Открытое занятие Артыш
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эколого-валеологического развития воспитанников № 3 «Аленушка» села Кызыл-Хая муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республика Тыва»
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию
«Артыш – целебное растение»
Воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Аленушка»:
Хертек Мила Торжуевна
с. Кызыл-Хая 2019
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему
«Артыш – целебное растение»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Физическое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская,
игровая, коммуникативная.
Цель: знакомить детей с лекарственным растением – можжевельник и его лечебными свойствами, продолжить развивать умение находить правильные ответы на поставленные вопросы, приобщать детей к культуре тувинского народа.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знание детей о лекарственных растениях, использовать их в беседе;
- закрепить и уточнить знания детей о лекарственном растении – можжевельник;
- знакомить с лечебными свойствами и правилами сбора можжевельника;
- учить согласовывать прилагательное с существительными;
- расширять словарный запас (можжевельник, йорээл, чалбарыг)
Развивающий:
- развивать связанную речь, память, логическое мышление, воображение, зрительное восприятие;
- с помощью средств совершения национального обряда развивать познавательный интерес;
- продолжить развивать у детей инициативу и организационные способности;
- продолжить развивать умение пользоваться положительными эмоциями при физической активности;
Воспитательные:
- воспитать любовь к природе и музыкальной культуре;
- воспитывать уважение к традициям тувинского народа
Предварительные работы: оформление группы по карте, выучить слова песни «Артыш»
Материалы: ветки артыша, элементы леса, тувинская мелодия, ИКТ с рисунками можжевельника, спортивные модули, тос – карак, чаща, спичка, железный поднос, фонограмма песни «Артыш»
Методы и приемы:
Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ.
Наглядные методы: демонстрация рисунок, показ образца (артыша).
Игровые методы: подвижные игры, словесные игры.
Словарная работа: можжевельник, чалбарыг, йорээл.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу про артыш и его лечебные свойства, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения, проявляет активный интерес к исследовательской деятельности.
Организационный момент.
Под спокойную тувинскую музыку дети входят в группу.
Воспитатель – Здравствуйте, ребята
Дети - Здравствуйте!
В – Дети, подойдите все ко мне. Давайте улыбнемся и подарим этим хорошее настроение друг другу. (Дети улыбаются друг другу). Ребята, могут ли наши руки узнать, здоров ли человек? И как это можно сделать? (ответы детей: приложить ладошку ко лбу) Давайте проверим, все ли мы здоровы? (дети проверяют друг друга трогая лоб и сообщают результат)
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель – Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришла кукла Аяна. Что случилось? Почему ты грустная? (Воспитатель прикладывает руку ко лбу куклы) Заболела. Ребята, наша кукла Аяна заболела, как можно ей помочь? (ответы детей)
Воспитатель – Да, ребята. Вы говорите правильно. А еще можно вылечить его с помощью лекарственных растений. Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей: ромашка, одуванчик, крапива, подорожник)
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель - А вы знаете, дети, лекарственных растений очень много, но есть одна волшебное лекарственное растение в нашей тайге – это артыш. Может кто – то из вас знаком с ним? (ответы детей) На русском языке артыш как будет называться? (ответы детей) На русском языке артыш называют можжевельником. Все повторяйте за мной: МОЖ-ЖЕ-ВЕЛЬ-НИК. МОЖЖЕВЕЛЬНИК.
Воспитатель - Давайте разделим слово можжевельник на части – слоги - и сосчитаем количество слогов. Но сначала вспомним, как можно посчитать слоги в словах? (ответы детей: можно похлопать или потопать)
Воспитатель - Правильно, итак делим слово можжевельник на слоги.
Дети - Мож-же-вель-ник – 4 слога
Воспитатель – А у слова артыш сколько слога?
Дети – Ар – тыш – 2 слога.
Воспитатель - Какое слова самое длинное?
Дети - Слово можжевельник. Четыре слога.
Воспитатель - А слово артыш какое?
Дети – Слово артыш короткое. 2 слога.
Воспитатель – Молодцы, ребята, правильно. Сейчас предлагаю всем пройти и сесть возле экрана, и посмотреть картинки можжевельника. Можжевельник - это вечнозеленый кустарник. Он растет в тайге. На какое дерево похож можжевельник? (ответы детей: на елочку) Да, можжевельник похож на елочку. По внешнему виду и цвету. И листья у него, как у елочки. Но если рассмотреть внимательно, то можно увидеть различие: у елочки игольчатые листья гладкие, а у можжевельника они шершавые. Вот в этой картине у можжевельника что есть, ребята? (ответы детей: ягоды) Правильно. Какого цвета ягоды? (ответы детей)
Воспитатель - Ягодки можжевельника очень полезные, они лечат много-много болезней: болезни печени, пищеварения, болезни мочевого пузыря. При окуривании можжевельник убивает болезнетворные бактерии, тем самым дезинфицируя помещение. Хорошенько запомните его внешний вид. Сейчас мы отправимся в тайгу на его поиски и с помощью этой травы вылечим нашего друга. Сначала предлагаю всем сесть на дорожку и вспомнить, как надо себя вести в лесу. (ответы детей)
Воспитатель – Молодцы, ребята, раз уж вы вспомнили про животных, которые живут в лесу, давайте поиграем в игру «Какой? Какая?»
Воспитатель - Волк какой? – (ответы детей: злой, голодный, серый)
Воспитатель - Медведь какой? – (ответы детей: большой, сильный, бурый)
Воспитатель - Лиса какая? – (ответы детей: хитрая, осторожная рыжая)
Воспитатель - Заяц какой? – (ответы детей: трусливый, маленький, белый, серый)
Воспитатель - Молодцы! Какие все смекалистые. С животными определились, описали каждого из них. Теперь отправляемся в путешествие. Но как мы можем найти место, где растет можжевельник, ребята? Как вы думаете? (ответы детей) Для нас дедушка Ак - Сал нарисовал карту, по которому мы можем найти место, где растет можжевельник. Это местечко – называется Ыймааты. Давайте все посмотрим карту и обсудим. Вот наш детский сад.
- Выйдя из детского сада идем по прямой дороге.
- Придем к реке «Моген -Бурен», через нее пройдем по узкому мостику. Как можно пройти по узкому мостику, ребята? (ответы детей: надо проходить по одному)
- Пройдя через реку, куда надо повернуть? (ответы детей: направо) Молодцы. Идем по тропинке
- Подходим к ручейку. Через ручеек надо пройти по камням. На карте написано, что камни там не простые. Ребята, посмотрите на карту и скажите, какие там камни? (ответы детей: камни разных геометрических форм: треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный) Да, правильно. Еще на карте написано, что наступая на камни надо говорить его форму. Например: наступив на круглый камень надо говорить: «Круглый камень», наступив на квадратный камень надо говорить… Что надо сказать ребята? (ответы детей: квадратный камень) Правильно. Справитесь с таким заданием, ребята? (ответы детей: Да)
- Перейдя через ручеек идем к лесу, где есть склонившиеся деревья. А как можно пройти через такие деревья? (ответы детей: надо наклониться и пройти) Молодцы, ребята, какие вы у меня умницы.
- И, в конце, окажемся на местечке Ыймааты, где растет лекарственное растение – можжевельник.
(После обсуждения, дети идут искать можжевельник по схеме на карте)
Воспитатель - Вот мы и пришли, здесь и растет можжевельник, посмотрите, внимательно, и найдите, пожалуйста, его мне. (дети находят и зовут воспитателя) Молодцы, ребята. Прежде чем его сорвать, предлагаю подышать свежим воздухом. Ребята, кажется ветер начинает дуть. Как дует ветер, ребята? И какой у него звук?
Дыхательная гимнастика «Ветер и ветерок»
Дети, имитируя движение ветра руками, издают звук «у-у-у».
При сильном порыве ветра дети издают звук «у-у-у» громко. Чем тише ветер, тем тише звук «у-у-у».
Воспитатель – Ребята, кажется, ветер стих. Скажите пожалуйста, можно ли можжевельник вырвать с корнем? Почему вы так думаете? (ответы детей: нужно собирать ветки, не выкапывать с корнем.) Правильно. Раньше наши дедушки и бабушки говорили, если можжевельник выкопать с корнем, жди беды. И перед тем как собрать его, нужно обязательно прочитать йорээл и чалбарыг. Что такое йорээл и чалбарыг, кто – нибудь из вас может знает? (ответы детей) Йорээл – это слова восхваления, обращенные к кому – то или к чему – то с похвалами о нем и хорошими пожеланиями. А чалбарыг – это слова с просьбой о хорошем, приятном, об помощи. В нашей ситуации мы восхваляем хозяина тайги и просим у него ветки можжевельника. А для чего нам нужен можжевельник? (ответы детей: для куклы Аяна, которая заболела) Во время совершения обряда надо побрызгать тос – караком молоко и сказать следующие слова:
О, духи моих гор,
Духи небес,
Прошу Вашего разрешения
Набрать ветки можжевельника,
Чтобы всякая болезнь и хворь ушли от нас.
Воспитатель - А теперь осторожно сорвите его, не повреждая корешка. И помните, нельзя злоупотреблять дарами природы. Нужно попросить и взять столько, сколько необходимо. Сорвали веточку? Потрогайте, потрясите и понюхайте. Есть ли запах? (ответы детей) Да, правильно. Хотите поиграть?
Игра «Оживи можжевельник».
Цель: научить детей высказывать свое мнение, развивать образное мышление, фантазию.
Воспитатель – Ребята, представим, что у можжевельника появились глаза, рот, уши, нос, ноги и руки. Представили? Что он мог бы сделать?
Дети - Прийти к больному сам, и исцелить его; рассказать о своих лечебных свойствах; когда люди ищут его в тайге, может услышать их и подать голос, помахать рукой или высоко попрыгать.
Воспитатель – Молодцы, ребята. И так можжевельник мы собрали. Можно возвращаться назад. Нас уже заждался наш больной друг.
(Дети возвращаются по карте обратно в детский сад )
Воспитатель - Аяна, мы тебе принесли целебной травы, ребята как она называется? (ответы детей: артыш, можжевельник) Да, правильно. Теперь нам надо провести ритуал окуривания.
Ритуал окуривания: у воспитателя в руках чаща, куда кладет сухие листья можжевельника. Воспитатель поджигает листья можжевельника, когда огонь потухнет, дымом от оставшихся листьев по часовой стрелке обводит куклу с ног до головы. Приговаривая при этом: «Пусть плохое уходит, а хорошее приходит. Пусть всякая болезнь хворь уходит, а здоровье приходит. Да, пусть будет так!»
Воспитатель – Ребята, вы все помогли нашей кукле Аяна. Молодцы. А теперь давайте споем песню «Артыш». Это будет йорээл для можжевельника, который исцелил нашу куклу Аяну. (дети поют)
Рефлексия.
Воспитатель - Понравилась ли вам сегодняшнее путешествие?
Воспитатель - Каким лекарственным растением мы познакомились?
Дети – Мы познакомились с лекарственным растением, который называется можжевельник.
Воспитатель – Где растет можжевельник?
Дети – Можжевельник растет в тайге.
Воспитатель – Что такое йорээл и чалбарыг?
Дети – Йорээл – это слова восхваления, обращенные к кому – то или к чему – то с похвалами о нем и хорошими пожеланиями. А чалбарыг – это слова с просьбой об помощи.
Воспитатель - А как можно разделить слова на слога? Каким способом?
Дети – При разделении слова ни слога можно похлопать или потопать.
Воспитатель – Когда переходили через ручеек, какие камни были?
Дети – Камни были квадратные, круглые, овальные, треугольные, прямоугольные.
Воспитатель – Что понравилось больше всего в нашей путешествии?
Воспитатель - Ребята, я очень довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Молодцы. Всем спасибо.
Используемая литература:
- Т. И. Гризик «Развитие речи детей 5-6 лет»
- М. Б. Кенин – Лопсан «Улусчу ужурлар»
- Йорээл и слова при ритуале Хертек М. Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...
Конспект открытого занятия открытого занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации «В гостях у сказки»
Формирование интереса к художественно-эстетическому творчеству....