Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность для детей старшего возраста
Тема: « Речевые и неречевые звуки»
Цели коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильный темп и ритм речи, развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой;
образовательные: знакомство с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике;
воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.
Оборудование: картинка индейца, ширма, кусок полиэтилена, лист бумаги, ножницы, чашка с ложкой, музыкальные инструменты, и т.д., разрезные картинки животных, ленточки для дыхательной гимнастики.
Ход НОД:
Организационный момент.
1. Ребята, сейчас мы с Вами отправимся в далекую страну Америку. От России она находится далеко, далеко. Поэтому мы сначала идем ножками (потопали). Потом мы плывем на корабле. А теперь еще долго, долго будем лететь на самолете (руки в стороны, гудим как самолеты) Вот мы шли, плыли, летели и наконец добрались до удивительной страны – она называется Америка. (Показать на глобусе). В Америке живет очень интересный народ – индейцы. Посмотрите, как они выглядят. Индейцы замечательные разведчики и имена у них необычные: Зоркий Глаз – значит он хорошо что? – Видит. Чуткое Ухо – значит он хорошо что? – Слышит. А называли их так потому, что они были смелыми, ловкими, выносливыми, наблюдательными, все видели и все слышали. Они могли услышать шорох самый тихий, когда пробежала мышка, пролетела бабочка. Они слышали все звуки природы.
- Превратимся в индейцев, сядем тихо и послушаем, кто что услышит?
- Что вы услышали? (Ответы детей).
- Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы.
2. Ребята, а вы знаете, какие звуки издают животные, птицы. У вас на столах лежат разрезные картинки с изображениями разных животных и птиц. Сложите эти картинки и подскажите, как они разговаривают (ответы детей).
Игра «Кто как говорит»
(дети складывают разрезные картинки (животные), называют, из скольких частей сложили и какие звуки издают эти животные).
- Не только животные издают разные звуки, но и различные предметы.
Педагог показывает, как шуршит бумага, режут ножницы, звенит ложка в чашке, музыкальные инструменты и т.д.
Игра «Слушай и называй»
(звуки издают те же предметы, только за ширмой, а дети отгадывают)
- Все звуки, которые произносят животные или различные предметы, называют «неречевыми звуками».
3. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают и произносят различные «речевые звуки». Помогает нам произносить звуки наш артикуляционный аппарат – это губы, зубы, язык, альвеолы, небо, гортань.
Работа с индивидуальными зеркалами (дети действуют по показу педагога)
Дыхательная гимнастика с ленточками.
(дети дуют на ленточни, не раздувая щек)
4. - Мы с вами, люди, можем не только произносить речевые звуки, но и не речевые, например нашими руками. Что наши руки умеют делать (ответ детей: хлопать)
Игра «Хлопни как я»
(дети повторяют ритмический рисунок)
5. ФИЗМИНУТКА. А теперь давайте отправимся в лес и послушаем как шуршат и поют листочки.
Дует легкий ветерок – листочки едва шевелятся.
Сильный ветер – качаются деревья.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – «А-а-а»,
Рябиновый – «И-и-и»,
Березовый – «О-о-о»,
Дубовый – «У-у-у». (Показываем руками).
6. Чтение стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы скажете, какие звуки услышали?
Где-то собаки рычали: Р-р-р! Змеи в лесу шипели: Шшш!
В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз!
В комнате мухи жужжали: Жжж! Непоседа мячик днем и ночью
Мимо машины бежали: Тррр! Успокоиться не хочет: Пам! Пам!
Гудели от ветра все провода: Зззнь! Куклы кашляют в постели-
Капала в кухне из крана вода: -Динь! Днем мороженое ели!
Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ! - Кхх! Кхх!
Листья на ветру шумели: -Тсс!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Все ребята работали хорошо, внимательно слушали и слух у нас стал такой же острый, как у индейцев.
Дети, о чем мы сегодня говорили на занятии? Какие бывают звуки?
Закрепление понятия «речевой звук».
- Что помогает нам произносить звуки? Краткое знакомство с артикуляционным аппаратом. Обращается внимание на то, что при участии того или иного отдела артикуляционного аппарата образуется тот или иной звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие направлено на расширение з...
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «В капле дождя отражается осень» ( технология ТРИЗ РТВ)
Учить детей системному анализу в рассуждениях ,поиске истины в игре «Да и Нет»Обучение способу мышления по системному...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...