КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях.  Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу.  Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь,  камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni_konspekt_avtosohranennyy.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЛМДОУ № 6  «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 НА ТЕМУ:

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

ШТАТНОВА Е.В.

2010 год

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7.  Развивать мелкую моторику рук;

8.  Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Повторить правила поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. «Ящик ощущений»;

3. Сосуды с водой;

4. Камни на каждого ребенка;

5. Салфетки;

6. Иллюстрации с изображением гор;

7. Разрезная картинка с изображением горы;

8. Вазочки из пластилина;

9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;

11. Загадки о камнях и о глобусе;

12. Таблицы исследования камней;

13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

14. Коробка с камнями для поделки;

15. Герой – «Хозяйка Медной горы».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

- собирание коллекции камней;

- создание выставки поделок из камня;

- чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

- экскурсия в библиотеку;

- беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

- просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;

- проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;

- прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку:

-  На ноге стоит одной,

   Крутит, вертит головой,

   Нам показывает страны,

   Горы, реки, океаны.  

-  Что это? (Глобус).

Воспитатель:

- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы.  А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:

- Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы.  Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Воспитатель:

- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Воспитатель:

- Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

- А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.

- Какая красота. Посмотрите, какие  бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Воспитатель:

- Вам понравились фотографии? (Да).

-  Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

- Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

- А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас  каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.

Дети собирают пазл-картинку.

Воспитатель:

- Что у нас получилось? (Горы и озеро).

Воспитатель:

-  А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард  Григ. Называется она  «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и  рассказывают свои мысли.

Воспитатель:

-  Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям  письмо и говорит:

-  Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети:

-  Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель:

- Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель читает вслух адрес на конверте:

- Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому  отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили,  вам нужно  ее найти.  Хозяйка Медной горы».  А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).

Воспитатель:

- Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети  находят посылку и отдают воспитателю.

Дети:

-  А здесь еще записка.

Воспитатель:

- Да, ребята. Здесь еще записка.

-  «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый,  большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

- Это камень, разные камни.

Воспитатель:

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку:

- Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много  камней? (В  горах).

Воспитатель:
-  Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

Воспитатель:

- Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

- Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут  превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.

Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.

Воспитатель:

- Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?

Рассказ 2-3-х детей.

ВЫВОД:

- Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах:  из чего состоят горы,  когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что  разрушает горы? (Дождь, ветер).

- А  мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

Воспитатель:

- Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

- Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),

- Правильно.  Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).

Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.

- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да,  Хозяйка Медной горы).

- Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).

Хозяйка Медной горы:

 - Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).

- Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Гостья показывает детям украшения из камней.

Хозяйка Медной горы:

-  У меня в горах много разных камней. И я  принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.

Гостья показывает детям разноцветные камешки.

Воспитатель:

- Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.

Воспитатель:

- Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

Дети приступают к работе.

Гостья наблюдает за работой детей.

Воспитатель:

- Ребята, заканчиваем.

Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:

-  Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить.  У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.

Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.

- А мне пора. До свидания, до новых встреч.

Прощается и уходит.

Воспитатель:

-  Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера;  в горах очень чистый воздух и чистая вода).

-  Ребята, сегодня мы много говорили с вами о  горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

- Молодцы.  Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"

Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....

Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"

Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...

Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....

Конспект занятия.Чтение рассказа Бианки "Голубые лягушки"

Формирование знаний у детей об окружающем мире. Воспитание любви к природе и ее обитателям....

Конспект занятия. Чтение рассказа Скребицкого "Как белочка зимует".

Знакомство детей с жизнью белочки. Формирование познавательного интереса....

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе...

Конспект занятияа «Оденем куклу Машу на прогулку» Группа раннего возраста

учить детей последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды....