Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»

Задачи:  

Образовательные:

- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;

- учить воспитанников передавать содержание текста полно и последовательно;

- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, внимание, память и координацию движений;

- развивать монологическую речь;

- развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

- воспитывать чувство любви к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_pozdnyaya_osen.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Поздняя осень»

(для детей подготовительной группы)

Подготовила и провела

воспитатель семьи № 1  

    Рыжкова О.В.

Саранск 2021

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»

Задачи:        

Образовательные:

- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;

- учить воспитанников передавать содержание текста полно и последовательно;

- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, внимание, память и координацию движений;

- развивать монологическую речь;

- развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

- воспитывать чувство любви к родной природе.

Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана, знакомство с приметами осени, разучивание физкультминутки «Мы – листики осенние», пальчиковой гимнастики «Поздняя осень»

Демонстрационный материал: репродукции картин И.И. Левитана «Поздняя осень», иллюстрации картины об осени, аудиозапись музыки Антонио Вивальди «Времена года»

Ход ООД

  1. Организационный момент

Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень»

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Воспитанники: Последний месяц осени – ноябрь.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Воспитанники: Поздняя осень.

  1.  Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени. Какие осенние месяцы вы знаете?

Воспитанники: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

        Игра «Да или нет»        

Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Воспитанники: Нет.

Осенью растут грибы?

Воспитанники: Да.

Тучи солнце закрывают?

Воспитанники: Да.

Колючий ветер прилетает?

Воспитанники: Да.

Морозы осенью бывают?

Воспитанники: Да.

Ну а птицы гнезда вьют?

Воспитанники: Нет.

А букашки прилетают?

Воспитанники: Нет.

Дни становятся короче, а ночи длиннее?

Воспитанники: Да.

Звери норки закрывают?

Воспитанники: Да.

Урожай все собирают?

Воспитанники: Да.

Птичьи стаи улетают?

Воспитанники: Да.

Часто – часто льют дожди?

Воспитанники: Да.

Солнце светит очень жарко?

Воспитанники: Нет.

Можно детям загорать?

Воспитанники: Нет.

Ну, а что же надо делать - куртки, шапки надевать.

Воспитанники: Да.

Игра «Скажи правильно»

Воспитатель: Я называю слова, а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно):

Солнце осенью – осеннее.

Ветер осенью – осенний.

Туча осенью – осенняя.

Дождь осенью – осенний.

Аллея осенью – осенняя.

Пальто осенью – осеннее.

Сапоги осенью – осенние.

Одежда осенью – осенняя.

День осенью – осенний.

Утро осенью – осеннее.

Парк осенью – осенний.

Небо осенью – осеннее.

Воспитатель: У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему: периоды осени сентябрь - ранняя осень, октябрь - золотая осень, ноябрь - поздняя осень.) Назовите признаки поздней осени.

Воспитанники: Солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идёт дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое, тёмное, облачное, пасмурное, перелётные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели тёплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мы – листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель: Поздняя осень самая грустная пора, нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Эта пора в самом конце осени называется предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но ещё не зима. Повторим новое слово предзимье.

(воспитанники читают стихи о поздней осени)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось. (Сергей Есенин)

Руки мёрзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лед. (Анжела Берлова)

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны. (Юлия Каспарова «Ноябрь»)

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню зиму. (Т.А. Шорыгина.)

Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле - еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

(Руки сжать в замок.) –

Поздняя осень стоит на дворе

(Разводим руками перед собой.)

Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осени. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень»

Воспитатель: Давайте попробуем придумать рассказ, который назовём: «Поздняя осень»

Примерный рассказ воспитателя.

Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным, серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелётные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.

(Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие.

3. Рефлексия

- О каком времени года мы с вами говорили?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- О чём бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Воспитатель: Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года - какое?

Воспитанники: Зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Волшебница-зима»

Цель: расширение знаний о зимних явлениях.Задачи:Образовательные:- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;- учить использовать полученные знания в играх;- обобщить и систематизировать...