Протоект по речевому развитию "Говорушки"
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Каменский ДС»
ПРОЕКТ
по речевому развитию
«ГОВОРУШКИ»
Воспитатель: Чеберда И.В.
«Сказка - это то золото, что блестит
огоньком в детских глазках»
Андерсен Ганс Христиан
Тип проекта | Информационно- практико-ориентированный |
Место реализации | МБДОУ «Каменский ДС» |
По виду деятельности | Творческий |
По форме реализации | Групповой |
Возраст детей | 3-4 года |
Исполнители | Дети разновозрастной группы, воспитатели, родители |
Продолжительность | Средней продолжительности |
Области интеграции | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Игровая деятельность» |
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки), пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Практическая значимость проекта
- Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики.
- Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
Цель проекта
Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи проекта
Образовательные:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
- Обогащать, активизировать речь детей.
- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
- Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
- Развивать интерес к народному творчеству.
- Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
- Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
- Воспитывать любовь к окружающему.
- Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы.
Ожидаемый результат | |
У дошкольников | - развитие речевого потенциала через приобщение детей к сказкам, потешкам, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; - развитие личности ребенка, как активного участника проекта; - формирование умения характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок; - использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной). |
У воспитателей | - повышение педагогической компетентности по теме проекта; - внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями; - организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции всех видов детской деятельности; - создание картотеки игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике; - проведение родительского собрания, семинара и мастер-класса; - проведение анкетирования; - организация выставок и конкурсов; - организация итогового развлечения «Приключения Колобка» по результатам проектной деятельности. |
У родителей | - активное участие в реализации проекта; - оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды группы; - принятие участия в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах; - принятие участия в мастер-классе, семинаре и родительском собрании; - создание дома условий для воспитания и развития детей. |
Принципы
Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
- принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- принцип учета индивидуальных особенностей детей;
- принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
- принцип интегративности;
- научной обоснованности и практической применимости.
Формы сотрудничества
Ресурсное обеспечение проекта
- Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр и учебно-методических пособий, настольно-печатные игры, материалы мероприятий.
- Материально-техническое: компьютер, телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат.
- Кадровое: взаимосвязь с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Механизмы реализации проекта
1 этап – организационно – диагностический, сроки реализации
06 – 30 сентября 2021 года.
Цель: определение содержания проекта,постановка мотивации, цели, задач по организации проекта,определение перспектив.
- Определение темы проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- постановка цели и задач, определение продуктов проекта;
- подбор методической литературы;
- подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений;
- выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта;
- составление перспективного плана, разработка циклов НОД;
- мотивация родителей на совместную деятельность;
Вывод:
На 1 этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:
- Определили актуальность темы;
- Провели диагностику, анкетирование;
- Сформулировали цель и задачи проекта;
- изучили методическую, психолого-педагогическую литературу;
- выбрали формы, методы и приемы взаимодействия между участниками проекта;
- составили перспективное планирование;
- организовали пополнение развивающей предметно-развивающей среды.
Проблемы:
Низкая мотивированность родителей на сотрудничество с детским садом.
2 этап – основной, сроки реализации с 1 октября по 30 ноября 2021 года.
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
- Работа по перспективному плану;
- Проведение организованной деятельности с детьми;
- Использование методической и художественной литературы, наглядно-дидактического, аудио- и видеоматериала по теме проекта;
- Проведение родительского собрания;
- Изготовление книжек-малышек со сказками и потешками родителями;
- Размещение информации для родителей.
Перспективный план работы над проектом | |
Речевое развитие | -Знакомство с русскими народными сказками и потешками. - Рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам. -Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь». - Инсценировка «Репка», «Теремок» - Пальчиковый театр «Теремок», «Колобок» -Пересказ сказок с опорой на схемы. - Чтение и разучивание потешек -Пальчиковые игры: «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Апельсин», «Сидит белки на тележке», «Капуста», «Мы ходили на базар», «Копаю, копаю лопатой снежок» и др. -ООД пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок», пересказ сказки «Лиса, заяц и петух», «У страха глаза велики», рассматривание картины по теме «Осень»; - Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубы», «Шарик», «Гармошка», «Маляр», «Сказки про язычок" |
Познавательное развитие | - ООД: «В гостях у осени», «Овощи с огорода», «Мои любимые сказки». - Беседы «Моя любимая книжка», «Для чего нужен язык», «Что за прелесть эти сказки», «Правила обращения с книгой» - Наблюдения на прогулках |
Социально – коммуникативное развитие | - Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Построим теремок»; «Ждем в гости Машу и медведя», «Семья». - Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию сказочного героя», «Узнай сказку» (по иллюстрациям), «Помоги герою сказки», «Узнай, чья тень», Лото «Собери сказку» (из частей), «Угадай последовательность сказки»,«Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок» - Конструирование «Теремок», «Дорога к дому бабушки», «Огород для репки», «Домик для зверят» |
Художественное – эстетическое развитие | - Лепка «Колобок», «Репка» - Рисование «Сказочный домик», «Рукавичка» - Аппликация «Теремок», «Зайчик» |
Физическое развитие | -Дыхательная гимнастика: «Листопад», «Сердитый еж», «Слабый и сильный ветерок», «Горячий чай», «Дровосек», «Качели». «Надуй шарик», «Вырасти большой», «Каша кипит», «Насос» - Физминутки: «Листопад», «Прилетели воробьишки в огрод», «Тучи дождевые», «Детский сад». «Часы», «Зайчик», «Самолет», «Нам сегодня не скуки», «Мишка вышел из берлоги». - Подвижные игры: «Зайка серенький |
Работа с родителями | - Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»; - Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Роль книги в жизни ребенка»; «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие речи детей 3-4 лет», «Ум на кончиках пальцев»; - Оформление выставки книг «Сказки, которые мне читают дома»; - Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»; - Изготовление книжек-малышек «Мои любимые сказки» |
Вывод: на 2 этапе проводились все запланированные мероприятия.
3 этап – заключительный, сроки реализации 1 - 27декабря 2021 года.
Цель: анализ и подведение итогов работы.
- диагностика уровня сформированности речевых знаний детей;
- презентация проекта;
- сбор накопленного материала.
Результатами осуществления проекта «Говорушки» стали:
Показатели | |
У дошкольников | - познакомились с русскими народными сказками и потешками; - научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям; - научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев; - расширился и обогатился словарный запас детей; - повысилась речевая активность, эмоциональный отклик на фольклорные произведения; - научились применять полученные знания в самостоятельной игровой деятельности; - сформировался интереси любознательность ко всему окружающему. |
У родителей | - стали больше времени уделять чтению с детьми- стала более высокой активность в сотрудничестве с ДОУ |
Показатели | |
Методическое обеспечение процесса социализации у детей | - Произведена подборка литературы по вопросам проекта; - постоянно идет обновление РППС группы; - произведена подборка консультаций, информации для детей и родителей по тематике; - создана картотека игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике; - создан сборник картин и иллюстраций по сказкам и потешкам; - созданы дидактические и настольные игры по тематике. |
Практический | - Проведено родительское собрание «Связная речь-главное достижение в развитии речи детей 3-4 лет»; - проведен семинар-практикум…..; - проведен мастер-класс «Занимательные словесные и пальчиковые игры дляразвития речи детей»; - организована выставка книг «Сказки, которые мне читают дома»; - выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»; - изготовлениекнижек-малышек«Мои любимые сказки»: - проведено развлечение «Приключения Колобка». |
Вывод: на 3 этапе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.
Дети с увлечением научились слушать сказки, научились пересказывать содержание сказок, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Детям нравится рассматривать иллюстрации к любимым сказкам, что развивает эстетическое восприятие и творческие навыки. У детей появился интерес к играм-драматизациям. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. Родители с большим удовольствием стали принимать участие в совместной деятельности. Повысился уровень культуры родителей по проблеме приобщения детей к литературе. Родители перешли из наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Итоги проекта показали, что привлечение сказки в педагогический процесс является важнейшим источником успешного развития дошкольников. Для меня очень важно, что моя работа не прошла даром, цель достигнута. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....