Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц.
Образовательные:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы;
- согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов;
- учить детей пересказывать рассказ.
Развивающие:
- развивать словарь по теме «Зимующие птицы»;
- развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Конспект
занятия по образовательной области
«Речевое развитие» (Развитие речи)
на тему:
«Зимующие птицы»
(для подготовительной группы)
Подготовила и провела
воспитатель семьи № 1
Рыжкова О.В.
Саранск 2022
Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц.
Образовательные:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы;
- согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов;
- учить детей пересказывать рассказ.
Развивающие:
- развивать словарь по теме «Зимующие птицы»;
- развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал — семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.
Ход ООД
1. Организационный момент
Воспитатель: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
2. Основная часть
Воспитатель: Как вы думаете, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: На улице холодно, снег.
Воспитатель: Какой день зимой?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Какая ночь?
Дети: Длинная.
Воспитатель: Что можно сказать о снеге?
Дети: Белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий.
Воспитатель: Какой бывает лёд?
Дети: Скользкий, блестящий, прозрачный, гладкий.
Воспитатель загадывает загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
(Выставляется картинка.)
Синица какая, если у нее жёлтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?
Дети: Желтогрудая, тонколапая, короткоклювая.
Воспитатель загадывает загадку:
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
(Выставляется картинка.)
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».
Воспитатель загадывает загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(Выставляется картинка.)
Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами? Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Дети: Голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, кукушка (Выставляются картинки зимующих птиц.)
Воспитатель: Что есть общего у всех птиц?
Дети: Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской, опереньем.
Воспитатель: У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря?
Дети: Ленивый, грустный, малоподвижный.
Воспитатель: А какая синица?
Дети: Тонкая, юркая, весёлая, умная.
Воспитатель: Что можно сказать про воробья?
Дети: Драчливый, весёлый, удалой, боевой, шустрый.
Воспитатель: А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т.д.
Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой?
Дети: Семенами.
Воспитатель: Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Это семена от дыни. Какие семена?
Дети: Дынные.
Воспитатель: Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена?
Дети: Арбузные.
Воспитатель: Их ест снегирь.
Это семена от ясеня. Какие семена?
Дети: Ясеневые.
Воспитатель: Их тоже любит снегирь.
Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
Дети: Для голубей.
Воспитатель: А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?
Дети: Синица.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(Проводится дыхательная гимнастика.)
Дидактическая игра «Сосчитай птиц» (1-2-5)
Одна ворона, две вороны, пять ворон; Один воробей, два воробья, пять воробьёв …
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Сова – совушка; Синица – синичка; Воробей – воробушек; Голубь – голубка; Птица – птичка; Крыло – крылышко; Перо – перышко; Клюв – клювик; Хвост – хвостик; Шея – шейка; Кормушка – кормушечка;
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны — ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья — ... . У воробья хвост короткий, а у вороны — … . У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Образование приставочных глаголов: Синица с ёлки ... (улетела). Синица в кормушку ... , вокруг кормушки ... . С ветки на ветку ... . Синица в дупло ... и т.д.
Чтение рассказа «Синичка»
Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.
Пересказ рассказа детьми.
3. Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: О чём мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О зимующих птицах и о том как им тяжело пережить зиму.
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы запомнили, может быть и видели?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»
Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»
Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования;- уточни...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи: Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»
Цель: показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Волшебница-зима»
Цель: расширение знаний о зимних явлениях.Задачи:Образовательные:- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;- учить использовать полученные знания в играх;- обобщить и систематизировать...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Птицы»
Цель: уточнить знания детей о птицах.Задачи:Образовательные: - закрепить понятия «перелётные, зимующие, водоплавающие»;- знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются;- о...