Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи. Тема :"Озорные двойняшки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евфимова  Виктория Васильевна

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

            Тема. «Озорные двойняшки»

Задачи. Образовательные.

Учить детей различать согласные звуки по признаку звонкости – глухости с опорой на тактильно вибрационный и акустический контроль. Уточнить артикуляцию и правильное произношение  парных звуков, упражнять в сравнении , различении и правильном произношении парных звуков в слогах, словах и фразах. Производить звуковой анализ слов. Определять твердые и мягкие согласные звуки в словах. Учить различать сильные и слабые позиции парных по звонкости – глухости фонем.

Развивающие

Развивать фонематический слух. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие памяти и логического мышления. Уточнять и расширять словарь детей, учить координировать речь с движениями. Развивать умение вслушиваться в слово, развитие активной мыслительной деятельности.

  Воспитательные

Воспитывать у детей навыки самоконтроля речи и внимания.Умение слушать воспитателя, поддерживать интерес к сказочным героям, желание в месте с ними играть в разные игры, вызывать положительные эмоции.

Предварительная работа

Мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук, затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции.

Оборудование

Декорации к театру: изображение «Буквинска»

Куклы: фея Графика, фея Фонетика, сундучок с волшебными предметами, буквята «двойняшки», кубики Зайцева, колокольчики, картинки с заданными словами, пеналы с буквами и фишками для звукового анализа ,мячик .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ozornye_dvoynyashki.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                     « Детский сад «Солнышко» города Алушта

            Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

            Тема. «Озорные двойняшки»

                                                  Воспитатель: Евфимова Виктория Васильевна

                                                  1 –ая квалификационная категория

                                                   2022г.

Задачи. Образовательные.

Учить детей различать согласные звуки по признаку звонкости – глухости с опорой на тактильно вибрационный и акустический контроль. Уточнить артикуляцию и правильное произношение  парных звуков, упражнять в сравнении , различении и правильном произношении парных звуков в слогах, словах и фразах. Производить звуковой анализ слов. Определять твердые и мягкие согласные звуки в словах. Учить различать сильные и слабые позиции парных по звонкости – глухости фонем.

Развивающие

Развивать фонематический слух. Развитие слухового и зрительного внимания. Развитие памяти и логического мышления. Уточнять и расширять словарь детей, учить координировать речь с движениями. Развивать умение вслушиваться в слово, развитие активной мыслительной деятельности.

  Воспитательные

Воспитывать у детей навыки самоконтроля речи и внимания.Умение слушать воспитателя, поддерживать интерес к сказочным героям, желание в месте с ними играть в разные игры, вызывать положительные эмоции.

Предварительная работа

Мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук, затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции.

Оборудование

Декорации к театру: изображение «Буквинска»

Кулы: фея Графика, фея Фонетика, сундучок с волшебными предметами, буквята «двойняшки», кубики Зайцева, колокольчики, картинки с заданными словами, пеналы с буквами и фишками для звукового анализа ,мячик .

Театральная сценка.

Наступил выходной день. Родители ушли по делам, а Маша осталась одна. Ей стало скучно и она решила достать сундучок с волшебными предметами. Перебирая вещи, она вспомнила про буквят и решила воспользоваться волшебной палочкой. Маша взмахнула волшебной  палочкой  и тут же оказалась  в  Буквинске.  Ее  никто не встречал, потому что  она появилась внезапно. Она  стала  подниматься  по лестнице, но тут появились  два веселых шаловливых буквенка, которые чуть – чуть не сбили ее с ног.   Буквята играли в прятки и даже не заметили Маши. Один из буквят столкнулся с Машей . Буквенок извинился и пригласил Машу к себе в домик. Давай я тебя познакомлю с моими друзьями. Вот Борис и Паша. Как ты думаешь, чем они похожи и чем отличаются?                                                                 Одни буквята очень кричат и постоянно звонят в колокольчики. Они наверное музыканты?                                                                                                                                  Они звонкие буквята, поэтому оглушили своих братьев. И своих братиков называют глухими.                                                                                                           Как же определить , кто звонкий, а кто глухой? ( по кубикам, колокольчикам)

Ребята, помогите построить правильно башенки из кубиков: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.                                                                                                                  А на счет преграды ты ничего не заметила? Возьми зеркало и произнеси звуки «Б» , «П». Ребята, помогите Маше приложите руку к горлышку и произнесите  звук «Б», а затем звук «П». В каком случае горлышко дрожит?           Вы чувствуете, вы смотрите в зеркало. Как называются звуки, которые мы произносим с голосом? (Включая его , как моторчик) А без голоса? (Выключая моторчик ).

Ребята, давайте вместе с Машей поиграем и с другими двойняшками. Когда их произносите, попытайтесь прощупать языком.

                    Игра «Включи и выключи моторчик»

А вот и фея Графика. Она учит правильно писать.                                                                         Я расскажу вам секрет про парных двойняшек. Графика читает стихотворение, а дети ищут  два одинаковых слова.

                             У Лукоморья  дуб зеленый

                              Золотая цепь на дубе том…

Какой звук слышится на конце слова «дуб» (п)                                                               Какой звук слышится в слове  - нет  чего? дуба (б)

Графика: Что же делать? Как писать слова? Как их выкладывать из кубиков?

Ребята, надо позвать фею Фонетику.                                                                                   Фонетика пришла не одна , а с буквенком А – Анечкой.                                                   – Здравствуйте ребята!  Я слышала, что у вас произошла путаница со звуками. Так происходит из -за одинаковой преграды, и чтобы не запутаться, надо знать законы страны  Словографии. В стране Словографии звуки бывают сильными и слабыми. Я прочту вам  предложения с предлогом (С), а вы обратите внимание , что звучит он по – разному, потому что происходит чередование.

  1.Вместе с(з) Борей прибежал его щенок.                                                                            

  2.На столе стоял стакан  с (ш)чаем.

  3.Мы с (с) Тамарой ходим парой.

Какой звук прозвучал в предложениях?  Однако, какой бы звук ни прозвучал, смысл не изменяется. Что же заставляет  предлог звучать по разному ?

 ( соседние звуки). Соседние звуки, которые идут за ним , изменяют звучание. Одни соседи дают команду звуку, стоящему перед ним:

« Я звонкий – становись и ты звонким !»

А другие требуют:

«Становись совсем таким, как я!»

У звука, который стоит перед этим « командиром», характер слабый, он им подчиняется. Вот и получаются « опасные места» .

Таких влиятельных позиций две:

  1. В начале или в середине слова – перед идущим за ним согласным «Командиром»

В (Ф) булочной пахнет тестом и сдобой.

  1. На конце слова:

Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед (т).

Звонкие согласные « оглушены» на конце слова.

Мальчишек радостный народ (т)                                                                                       Коньками звучно режет лед (т).

 У Маши  совсем закружилась голова.  Тогда фея Фонетика предложила ребятам поиграть в игру «Чего не стало?»

А буква «А» решила ей помогать вместе с ребятами.

Запомни! Согласные на конце слова бывают слабыми – зови буквенка «А». Например: друг  ( нет кого?)  друга

                    Флаг  ( нет чего?)  флага

                    Сад  ( нет чего?)   сада

                    Дед    ( нет кого?)  деда

                    Мороз   (нет чего?)  мороза

В середине слова главный командир тот, кто стоит сзади  парного  согласного. Звонкий его озвончает, а глухой его оглушает.

Сказка – сказочка                                                                                                                                            - Маша: Ах, вот для чего ты позвала буквенка «А».

Парные «двойняшки» нельзя путать, они несут разный смысл , получаются разные слова.

Давайте поиграем в игру «Замени звук или рифмы»

Жар – Шар, дом – том, бар- пар, зов- сов, луг-лук, бочка- кочка, зуб-суп, бабочка- папочка, вены-фены, кости-гости,  ваза-фаза, вата-фата и т. д.                

Фея Фонетика предложила еще поиграть в одну игру «Двойняшки», чтобы порадовать буквят.

Напоминаю, что звуки , которые произносятся с участием голоса – звонкие, а звуки , которые состоят из шума, называются глухими.

Смотрите, буквята, которые бегали и шумели заинтересовались нами. Им стало интересно, как мы их изучаем. Я буду кидать мяч и произносить звонкую песенку, а вы наоборот глухую.

ВА – ФА, Ба-ПА, ДА-ТА, ЗА-СА, ЖА-ША, ГА-КА; БУ-ПУ, ГУ-КУ…

Не пора ли нам отдохнуть. Бегать, прыгать и скакать, вместе весело гулять.

Физ. минутка

Мы пришли в гости к буквятам и  соблюдая  традиции, чтобы их порадовать надо подарить им подарки.

Дети на столе подбирают картинки и вручают каждому буквенку с мягким и твердым звуком.

Б – бабочка и белка                                                                                                             П- павлин и пила                                                                                                                В- волк и вилка                                                                                                                   Ф- фартук и фен                                                                                                                     Г- газета и гитара                                                                                                                  К- кот и кит                                                                                                                           Д- дом и дерево                                                                                                                     Т- тарелка и тигр                                                                                                                   З- заяц и зеркало                                                                                                                        С- солнце и сердце                                                                                                               Ж- жираф и жаба                                                                                                                   Ш – шар и шишка  

Маша и ребята попрощались с буквятами «двойняшками».

Маша бубнила стихотворение, которое рассмешило детей. И заставила вспомнить, что если спутать хоть одну фонему, то перепутается все на свете.

Вот бутон, а вот-батон,                                                                                                      Вот бидон, а вот питон.                                                                                                             Ну, а вот – бетон.                                                                                                                 В печке выпечен батон,                                                                                                       А в петлицу вдет бутон.                                                                                                       По траве ползет питон,                                                                                                         Молоко течет в бидон,                                                                                                                     А на стройке есть бетон.                                                                                                          Повтори и ты мне в тон: где бутон, а где батон, где бидон, а где питон, ну а где бетон. 1.2.3.4.5 – начинаю повторять.

Маша, что ты там бубнишь, ведь это не шутка: различать слова, изменять смысл.

Предлагаю сделать звуковой анализ слов «питон и батон». Фонетика проверила, как ребята справились с заданием. Она похвалила одних и попросила не огорчаться других ребят. Так как страна Словография полна тайн и загадок и их надо открывать постепенно не торопясь.                                                                                                            

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук "Л"!"

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе позволяет учить детей артикулировать звук «Л», закрепить произношение твердого звука в слогах и...

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б, бь"

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б,бь"...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...