Методическая разработка "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности".
методическая разработка

Скрынникова Татьяна Анатольевна

Методические рекомендации  для педагогов дошкольного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skrynnikova.docx401.55 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №58 «Ручеек» с. Дальнее

                                                 Адрес: 693904, с. Дальнее, ул. Новая, 20

телефон/факс 8-(4242)-705850

                                                                                                                       

                   

                             

                               Методическая разработка

Развитие речи детей дошкольного возраста

 посредством театрализованной игры

                                        

                                                                                подготовила: Скрынникова Т.А.

                                                                                                        воспитатель, 1категория

               

   

                                                       

                                                                 

                                                           с. Дальнее                                

                                                                2024                                

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 2

Раздел1. Роль театральной деятельности в развитии речи детей раннего возраста…3-4

Раздел 2. Методы и приемы театральной деятельности детей раннего возраста……5-7

Список использованной литературы……………………………………………………8

Приложение 1. Картотека театральных этюдов для детей дошкольного возраста… .9-13

Приложение 2. Картотека игр-драматизаций…………………………………………..14-15

Приложение 3. Картотека пальчиковых игр……………………………………………16-18

Приложение 4. Картотека скороговорок………………………………………………..19

Приложение 5. Картотека артикуляционной гимнастики……………………………..20-21

Приложение 6. Календарно-тематическое планирование …………………………….22-32

Приложение7. Перчаточный театр (фото)………………………………………………33

.

                                                       

   

                            «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того,

чтобы мы играли».

                                                                                                   

                                                                                                                                      Карл Гросс                               

  Введение

   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей

   Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

    Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность

   В работе с детьми, я столкнулась с тем, что у них слабо развита монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

     Театрализованная игра - одно из эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность - эффективный способ воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

   Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с радостью обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Театрализованные игры обогащают речь, поэтические образы начинают входить в активный словарь ребенка. В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, активизируя мышление, тренирует память, художественно - образное восприятие, фантазию, совершенствует речь. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

   

 Раздел 1. Развитие речи посредством театральной игры

 

     Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная игра.

     В настоящее время, которое характеризуется стремительным ритмом жизни, компьютеризацией, влиянием телевидения у детей дошкольного возраста наблюдаются недостаточные навыки речевой деятельности. Проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут полностью выразить свою мысль, мало развито творческое воображение и навыки связной речи, выразительной речи, слабая моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Формирование связной речи детей   в   детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и в процессе организованной деятельности детей. Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи. Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что у большинства детей встречаются различные формы запаздывания речевого развития. Консультация логопеда подтвердила наблюдения.  Анализируя современные исследования детской речи, пришла к выводу, что развитие речи детей посредством театрализованной деятельности актуально. Речь детей будет выразительной, если использовать новые слова, пословицы и поговорки в бытовых ситуациях. Положительный эмоциональный заряд от театральной игры повысит самооценку детей.  Некоторые дети справятся со своими комплексами, научатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, станут внимательнее друг к другу, игровая деятельность активизируется, приобретёт творческий характер, эмоциональную окраску, способствуя развитию мышления, памяти, образному восприятию, воображению, совершенствует речь. Театрализованная деятельность направлена на интересы и желания ребенка.

Цель: разработать способы и приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством   театральной деятельности. Работа по развитию   речи детей в дошкольном образовательном учреждении будет эффективна, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников играет важную роль.

Задачи:

-Развить интерес к театрализованным играм;

-Обогащать словарь детей, активизировать его;

-Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе, уважение к традициям и культуре народа.

-Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты:

Дети:

научатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, будут использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители.:

 поддерживая интерес детей к театрализованной деятельности, увидят достижения детей и помогут раскрыть творческий потенциал своего ребенка.

                               

 

 

Раздел 2. Практическая часть

                       

  Игры театрализованной деятельности: режиссёрские, игры-драматизации. К режиссёрским играм относятся виды театров: пальчиковый, настольный, конусный, плоскостной, куклы би-ба-бо, магнитный театр и др. К играм драматизации относятся: ролевые диалоги на основе текста; игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

 Выбирая материал для инсценировки, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, их знания и умения, обогащая их жизненный опыт, побуждала интерес к новым занятиям. Провела обследование состояния сформированности связной речи, цель которого выявление уровня развития связной речи детей. Анализ результатов показал, что речь в основном соответствуют низкому и среднему уровню. Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, она раскрывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Знакомясь с современными идеями развивающего обучения, придерживалась главного принципа - индивидуального подхода, регулируя нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в театрализованных играх. В совместной деятельности детей и воспитателя, я систематически включала театрализованную игру, применяла следующие формы организации театрализованной деятельности:  

- непосредственно-организованная образовательная деятельность, к которой относится театрализованное занятие, театрализованная игра на других занятиях;

 - образовательная деятельность во время режимных моментов, к которой относится театрализованная игра и игра драматизация,

- самостоятельная театрально-художественная деятельность - театрализованная игра в повседневной жизни.

Дети познакомились с различными видами театра, которые направлены на благоприятный климат общения, появлению у детей любознательности, расширению кругозора, обогащению активного словаря. Изготовлены различные маски, шапочки, подобраны элементы костюмов для выполнения музыкальных этюдов на развитие воображения, согласованности действий, умения слушать друг друга. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен.

Методы и приемы.

 Сначала я показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п. Например, такие как: «Кисонька – мурысонька», «Курочка рябушка», «Мишка косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей. После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка), включая детей в инсценировку сказок («Курочка Ряба», «Репка») или фрагментов сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»). Провожу различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д. По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми. Постепенно игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно. Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски – шапочки различных животных. Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по и полностью воспроизвести сказку, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому-то нравится играть с пальчиками, кому-то импровизировать под музыку. Кто-то любит надевать маски и придумывать подвижные игры. Театрализованная игра пронизывает все режимные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме.  На каждом занятии стараюсь создать условия для развития общения между детьми в игре. Игры организую с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми. Делаю акцент на развитие способов игрового общения: диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра.  Элементы театрализации использую в хороводных и подвижных играх. Дети с удовольствием надевают на руку надевают куклы би – ба – бо, играют в подвижные игры «Коза рогатая», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др. Делаю акцент на развитие способов игрового общения: диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра. Театрализованные игры можно использовать во всех режимных моментах: в утренней гимнастике («Гимнастика с доктором Айболитом», «Зверобика» - подражание различным животным, гимнастика с персонажем); при умывании, одевании на прогулку можно учить, например, Хрюшу правильно умываться, одеваться. В организации театрализованных игр использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Поэтому в своей работе я использовала сказки. Все методы и приемы использовала в комплексе: чтение художественных произведений, сказок, стихов, обыгрывание этюдов. Составила картотеку театральных этюдов (Приложение№1).  Составила картотеку игры-драматизации (Приложение№2.), картотеку на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая (Приложение№3), артикуляционная (Приложение№5). Для развития дикции составила картотеку скороговорок (Приложение№4). Для педагогов разработала перспективный план работы по сказкам на первое полугодие (Приложение№6). Подготовили перчаточный театр (Приложение 7). Провела консультацию для родителей «Играем вместе с детьми в театр». Эффективность работы по развитию речи у детей через театрализованную игру во многом зависит от участия родителей. Желательно, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями, поэтому провожу анкетирование, консультации, организую участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.  Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации.  Родителям даются определенные задания: подобрать для индивидуальных занятий литературный материал, сшить театральный костюм, помочь ребенку в домашнем разборе текста, стихотворения, роли.

 Вывод: использование театрализованной игры помогает детям развивать воображение и восприятие; развивать координацию и мелкую моторику рук; обогащает словарный запас, способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности детей. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения. Активизируются и совершенствуются словарный, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.  Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Происходит коррекция поведения. Это длительная кропотливая работа, которая требует участия родителей.  В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Совместными усилиями педагога и родителей можно добиться положительных результатов в развитии речи. Благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

 

                                             

                                                 

                                                     

                                                         

                                         

                                                 

           

 

                                                    Литература

  1. Акулова О.В. «Театрализованные игры детей» //Дошкольное воспитание, 2006. - N4
  2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  3. АрушановаА.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
  4. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алксеева. – М., Академия, 1999.
  5. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
  6. .Маханева М.Д.  Театрализованные занятия в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2001

  7.  Петрова Т.И.Театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание и обучение.-2001

  8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.  Приложение1  

                         

                                                                             

                                                                                       

                                                                                                             

                                                    Приложение №1

 Картотека театральных этюдов для детей          дошкольного возраста

                                   Первая младшая группа

                                                 Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1.Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»), Но это же мама — простили, улыбнулись.

 

2.Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

 

3Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4.                     Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

5.                   На носочках я иду —

 Маму я не разбужу.

6.                     Ах, какой искристый лед,

                             А по льду пингвин идет.

7.Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.

 

8.У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9.                    Жадный пес  

Дров принес,

Воды наносил,

                            Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10.                       Был у зайца дом как дом

                            Под развесистым кустом,

                            И доволен был косой:

                            -Крыша есть над головой! —

                            А настала осень,

                   Куст листочки сбросил,

                   Дождь как из ведра полил,

                   Заяц шубу промочил.

                   Мерзнет заяц под кустом:

                            -Никудышный этот дом!

 

11                         Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали!

Лопнул шар,

А две подружки посмотрели-  

                            Нет игрушки, сели и заплакали...

12.                       Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

                            -Как же быть без хруста

                            Если я — капуста.

13.                       Полюбуемся немножко,

                            Как ступает мягко кошка.

                            Еле слышно: топ-топ-топ,

                            Хвостик книзу: оп-оп-оп.

                                Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Упражнения на внимание и память

Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено.

Или даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее.

Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой недостает.

                             Упражнения на развитие внимания

Давайте потанцуем

Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.

                                        Выбери одежду для куклы

Ведущая показывает детям куклу и предлагает запомнить, во что та одета. Затем убирает игрушку за ширму, а малышам дает такую же, и к ней два или три комплекта одежды. В эти комплекты входит и наряд для первой куклы. Дети должны выбрать нужные вещи и одеть вторую игрушку так же, как и первую.

                                       Упражнения на развитие памяти

Кто пришел?

Ведущая показывает детям настольный кукольный спектакль, в котором участвуют четыре, пять и более действующих лиц, по ходу сказки появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», Заюшкина избушка»). После просмотра сказки ведущая спрашивает:

Кто пришел первым?

Кто последним?

Просит назвать всех кукол, участвующих в спектакле.

Вспомни свою игрушку

Дети выбирают игрушку, ведущая предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Затем ведущая отвлекает внимание: проводит подвижную игру или поет песню, после чего детям предлагает вспомнить, с какой игрушкой каждый ребенок танцевал.

                               Упражнение на развитие воображения

Предположим, что…

Ведущая предлагает детям предположить, что меховая шапка – это пушистый котенок, кожаный ремень- змея, серая рукавичка –мышонок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.

                                       Прогулка в лес

Ведущая предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют себе, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают спаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото.

Возвращаются домой той же дорогой.

Этюды на выразительность жеста

Ох, ох, что за гром?

Ребенок: Ох, ох, что за гром?

(Руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону).

                  Муха строит новый дом.

                     (Кулачок стучит об кулачок)

                 Молоток: стук –стук,

                 Помогать идет петух.

                   (Взмахи руками.)

                                      Самолеты загудели

Ребенок:     Самолеты загудели,

                      (Вращательные движения

                       руками, согнутыми в локтях)

                   Самолеты полетели,

                     (легкий бег,

                          Руки отведены в стороны)

                   На полянку тихо сели.

                      (Присаживаются на одно

                             колено, руки в сторону.)

                    Да и снова полетели.

                        (Легкий бег,

                           Руки в стороны.)

                                       Баю – бай

Ведущая: Баю – бай, баю – бай!

                   Спи, мой мишка, засыпай.

                   Ты скорей закрой глазок,

                    Ты поспи, поспи часок.

                    Баю – бай, баю – бай!

                    Спи, мой мишка, засыпай!

(Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.)

                                    На двери висит замок

Ведущая:  На двери висит замок

                      (Дети сцепили руки в замок.)

                  Кто его открыть бы мог?

                         (Дети стараются разъединить

                          Сцепленные руки.)

                  Повернули, покрутили…

                          (выполняют вращательное

                            Движение руками.)

                  Постучали и открыли.

                            (Стучат сцепленными руками

                             По коленкам и разъединяют руки.)

Сорока – сорока

Ведущая: Сорока –сорока, где была?

Ребенок: Далеко.                      (Машет рукой.)

                Кашку варила           (помешивает воображаемой ложкой  в воображаемой кастрюле.),

                Детушек кормила.          (Раздает детям воображаемые миски.)

Ведущая: На порог скакала  (Прыгает на двух ногах в ритме прибаутки,

машет «крыльями»,)

                   Гостей созывала.

                  Гости услыхали.

                  Быть обещали.  

                                                                         

                         

\                                                                                                          

 

                                                                             

                                                                             

Приложение №2

                           

  Картотека игр-драматизаций

  1.  «Самолет»

 Поиграем в самолет? (Да.)

 Вы все — крылья, я — пилот.

     Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор,

 Мы летаем выше гор.

 Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

     До свиданья, самолет.

   2.«Умываемся»

 Кран откройся,

 Нос умойся,

 Воды не бойся!

 Лобик помоем,

 Щечки помоем,

 Подбородочек,

 Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

    Ой, какие мы чистенькие стали!

    А теперь пора гулять,

    В лес пойдем мы играть,

    А на чем поедем — вы должны сказать.

   (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.

      Стоп!

      Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

3.         Кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

 4.    «Мишка»

 Косолапые ноги,

 Зиму спит в берлоге,

 Догадайся и ответь,

 Кто же это спит? (Медведь.)

 Вот он Мишенька-медведь,

 По лесу он ходит.

 Находит в дуплах мед

 И в рот себе кладет.

 Облизывает лапу,

 Сластена косолапый.

 А пчелы налетают,

 Медведя прогоняют.

 А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

 Бредет лесной дорогой

 Медведь к себе в берлогу,

 Ложится, засыпает

 И пчелок вспоминает...

5.      «Звонкий день»  

 

 (на мотив песни «Ах вы, сени»)

 Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

 Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

 «Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

 Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

        В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ежик-дед и Ежик-внук

Взяли балалайки...

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

                                                                                                                                                                                       

                                                                     

 Приложение №3

                     

Картотека   пальчиковых игр

Цель: позволяет повысить общий тонус, развивает внимание, память и снимает эмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).

«Сказка» - детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. Дети учатся играть с пальцами с первой младшей группы во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

                          Этот пальчик    хочет спать,

                          Этот пальчик прыг в кровать,    

                          Этот пальчик прикорнул,

                          Этот пальчик уж уснул.

                          Встали пальчики. Ура!

                          В детский сад идти пора!

1.Утром с небольшой группой детей или индивидуально.

                         Здравствуй, солнце, золотое!  

                         Здравствуй, небо голубое!  

                         Здравствуй, вольный ветерок!        

                         Здравствуй, маленький дубок!      

                         Мы живём в одном краю-  

                         Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2.Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами

(флажок, мяч, погремушка, лента и др.)   детям предлагают «поиграть с предметом», например передавая мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.).Если предлагается  комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули руки (тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движение пальцев от себя),

Постучали (основание ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

3. На физкультминутках (три-четыре упражнения)

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтями.Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с простыми движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем  кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша , грецкого  ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используется пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии « гимнастики мозга».

4.На физкультурных занятиях.

Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих  упражнений, массаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и уходу за ним используются движение пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок).

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак; затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются злые собаки (руки вперёд, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).

Грязнули бояться

Воды и простуд,

А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?».

Как живёшь?

-Вот так !(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак.)

А плывёшь?

-Вот так!(Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

-Вот так!(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища.)

Вдаль глядишь?

-Вот  так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.)

Машешь вслед?

-Вот  так! (Энергичные движения кистями рук.)

Ночью спишь?

-Вот так  (Ладони под голову.)

А шалишь?

-Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.).

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик.  В нем живет кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движение рук и пальцев).

6.На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку , дерево и др.

Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

 Заучить считалку хочет!

«Зайчик - кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

7.В зачине подвижной игры или в ходе игры.

 Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча).

Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна,

Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну

(руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях , кисти рук  друг за другом на уровне  носа , ладонями в стороны, пальцами вверх- « обезьянка дразнится».

8. С добрым утром!

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «С добрым утром!» и самомассаж пальцев

«Помоем руки».

С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись? («Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)  

С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

Пальчиковая гимнастика, проводится ежедневно, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи.

 

                                                                                                         

             

Приложение №4

              Картотека скороговорок для развития дикции  

  1. Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах,

Уточка - кря-кря-кря,

Индюшонок- фалды-балды,

Кисонька – мяу- мяу,

Собачка - гав-гав,

Поросёнок - хрюки-хрюки,

Коровёнка - муки-муки,

Лошадёнка – ноки-ноки.

  1.  Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

  1. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

  1. Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, кукушку, лягушек, -

Кто потерял столько игрушек?

 

                                                                                   

                                                                                           

                                                                                                  Приложение № 5

        Картотека артикуляционной гимнастики

  1. Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».
  2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
  3. Язык, как жало змеи.
  4. Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.
  5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
  6. Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
  7. Достаньте кончиком языка нос.
  8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
  9. Погладьте зубками губы.
  10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
  11. Нарисуйте открытыми губами солнце.
  12. Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.
  13. Язык поднимите к верху:

 Ша-ша-ша,

Наша шуба хороша.

  1.  – Здравствуйте, котята!

-Мяу, мяу.    

-Здравствуйте, телята!

Му, му, му.

-Здравствуйте, мышата!

- Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква, ква, ква.

15.Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка,

Дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

  1. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.

  1. Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

      17.Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает

добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и  опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

    18.Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.

  1. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно

с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.

  1. Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

 19. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко уменьшается.

  20. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх- вниз, вправо-влево с убыстрением темпа.

  21. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.

  22. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.

  23. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или подбородка.

  24. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы

Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.

                                                                                           

        Приложение  № 6

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СО СКАЗКАМИ

Дата

Тема

Программное содержание

Оборудование

Русская народная сказка «КУРОЧКА РЯБА»

Целевые ориентиры развития ребенка: узнает на картинках, в игрушках домашних птиц (курицу, утку, гуся); эмоционально воспринимает  сказку, участвует в рассказывании сказки; отвечает  на простейшие вопросы («что?», «кто?», «что делает?»); умеет  сопереживать героям; употребляет в речи прилагательные  (простое, золотое) и глаголы (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет); играет  вместе со сверстниками,  умеет понимать обращенную к ним речь, проявляет  интерес к драматизации сказки, к ряжению.

Сентябрь

Прослушивание народной сказки «Курочка Ряба»

Познакомить со сказкой.

Учить узнавать на картинках, в игрушках домашних птиц (курицу, утку, гуся), формировать умения проявлять интерес к игровым действиям сверстников.

Обогащать представление детей о предметном мире.

Воспитывать интерес к русской народной сказке.

Фигуры настольного театра «Курочка Ряба», картинки домашних птиц, декорации к сказкам, музыкальное оформление.

Рассказывание  русской народной сказки  «Курочка Ряба» с использованием театра кукол би-ба-бо

Познакомить детей с куклами театра би-ба-бо. Учить эмоционально воспринимать сказку, участвовать в рассказывании.

Учить отвечать на простейшие вопросы («что?», «кто?», «что делает?»).

Кукольный театр, декорации, ширма.

Показ русской народной сказки  «Курочка Ряба» с использованием мультимедийного оборудования (презентация)

Учить детей слушать сказку с использованием презентации.  Расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо),

Развивать зрительную память, зрительное сосредоточение, умение рассматривать.

Ноутбук, мультимедийное оборудование.

Показ русской народной сказки  «Курочка Ряба» с использованием настольного театра

Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивая говорящего. Расширять словарный запас детей за счет имен прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);

Игрушка курочка или петушок, персонажи сказки «Курочка Ряба» (настольный театр, пальчиковый, миска-кормушка для курочки, мисочка с фасолью (горохом)

Игра - инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Побуждать к совместной игре, активизировать речевые высказывания. Развивать умения играть в театрализованные игры со сверстниками, умение понимать обращенную к ним речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими. Воспитывать интерес к русской народной сказке.

Театр резиновых кукол.

Игра – драматизация сказки «Курочка Ряба»

Вызвать интерес к драматизации сказки, к ряжению.

Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре.

Побуждать отзываться на игры – действия, подражать движениям животных под музыку, под звучащее слово.

Развивать умение детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру.

Маски, элементы костюмов, декорации, игрушки яиц.

«Дружная семья»

Учить рассказывать об изображенном на картинке. Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, характеризующие  взаимодействия людей (пожалеть, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, радоваться).Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.

Книги с иллюстрациями, игрушки (персонажи сказки).

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Сказка «Репка»

Целевые ориентиры развития: знает  о месте произрастания овощей и фруктов, интересуется русским народным творчеством, проговаривает  и повторяет вслед за воспитателем отдельные слова и фразы;  знает некоторых домашних животных, называет части тела,  отвечает на вопросы о их внешнем виде и поведении; слушает сказку вместе с группой сверстников,  эмоционально откликается на воспринимаемое содержание включается  в рассказывание сказки; находит  предметы по названию, цвету, размеру;  рассказывает об игрушке  по просьбе воспитателя; задает вопросы (Куда мы идем? Кто это? Что делает?)

 использует в речи предлоги (в, под, за).

Октябрь

Слушаем русскую народную сказку «Репка»

Продолжать обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая).  Формировать знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнять соответствующие понятия. Развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев. Учить воспроизводить порядок действий в сказке с помощью вопросов взрослого.

Куклы, иллюстрации, настольный театр.

Рассказываем русскую народную сказку «Репка»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Побуждать детей к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Обогащать словарь детей за счет звукоподражаний (ав-ав, мяу), имен существительных (кошка, собака). Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Расширять представления о домашних животных,  отвечать на вопросы о их внешнем виде и поведении.

Пальчиковый театр, ширма, музыкальное сопровождение

Показ русской народной сказки  «Репка» с использованием мультимедийного оборудования (презентация)

Продолжать учить детей слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждать эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание включаться в рассказывание сказки. Развивать слуховое внимание, активизировать  словарь, умение проговаривать знакомые реплики героев. Формировать интерес к сюжетной игре, учить устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, поддерживать ролевые диалоги.

Ноутбук, мультимедийное оборудование.

«В гости к дедушке»

(по сказке «Репка»)

Напомнить   содержание знакомой сказки, побуждать их к проигрыванию и повторению вслед за воспитателем отдельных фраз и слов; учить культуре общения; воспитывать любовь к художественной литературе.

Закреплять знания о сборе урожая, учить различать по внешнему виду овощи, фрукты.

Прививать уважительное отношение к людям старшего поколения.

Обогащать словарь вежливыми словами.

Маски героев сказки.

    Игра – инсценирование сказки  «Репка»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой. Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки.

Расширять словарный запас словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала), продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражание («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»), развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение,

Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности,

Элементы костюмов, мягкие игрушки (кошка, собака, мышонок)

«Кто к нам приехал?»

Продолжать приучать детей слушать народные сказки. Сопровождать чтение показом игрушек.

Развивать умения детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

Учить детей по просьбе воспитателя рассказывать об игрушке.

Обогащать словарь детей существительными обозначающими названия транспортных средств (машина, автобус).

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения (здороваться, прощаться).

Мягкие игрушки (Собачка, кошка, мышка).

 Игрушка,машины.

Игра – драматизация сказки «Репка»

Вызвать желание детей участвовать в игре-драматизации. Подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жесты, движения.

Развивать диалогическую речь, учить строить взаимодействие с другими участниками игры.

Формировать умения  узнавать в игрушках домашних животных и их детенышей, учить правильно называть их в единственном и множественном числе.

Воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Костюмы, декорации, музыкальные фрагменты

«Путешествие по сказке»

Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомой сказки.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы (Куда мы идем? Кто это? Что делает?)

Учить использовать в речи предлоги (в, под, за).

Знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не дразнить животных, не рвать и не брать в рот растения).

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Игрушки (персонажи сказки), театральные атрибуты, музыкальное сопровождение.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Сказка «ТЕРЕМОК»

Целевые ориентиры развития ребенка: называет некоторых  диких животных, узнает  их по картинкам, игрушкам, рассказывает о них, самостоятельно  обследует фигуры из настольного театра, высказывается по собственному желанию; правильно  произносит гласные и согласные звуки, звукоподражании (пи-пи, у-у-у, ква-ква, скок, тук-тук-тук); использует в речи имена  прилагательные (большой, косолапый, хитрая, рыжая, маленькая);  употребляет  усвоенные слова  в самостоятельной речи;

Употребляет окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его в существительном: лягушка – прискакала, а зайчик – прискакал, лисичка прибежала, а волк – прибежал; участвует в драматизации сказки, запоминает и говорит слова сказки, имитирует движения животных.

Ноябрь

Слушаем русскую народную сказку «Теремок»

Уточнить названия диких животных, узнавать их по картинкам, игрушкам, учить называть игрушки, героев сказки, рассказывать о них. Активизировать самостоятельное обследование фигур из настольного театра, высказываться по собственному желанию. Учить слушать музыку, способствовать определять по ней характер героев сказки. Развивать слуховое восприятие.

 Иллюстрации диких животных, театр игрушек, музыкальное оформление.

Рассказываем русскую народную сказку «Теремок»

Продолжать знакомить детей со сказкой, используя загадки. Обогащать словарь, развивать связную речь. Упражнять правильно  произносить гласные и согласные звуки, звукоподражании (пи-пи, у-у-у, ква-ква, скок, тук-тук-тук).

Театр кукол

би-ба-бо.

Показ русской народной сказки  «Теремок» с использованием мультимедийного оборудования (презентация)

Расширять словарь детей именами прилагательными (большой, косолапый, хитрая, рыжая, маленькая); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. Учить внятно, четко произносить слова и отвечать на вопросы воспитателя; имитировать движения животных.

Ноутбук, мультимедийное оборудование, театр игрушек.

Игра - инсценировка сказки «Теремок»

Учить детей употреблять  глаголы в прошедшем времени при согласовании с  существительном: лягушка – прискакала, а зайчик – прискакал, лисичка прибежала, а волк – прибежал, познакомить с понятием  высокий,  низкий. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

Пальчиковый театр.

Игра – драматизация сказки «Теремок»

Побуждать участвовать в драматизации сказки, способствовать воспитанию любви к животным, учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью, развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки. Развивать слуховое внимание, фантазию, память, выразительность и образность речи, движений под музыку. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь;

Костюмы, декорации, музыкальные фрагменты

«Мы поедем в гости в сказку»

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при рассказывании воспитателем знакомой сказки. Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, в употреблении вопросительных слов (кто, что). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; помогать друг другу.

Игрушки (персонажи сказки) театральные атрибуты, музыкальное сопровождение.

     «Теремок»

Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.

Продолжать учить внятно произносить слова и отвечать на вопросы воспитателя; имитировать движения животных,

формировать умения детей пользоваться

(по подражанию) высотой и силой голоса (Кто пришел?, Кто стучит?)

Воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.

Пальчиковый театр, ширма.

«Кто в теремочке живет?»

Учить детей внимательно слушать и слышать воспитателя, понимать задаваемые вопросы, отвечать на них по просьбе воспитателя, повторять несложные фразы, эмоционально откликаться на происходящее. Участвовать в рассказывании сказки, имитировать движения животных. Правильно произносить гласные звуки в звукоподражаниях. Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

Иллюстрации к сказке, маски, музыкальное сопровождение.

Дата

Тема

Программное содержание

Материал

Сказка «КОЛОБОК»

Целевые ориентиры развития ребенка: слушает рассказ воспитателя, принимает участие в

драматизации отрывков из знакомой сказки, четко произносит звукоподражания; при рассмотрении

игрушек, иллюстраций самостоятельно высказывается, узнавать изображенных героев и называть их отвечать на вопросы «Куда ушел?»,

«От кого ушел», «Кто это?», не перебивать говорящего; употребляет в речи слова «много», «один»,

«ни одного»; подпевает воспитателю, повторяя слова, музыкальные интонации; участвует в

 играх – драматизациях, четко произносить звукоподражания;

декабрь

Рассказываем русскую народную сказку «Колобок»

Продолжать знакомить со сказкой.

Активизировать самостоятельные

речевые высказывания при

 рассмотрении игрушек.

Обогащать словарь детей за счет имен прилагательных (длинный, пушистый, острые); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи;

Развивать умения детей по словесному указанию педагога имитировать

действия животных – героев сказки. Побуждать

хором включаться в рассказ.

Театр мягких игрушек, ширма, иллюстрации.

 Показ русской народной сказки «Колобок» с использованием мультимедийного оборудования (презентация)

Обогащать словарь детей за счет существительных (лиса, заяц, волк,

медведь, местоимений (он, она),

развивать связную речь детей; отвечать

 на вопросы, развивать слуховое и зрительное внимание, умение

 рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев. учить

воспроизводить звукоподражание.

Учить выделять цвет, величину, форму.

Воспитывать интерес к русской

народной сказке.

Ноутбук, мультимедийное оборудование, игрушки персонажи сказки.

Игра - инсценировка сказки «Колобок»

Побуждать к совместной игре. Активизировать в речи и уточнять

 название животных, и их детенышей.

Закреплять знания о группе предметов, употребляя слова «много», «один», «ни одного». Учить подпевать воспитателю, повторяя слова, музыкальные

 интонации. Воспитывать любовь и бережное

отношение к животным.

Маски , мягкие игрушки, музыкальное оформление.

Игра – драматизация сказки «Колобок»

Поощрять стремление детей

 участвовать

 в играх – драматизациях.

Формировать эмоциональную выразительность речи.

Учить находить общие черты и отличия героев сказки.

Учить импровизировать под музыку, подводить детей к созданию образа

героя, используя для этого мимику,

жест,

движения

Костюмы, декорации, музыкальные фрагменты

Русская народная сказка

Рассматривание иллюстраций, игрушек –героев сказки.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Развивать зрительное внимание —

умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев и

 называть их;

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки,

 ноги, спина), сравнивать с колобком.

Продолжать воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Книги с иллюстрациями, маски, игрушки.

Рассказывание сказки вместе с детьми

Вырабатывать учебные навыки:

отвечать на вопросы «Куда ушел?»,

«От кого ушел», «Кто это?»,

не перебивать говорящего;

Принимать участие в драматизации отрывков из знакомой сказки, четко произносить звукоподражания;

формировать интонационную выразительность речи;

развивать у детей слуховое внимание; воспитывать уверенность в себе,

 смелость, умение сопереживать.

                                                                                         

Приложение 7

                                                          Перчаточный театр 

   (родители оказали помощь в изготовлении   перчаточных куко 

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Представляю вашему вниманию проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности детей"....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

самообразование на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

План со самообразованию на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности" + отчет по самообразованию + презентация к отчету....

«Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»

laquo;Развитие диалоговой речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности»...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Актуальность.Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффек...