Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц.

Образовательные:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы;

- согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов;

- учить детей пересказывать рассказ.

Развивающие:

- развивать словарь по теме «Зимующие птицы»;

- развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Зимующие птицы»

(для подготовительной группы)

                                                                                 

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                  воспитатель семьи № 1  

                                                                                                     Рыжкова О.В.

Саранск 2022

Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц.

Образовательные:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы;

- согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов;

- учить детей пересказывать рассказ.

Развивающие: 

- развивать словарь по теме «Зимующие птицы»;

- развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.

Ход ООД

1.  Организационный момент

Воспитатель: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

2. Основная часть

Воспитатель: Как вы думаете, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На улице холодно, снег.

Воспитатель: Какой день зимой?

Дети: Короткий.

Воспитатель: Какая ночь?

Дети: Длинная.

Воспитатель: Что можно сказать о снеге?

Дети: Белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий.

Воспитатель: Какой бывает лёд?

Дети: Скользкий, блестящий, прозрачный, гладкий.

Воспитатель загадывает загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

(Выставляется картинка.)

Синица какая, если у нее жёлтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?

Дети: Желтогрудая, тонколапая, короткоклювая.        

Воспитатель загадывает загадку:

Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

(Выставляется картинка.)

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

Воспитатель загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами? Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Дети: Голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, кукушка (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Воспитатель: Что есть общего у всех птиц?

Дети: Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Размером, окраской, опереньем.

Воспитатель: У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря?

Дети: Ленивый, грустный, малоподвижный.

Воспитатель: А какая синица?

Дети: Тонкая, юркая, весёлая, умная.

Воспитатель: Что можно сказать про воробья?

Дети: Драчливый, весёлый, удалой, боевой, шустрый.

Воспитатель: А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой?

Дети: Семенами.

Воспитатель: Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Это семена от дыни. Какие семена?

Дети: Дынные.

Воспитатель: Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена?

Дети: Арбузные.

Воспитатель: Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена?

Дети: Ясеневые.

Воспитатель: Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

Дети: Для голубей.

Воспитатель: А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?

Дети: Синица.

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)                      

(Проводится дыхательная гимнастика.)

Дидактическая игра «Сосчитай птиц» (1-2-5)

Одна ворона, две вороны, пять ворон; Один воробей, два воробья, пять воробьёв …

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Сова – совушка; Синица – синичка; Воробей – воробушек; Голубь – голубка; Птица – птичка; Крыло – крылышко; Перо – перышко; Клюв – клювик; Хвост – хвостик; Шея – шейка; Кормушка – кормушечка;

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — … . У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Образование приставочных глаголов: Синица с ёлки  ... (улетела). Синица в кормушку ... , вокруг кормушки ... . С ветки на ветку ... . Синица в дупло ... и т.д.

Чтение рассказа «Синичка»

Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.

Пересказ рассказа детьми.

3. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: О чём мы с вами сегодня разговаривали?

Дети: О зимующих птицах и о том как им тяжело пережить зиму.

Воспитатель:  А каких зимующих птиц вы запомнили, может быть и видели?                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Волшебница-зима»

Цель: расширение знаний о зимних явлениях.Задачи:Образовательные:- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;- учить использовать полученные знания в играх;- обобщить и систематизировать...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Птицы»

Цель: уточнить знания детей о птицах.Задачи:Образовательные: - закрепить понятия «перелётные, зимующие, водоплавающие»;- знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются;- о...