказ историй.
Задача: учить сочинять и пересказывать истории по серии кубиков.
При составлении истории необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок. Может сам педагог начать историю.
- Однажды, много лет назад…
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- Когда-то давным-давно…
- Жили-были…
- Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?
#1056;азвитие событий.
Описывается основная сюжетная линия.
- Что произошло с героем?
- Кого он встретил или что нашел?
- Что он планирует с этим делать?
3. Кульминация.
- Появляется решение поставленной проблемы.
#1047;аключение.
Короткий вывод (итог рассказа).
Эффективность применение технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй» в формировании связной речи видно после проведения мониторинга по исследованию состояния связной речи у дошкольников.
Для изучения состояния связной речи детей применялись такие методы, как наблюдение в процессе игровой и обиходно-бытовой и учебной деятельности; выполнение заданий по составлению предложений по ситуационным картинкам; составление предложений по трём картинкам; составление рассказа по картинке; сочинение рассказа из личного опыта.
Оценка ответов детей оценивается по 3-бальной шкале:
1 балл – ребёнок самостоятельно справился с заданием;
2 балл – справился с заданием с помощью педагога;
3 балл – ребёнок не смог справиться с заданием.
Состояние связной речи оценивался по следующим критериям:
#1043;рамматический строй речи (владение словоизменением и словообразованием).
2. Умение составлять предложения
#1059;мение составлять рассказ.
4. Умение пересказывать.
При анализе состояния связной речи учитываются показатели по низкому, среднему и высоким уровням.
Данный мониторинг подтверждают эффективность развитие связной речи с применением технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй» у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие звуковой культуры речи посредством художественно-эстетического восприятия»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевог...
Методическая разработка "Развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности"
Материал может быть интересен музыкальным руководителям, руководителям театральных кружков, педагогам ДОУ....
методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...
«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним &ndash...
Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»Свое выступление я хочу начать...
Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....