Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;
- учить воспитанников передавать содержание текста полно и последовательно;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, память и координацию движений;
- развивать монологическую речь;
- развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_rechi_pozdnyaya_osen.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Конспект
занятия по образовательной области
«Речевое развитие» (Развитие речи)
на тему:
«Поздняя осень»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила и провела
воспитатель семьи № 1
Рыжкова О.В.
Саранск 2021
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;
- учить воспитанников передавать содержание текста полно и последовательно;
- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, память и координацию движений;
- развивать монологическую речь;
- развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана, знакомство с приметами осени, разучивание физкультминутки «Мы – листики осенние», пальчиковой гимнастики «Поздняя осень»
Демонстрационный материал: репродукции картин И.И. Левитана «Поздняя осень», иллюстрации картины об осени, аудиозапись музыки Антонио Вивальди «Времена года»
Ход ООД
- Организационный момент
Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень»
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки:
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
Воспитанники: Последний месяц осени – ноябрь.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
Воспитанники: Поздняя осень.
- Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени. Какие осенние месяцы вы знаете?
Воспитанники: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Игра «Да или нет»
Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Воспитанники: Нет.
Осенью растут грибы?
Воспитанники: Да.
Тучи солнце закрывают?
Воспитанники: Да.
Колючий ветер прилетает?
Воспитанники: Да.
Морозы осенью бывают?
Воспитанники: Да.
Ну а птицы гнезда вьют?
Воспитанники: Нет.
А букашки прилетают?
Воспитанники: Нет.
Дни становятся короче, а ночи длиннее?
Воспитанники: Да.
Звери норки закрывают?
Воспитанники: Да.
Урожай все собирают?
Воспитанники: Да.
Птичьи стаи улетают?
Воспитанники: Да.
Часто – часто льют дожди?
Воспитанники: Да.
Солнце светит очень жарко?
Воспитанники: Нет.
Можно детям загорать?
Воспитанники: Нет.
Ну, а что же надо делать - куртки, шапки надевать.
Воспитанники: Да.
Игра «Скажи правильно»
Воспитатель: Я называю слова, а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно):
Солнце осенью – осеннее.
Ветер осенью – осенний.
Туча осенью – осенняя.
Дождь осенью – осенний.
Аллея осенью – осенняя.
Пальто осенью – осеннее.
Сапоги осенью – осенние.
Одежда осенью – осенняя.
День осенью – осенний.
Утро осенью – осеннее.
Парк осенью – осенний.
Небо осенью – осеннее.
Воспитатель: У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему: периоды осени сентябрь - ранняя осень, октябрь - золотая осень, ноябрь - поздняя осень.) Назовите признаки поздней осени.
Воспитанники: Солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идёт дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое, тёмное, облачное, пасмурное, перелётные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели тёплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Мы – листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель: Поздняя осень самая грустная пора, нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Эта пора в самом конце осени называется предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но ещё не зима. Повторим новое слово предзимье.
(воспитанники читают стихи о поздней осени)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось. (Сергей Есенин)
Руки мёрзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лед. (Анжела Берлова)
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны. (Юлия Каспарова «Ноябрь»)
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню зиму. (Т.А. Шорыгина.)
Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле - еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)
Река покрывается льдом в ноябре
(Руки сжать в замок.) –
Поздняя осень стоит на дворе
(Разводим руками перед собой.)
Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осени. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень»
Воспитатель: Давайте попробуем придумать рассказ, который назовём: «Поздняя осень»
Примерный рассказ воспитателя.
Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным, серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелётные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.
(Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие.
3. Рефлексия
- О каком времени года мы с вами говорили?
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
- О чём бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?
Воспитатель: Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года - какое?
Воспитанники: Зима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»
Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»
Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования;- уточни...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»
Цель: показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»
Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»
Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Волшебница-зима»
Цель: расширение знаний о зимних явлениях.Задачи:Образовательные:- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;- учить использовать полученные знания в играх;- обобщить и систематизировать...