КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях. Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу. Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь, камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni_konspekt_avtosohranennyy.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛМДОУ № 6 «СОЛНЫШКО»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»
СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ШТАТНОВА Е.В.
2010 год
ЦЕЛЬ:
1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;
2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);
3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;
5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;
6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);
6. Показать детям изделия из драгоценных камней;
7. Развивать мелкую моторику рук;
8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;
9. Повторить правила поведения в природе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
1. Познакомить детей с новым словом – геолог;
2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
1. Глобус;
2. «Ящик ощущений»;
3. Сосуды с водой;
4. Камни на каждого ребенка;
5. Салфетки;
6. Иллюстрации с изображением гор;
7. Разрезная картинка с изображением горы;
8. Вазочки из пластилина;
9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;
10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;
11. Загадки о камнях и о глобусе;
12. Таблицы исследования камней;
13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;
14. Коробка с камнями для поделки;
15. Герой – «Хозяйка Медной горы».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;
- собирание коллекции камней;
- создание выставки поделок из камня;
- чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;
- экскурсия в библиотеку;
- беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;
- просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;
- проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;
- прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель с детьми заходят в зал.
Воспитатель загадывает загадку:
- На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
- Что это? (Глобус).
Воспитатель:
- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).
- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).
Воспитатель:
- Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:
…Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой…
Воспитатель:
- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).
Воспитатель:
- Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.
- А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.
Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.
- Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).
Воспитатель:
- Вам понравились фотографии? (Да).
- Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).
- Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).
- А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.
Дети собирают пазл-картинку.
Воспитатель:
- Что у нас получилось? (Горы и озеро).
Воспитатель:
- А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.
После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.
Воспитатель:
- Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.
Воспитатель показывает детям письмо и говорит:
- Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?
Дети:
- Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.
Воспитатель:
- Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?
(Ответы детей).
Воспитатель читает вслух адрес на конверте:
- Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.
Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:
- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы». А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).
Воспитатель:
- Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.
Дети находят посылку и отдают воспитателю.
Дети:
- А здесь еще записка.
Воспитатель:
- Да, ребята. Здесь еще записка.
- «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?»
Дети:
- Это камень, разные камни.
Воспитатель:
- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.
Воспитатель открывает коробку:
- Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).
Воспитатель:
- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.
Воспитатель:
- Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).
- Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.
Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.
Воспитатель:
- Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?
Рассказ 2-3-х детей.
ВЫВОД:
- Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).
- А мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.
Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».
Воспитатель:
- Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).
- Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),
- Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).
Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).
- Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).
Хозяйка Медной горы:
- Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).
- Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.
Гостья показывает детям украшения из камней.
Хозяйка Медной горы:
- У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.
Гостья показывает детям разноцветные камешки.
Воспитатель:
- Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.
Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.
Дети приступают к работе.
Гостья наблюдает за работой детей.
Воспитатель:
- Ребята, заканчиваем.
Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:
- Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.
Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.
- А мне пора. До свидания, до новых встреч.
Прощается и уходит.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).
- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.
Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"
Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....
Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"
Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...
Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....
Конспект занятия.Чтение рассказа Бианки "Голубые лягушки"
Формирование знаний у детей об окружающем мире. Воспитание любви к природе и ее обитателям....
Конспект занятия. Чтение рассказа Скребицкого "Как белочка зимует".
Знакомство детей с жизнью белочки. Формирование познавательного интереса....
Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе
Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе...
Конспект занятияа «Оденем куклу Машу на прогулку» Группа раннего возраста
учить детей последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды....