Конспект занятия в старшей группе "Федорино горе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи "Федорино горе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие в старшей группе по развитию речи | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Федорино горе, посуда».
Цель: Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана.
Задачи:
-Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.
-Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, супница, тарелка, ложка, вилка, маслёнка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный, пластмассовая, деревянная, глиняная, алюминиевая…)
-Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде, числе; употребление существительных в косвенных падежах; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование множественного числа существительных).
- Развитие связной речи, зрительного и вербального восприятия, внимания, мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.
-Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: Магнитная доска, предметы посуды, плоскостные изображения посуды и витрины, цветные карандаши, картинки для раскрашивания с предметами посуды.
Предварительная работа: Чтение К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Точим нож»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Отгадывание загадок. (Развитие речевого слуха, мышления. Создание эмоционально положительного фона).
-Ребята, к нам в гости пришла Федора и просит нас о помощи. Она не может отгадать загадки. Поможем? (Дети отгадывают загадки. Выставляется предмет посуды – отгадка. Воспитатель обращает внимание детей на части посуды)
1.Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
2.Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
3.Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)
4.Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник)
5.И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ...
(сковорода)
6.У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна ...
(кастрюля)
7.Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...
(чашка)
-Молодцы, ребята все загадки отгадали.
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда).
Беседа по теме. (Развитие связной речи, мышления).
Давайте поможем Федоре разобраться.
- Для чего нужна посуда?
-Какая посуда нужна для обеда?
-Из какой посуды пьют?
-В какой посуде варят, жарят, кипятят воду?
-С помощью какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время её приготовления?
- Как называется маленькая тарелка-…(блюдце), большая тарелка - …(блюдо)?
3. «В магазине» (Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»).
Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины –плоскостные изображения чайной посуды, на средней – столовой, на нижней- кухонной.
- Мы с вами пришли в магазин, в отдел, где продаётся посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. (Ребёнок: Чайник, чашка, блюдце, сахарница)
- Верно. Эта посуда нужна, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название.
- Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке. (ребёнок: тарелки, супница, хлебница, солонка)
- Правильно. Этой посудой пользуются во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите.
- Назовите посуду на нижней полке. (ребёнок: кастрюля, сковорода, половник, дуршлаг).
- Верно. Эта посуда нужна на кухне для приготовления пищи. Её называют кухонная посуда. Повторите.
- Кто ещё раз повторит, какая посуда стоит на верхней полке, на второй полке, на нижней полке?
- А теперь давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.
4.«Какая посуда?» (Демонстрируются предметы посуды, изготовленные из разных материалов. Каждый ребёнок имеет доступ и возможность определить материал на ощупь. Образование и согласование с сущ. относительных прилагательных.)
- Стакан сделан из стекла. Стакан какой? (стеклянный),
- кастрюля сделана из металла. Кастрюля какая? (металлическая)
-ваза сделана из хрусталя. Ваза какая? (хрустальная)
-ложки сделаны из алюминия. Ложки какие?(алюминиевые)
-чайник сделан из железа. Чайник какой? (железный)
-блюдо сделано из глины. Блюдо какое? (глиняное)
-блюдца сделаны из фарфора. Блюдца какие? (фарфоровые)
-тарелка сделана из керамики. Тарелка какая? (керамическая)
- сковорода сделана из чугуна. Сковорода какая? (чугунная).
-миска сделана из пластмассы. Миска какая?(пластмассовая)
- вилки сделаны из серебра. Вилки какие? (серебряные).
- кувшин сделан из дерева. Кувшин какой? (деревянный).
-Ребята, Федора предлагает нам поиграть.
5. Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах)).
Воспитатель готовит второй комплект плоскостных изображений посуды.
- Посмотрите на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет, например, чайник)
- Чего не стало? (Не стало чайника)
- Верно. Я ставлю чайник на место.
- Закрываем глаза. (дети закрывают глаза, а воспитатель заменяет красную чашку на синюю).
- Что изменилось? (Вместо красной чашки вы поставили синюю).
(Упражнение повторяется 3-4 раза. Воспитатель меняет местами, убирает или добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы).
6.Физкультминутка.
-Для чего точат ножи? (Чтобы были острыми)
-Давайте поиграем в точильщиков.
- Что делают точильщики с ножами? (Точат).
Точим нож! Точим нож! (дети повторяют за воспитателем слова
Будет очень он хорош. и имитируют движения точильщика.)
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы, (выполняют режущие движения руками)
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы! (разводят руки в стороны в приглашающем
жесте)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять, (дети сопровождают слова стихотворения
Пальцы сжать, потом разжать. соответствующими движениями)
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
7.«Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Нож (ножичек), ложка (ложечка),вилка, половник, тарелка, чашка, стакан, чайник, кастрюля, сковорода, графин, кувшин, миска, горшок.
8. «Один – много»(с теми же словами. Образование множественного числа существительных)
- Нож- это один, а если их много, то это-…(ножи) и т.д.
9.Работа со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе» (фрагмент. Развитие вербального восприятия)
Детям предлагается прослушать стихотворение и запомнить упомянутую в нем посуду.(Читает Федора – воспитатель измененным голосом)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца-блюдца-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда?куда?куда?куда?»
А за нею вилки,
Рюмки, да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-уда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
-Почему от Федоры сбежала посуда?
-Вы запомнили, какая посуда сбежала? Тогда назовите её.
-Как надо обращаться с посудой, чтобы она не сбежала, как от Федоры?
10.Окончание занятия.(оценка работы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребёнка.
В конце занятия можно предложить детям раскрасить посуду и подарить Федоре.
В зависимости от последующей продуктивной деятельности детей рисуем или выполняем аппликацию или лепим из пластилина посуду.
(Вопросы и задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей и степени сложности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"
В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитател...
Конспект занятия по рисованию "По горам, по долам..."
Задачи:Обучающие: Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) св...
Конспект занятия в старшей группе по математике на тему: «Хозяйка Медной горы» МДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» Города Алушта Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна 1-ая квалификационная категория 2017 г.
Задачи . Образовательные. Закрепить виды счета, считать четными, нечетными, тройками, десятками.Ориентироваться в пространстве и на математических ковриках, закрепить знан...
Конспект НОД в старшей группе "Гори гори ясно"
Изучение на практике свойств огня. заучивание стихотворения с использованием мнемотехники...
конспект занятия для старшего возраста" По горам,по долам ходит шуба и кафтан."
В ходе занятия дети знакомятся с животными,обитающими в Чувашии,о пользе шерсти для изготовлении одежды для людей.Учатся бережно относиться к вещам,как результату труда людей.Проводят эксперимент по о...
Конспект занятия для старших дошкольников по рисованию (графические навыки) «Волшебная гора».
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста графических и художественных навыков, эстетических чувств, творческих способностей детей, образных представлений и формирование чувства г...
Конспект занятия «Путешествие в Уральские горы» для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с географическими особенностями гор Урала...