Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Трескова Нина Владимировна

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Трескова Н ина Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 270» г. Нижнего Новгорода «Визитная карточка»

Слайд 2

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности »

Слайд 3

Научно-исследовательские анализ существующих подходов к организации работы по развитию речи детей в подготовительной группе анализ видов деятельности, способствующих развитию речи у детей седьмого года жизни Методические комплект методических материалов и дидактических средств посещение мастер-классов и методических объединений на уровне района Организационно-педагогические открытые показы; районное методическое объединение размещение материалов в журнале МБДОУ «Дорожка к здоровью» Условия формирования личного вклада в развитие образования

Слайд 4

« Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» ( Б. М. Теплов) Актуальность

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Методические основы Программа

Слайд 6

Задачи: Образовательные: 1 .Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и ее интонационную выразительность. 2.Повышать качество работы с детьми по развитию связной речи . Развивающие: 1.Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов. 2.Развивать словарный запас и познавательную активность детей. 3. Развивать устную связную речь(через построение грамматически верной фразы и предложения). Воспитательные: 1. Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. 2 .Воспитывать культуру речи. Цель : стимулирование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Слайд 7

«Совершенствование звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словарного запаса, формирование лексико – грамматических навыков у детей и как следствие развитие связной речи старших дошкольников» Ведущая педагогическая идея

Слайд 8

Мониторинг в начале учебного года по методике О.С.Ушаковой

Слайд 9

Предметно-пространственная развивающая среда

Слайд 10

Обогащение словаря

Слайд 11

Воспитание звуковой культуры речи

Слайд 12

Диалогическая речь

Слайд 13

Диалогическая и монологическая речь

Слайд 14

Взаимодействие со специалистом

Слайд 15

Взаимодействие с родителями

Слайд 16

Диапазон личного вклада в развитие образования Материал по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста Использование в домашних условиях. Консультации для родителей Конспекты занятий с элементами театральной деятельности

Слайд 17

Диагностика в конце учебного года

Слайд 18

Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова для выражения своих мыслей. Научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение. Научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны. В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять. Приемы социо-игровой технологии научили активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дали возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Что привело к активизации общения детей в группе. Результаты работы

Слайд 19

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 20

1. Алянский Ю.Л. «Театр все возможно» Санкт – Петербург 2002г. 2. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006. 3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991. 4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002. 5. Доронова Т.Н. «Играем в театр».-М., 2005. 6. Журнал «Воспитатель» №10 2010г. 7. Журнал «Дошкольное воспитание» 2010г. №8 8. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.- М., 1982. 9. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г. 10. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми» Москва « Владос » 1994г. 11. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Москва, « Владос » 2011г. Литература

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

2 слайд .Тема презентации; «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

3 слайд. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования;

 Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий:

 1.Научно- исследовательские условия.   2. Методические условия .  3. Организационо-педагогические условия.  Мною были изучены теории философов, педагогов в области речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Флерина Е.А., Тихеева Е.И.).  По мнению большинства ученых, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. А, так как социо-игровоя технология направлена на развитие коммуникативности у детей,  то социо-игровые педагогические технологии оказываются бесценными в решении данного вопроса.

4 слайд. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования;

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Развитие речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Возможности театрализованной деятельности  широки. Участвуя в ней, дети знакомятся  с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Поэтому для речевого развития старших дошкольников сегодня как никогда актуально применение социо-игровой технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности.

5 слайд. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования;

Выготский писал: "Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости речи"

Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на речь детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Социо-игровая педагогика создает такие условия, где воспитатель становится равноправным партнером и организатором интересных игр.

Поэтому в своей педагогической практике, и конкретно в работе по данной теме, применяю социо - игровую технологию, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его речевое развитие.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов, Е. Шулешко определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

6 слайд. Цель моей работы: стимулирование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Оптимальному решению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

1.Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста в процессе  применения игровых методов и приемов.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3.Повышать качество  работы с детьми по развитию  связной речи.

4.Развивать интонационную выразительность.

5.Воспитывать культуру речи.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. ПОЭТОМУ

7 слайд. Ведущая педагогическая идея опыта направлена на совершенствование звуковой культуры речи, на обогащение и активизацию словарного запаса, на формирование лексико – грамматических навыков у детей и как следствие развитие связной речи старших дошкольников.

8 слайд. В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС ДО  обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей. Получив разрешение,  я провела мониторинг сформированности речевого развития детей подготовительной группы.  Мониторинг проводилась в виде индивидуальной беседы по методике О.С. Ушаковой.

 Результаты следующие:

Высокий уровень   -13.8%                                                            

Средний                69 %                                                                    

Ниже среднего уровня     17.2  %                                                          

Одновременно с обследованием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми. Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и  всё усвоят в процессе взросления.

9 слайд. СРЕДА Речевая деятельность ребенка имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. Прежде всего,  это  мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность.

Поэтому первоочередная  задача: обогатить  познавательный, литературный, опыт ребенка. Ведь чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми, тем активнее станет его речь.

В группе создана развивающая предметно-пространственная речевая среда: разнообразные виды театров; книги, альбомы, иллюстрации, дидактические игры и т.д.

После создания развивающей предметно-пространственной среды приступила  к работе над

10 слайд.  обогащением словаря детей. На основе сказок придумывали с детьми красивые прилагательные для характеристики героев. Так, при обсуждении сказки «Буратино» А. Толстого  дети называли Мальвину- красивой, умной, воспитанной, нарядной; Буратино – добрым, веселым, задорным, любопытным. Без сказки и ее эмоциональной драматизации вряд ли дети сумели бы подобрать столько определений. Чтобы было интересней, а также с целью раскрепощения детей, вводила элементы театрализации: в парах, четверках, шестерках.

Для составления достаточно длинного распространенного предложения  я использовала интересную игру «От каждого по словечку» (дети добавляют свое слово к вышесказанному).

У детей получалось примерно так:

- лиса

-хитрая лиса

- рыжая хитрая лиса

- рыжая хитрая лиса бежит

- хитрая рыжая  лиса бежит по лесу и т д.

Для игры использовала сказки «Красная Шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка» и др. Также широко использовала творческие игры со словами.  Если вначале при проведении подобных игровых упражнений объединяла детей в пары (с помощью игр «Найди пару по цвету, по форме», и т д), то в дальнейшем объединяла детей в тройки, четверки, пятерки, шестерки.

11 слайд. Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников направлено, прежде всего, на устранение недостатков произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, точное использование интонационных средств выразительности.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи проводила в два этапа: - формирование навыков восприятия интонации, и формирование навыков её использования в собственной речи.

Предлагала детям игровые упражнения на воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний с постепенным нарастанием и падением голоса  (используем схемы-карточки): «поезд уезжает - приезжает», «самолет приближается - удаляется» и т п.

Игровые задания на отработку речевого ритма: детям предлагалось отхлопать, отстучать, отшагать чистоговорку, скороговорку, стихотворение:

- на каждый слог - на каждое последнее слово в фразе.

В игровой форме малыми группами отрабатывали умение делать акцент на определенное слово вфразе: - по образцу - по наводящим вопросам

Для формирования эмоциональности речи детей мною активно использовались карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.

Упражнения с использованием карточек «эмоций»:

-Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей.

• Попросить объяснить, что такое «радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции.

• Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают, а потом смотрят на карточку, правильно ли угадали. Детям нравилось угадывать эмоцию по показу товарища и оценивать, правильно ли показана эмоция. Вот так осуществлялся один из принципов работы с детьми по социо-игровой технологии: Снятие судейской роли с педагога и передача её детям.

Разыгрывание сказок позволило научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

12.Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи.

Дети инсценировали стихи, рассказы, сказки, используя любой из театров, например, плоскостной, настольный на киндер-сюрпризах, теневой театр, театр картинок на палочках для суши,  театр костюмов, би-ба-бо, и т п. Вначале дети разыгрывали отрывки из литературных произведений в парах, а затем группа детей постепенно увеличивалась до 8 человек. Так как развитие партнерского взаимодействия «Ребенок - взрослый» является одной из основных задач социо-игровой технологии, я как равноправный партнер, принимала вместе с детьми участие в инсценировках.

13 слайд. В процессе театрализованных игр (разыгрывание сказок, рассказов и т д) у дошкольников отрабатывалось умение вести диалог, монолог, а именно умение полно, последовательно и понятно для окружающих передать содержание готового текста. Исполняемая роль, взятая на себя в микрогруппе исполнителей,  ставила ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.

14 слайд. Взаимодействие со специалистом

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка, создает основу для эмоционального контакта между детьми в театральной деятельности. Под музыкальное сопровождение детям легко удается перевоплотиться на утреннике то в очаровательных гномиков, то в бравых моряков.

15 слайд. Взаимодействие с родителями.

Родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми, со сверстниками и с родными. Изучая отношения с родителями и детьми, поняла, что многие из них не знают возможности своих детей, занижают или завышают свои родительские требования.

Чтобы помочь родителям решить эти и другие проблемы, работу с родителями проводилась в следующих формах:

- Родительское собрание.

- Анкетирование «Театр и дети».

- Папки-передвижки «Выбираем сказки по возрасту», «кукольный театр дома» и др.

- Индивидуальные консультации по запросам родителей, и т д.

16 слайд. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны;

В результате проведенной работы

  • Подобран материал по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста: скороговорки на развитие дикции, игровые задания по артикуляционной гимнастике, игровые упражнения для развития мимики
  • Разработана серия конспектов занятий по развитию речи в подготовительной группе с элементами театральной деятельности
  • Для родителей разработаны консультации: «Значение театрализованной деятельности дошкольников в семье», «Куколки на пальчик», «Театр на столе». Чтобы родители могли использовать театральную деятельность для речевого развития детей в домашних условиях.

17 слайд. В конце работы провела итоговый мониторинг, результаты следующие:

Ниже среднего уровня - 0 % детей

На среднем уровне- 57%  детей

На высоком уровне-  43% детей

18 слайд. Результативность профессиональной педагогической деятельности

в результате моей работы:

•    Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

•   Научились  употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания,  меньше  делают логических ошибок, улучшилось  звукопроизношение.

•      Научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны.

•   В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.

•  Приемы социо-игровой технологии  научили активных детей  признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дали возможность преодолеть свои комплексы  и нерешительность. Что привело к активизации общения детей в группе.

 В Перспективе:  применение театрализованной деятельности в развитии речи с детьми младшего дошкольного возраста

19 слайд. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

С учетом анализа данного опыта можно сделать вывод, что система проведенной работы оказалась эффективной и может быть использована другими педагогами. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада на педсоветах, на районном уровне- на методических объединениях, с родителями- публикацией в журнале МБДОУ «Дорожка к здоровью» в районном методическом сборнике, а так же публикациями на странице личного сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Представляю вашему вниманию проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности детей"....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

«Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

laquo;Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности»...

Проект развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность.

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляю...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Актуальность.Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффек...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредствам театральной деятельности»

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь...

Методическая разработка "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности".

Методические рекомендации  для педагогов дошкольного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности....