Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Арешкина Наталия Викторовна
  1. Актуальность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Детство»

городского округа Котельники Московской области

140055 Московская обл., г.Котельники, мкр. Белая дача, д.9

Тел. (495)559-75-27  тел.\факс (495) 559-81-54

Доклад на тему: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Подготовила: Арешкина Н.В.

Воспитатель подготовительной группы №14

«Цветик-семицветик»

2018 г.

  1. Актуальность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Проблемы речевого развития дошкольников-

• Односложная речь, которая состоит только из простых предложений. Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

• Скудость речи. Маленький словарный запас.

• Речь, в которой избыток слов «паразитов» и сленговых слов.

• Применение нелитературных выражений и слов.

• Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.

• Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст, своими словами.

• Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

• Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.

• Нехорошая дикция.

Для решения  проблемы речевого развития , необходимо создание специально организованной предметно-развивающей образовательной среды.

Это может быть представлено в виде:

  • Настольный кукольный театр:

• плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры,

• сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона,

• вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи,

• коробок,

• конусный, на цилиндре, кубе.

  • Стендовый театр:

• фланелеграф,

• теневой,

• магнитный стендовый,

• стенд-книжка;

  • Театр на руке:

• пальчиковый,

• варежковый,

• перчаточный,

• театр теней;

  • Театр марионеток:

• из папье-маше,

• поролона,

• пенопласта,

• из ткани, меха по принципу мягкой игрушки (движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла).

  • Театр кукол с «живой рукой» - это куклы обладающие яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
  • Костюмированный театр:

Ребенок надевает на себя костюм персонажа: маски, театральный грим, костюм доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности мы используем также игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

При работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности проводится:

  1. Работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки, важно на данном этапе выразительно читать произведения, грамотно ставить вопросы для беседы по содержанию произведения и организовывать работу по воспроизведению текста детьми (пересказ).
  2. Выбор вида театра. Подбор и изготовление костюмов и атрибутов, работа над ролью. В это время проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, проба ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
  3. Подготовка к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

- Выразительное чтение литературного произведения.

- Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в

ней главные).

- Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

- Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).

- Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

- Распределение ролей.

- Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

- Работа над ролью:

Составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.

- Работа над речью:

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.

- Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.

Организация самого представления. Первоначально постановка спектакля внутри группы, на более поздних этапах спектакль для родителей и групп младшего дошкольного возраста- подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

Заключительная работа над театральной постановкой -подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Заключение:

Работа над развитием речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности проходит в несколько этапов и приносит свои результаты:

• Развитие словаря дошкольников -до 85%;

• обогащение игрового, коммуникативного и эмоционального опыта дошкольников;

• расширяется кругозор детей, повышается познавательный интерес;

• у детей повышается уровень развития речи, общительности, самооценки;

• у родителей формируется представление о влиянии театрализованной деятельность на формирование словаря дошкольника.

• родители  вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Опыт  работы

 В нашей  группе организован «театральный уголок», где для детей в свободном доступе находятся :

  • «Пальчиковый театр»,
  • «Магнитный театр»,
  • «Кукольный театр»,
  • «Костюмированный театр»
  • «Маски» животных и героев
  • Различные музыкальные инструменты
  •  «Чемоданчик юного актера» ,где есть варианты домашних спектаклей и правила организации театрального действия.

       Во  всех групповых открытых мероприятиях, используются театрализованные сценки с использованием атрибутов и костюмов.

В вечернее свободное время дети часто используют костюмы и атрибуты, и разыгрывают сказки и сценки на классический и современный лад.

 C:\Users\Наталия\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20171117_120821.jpg C:\Users\Наталия\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20180314_172008.jpg  C:\Users\Наталия\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20180314_172052_1.jpgC:\Users\Наталия\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20180314_172042.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Представляю вашему вниманию проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности детей"....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

«Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

laquo;Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности»...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредствам театральной деятельности»

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь...

Методическая разработка "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности".

Методические рекомендации  для педагогов дошкольного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности....