кружок "Сказочники и фантазёры"
материал по развитию речи
Актуальность
В наше время существуют следующие актуальные проблемы:
1. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
2. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_skazochniki_i_fantazery.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «УЛЫБКА» ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию речи
«Сказочники и фантазеры»
Воспитатель МБДОУ д\с № 12
Степченкова Марина Александровна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Джанни Родари
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Основным содержанием данной программы стала мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности, игры и занятия, которые основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.
Сказка – это не только средство развлечения и времяпровождения, но и мощное средство воспитания и развития личности ребенка, наиболее действенный инструмент, влияющий на сферу его познания. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Глубокая человечность, предельно точная направленность, юмор, образность языка – главные особенности сказки. Помните поговорку: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
Почему именно сказка?!
Да потому, что она нам с детства хорошо знакома. Сказка дает и взрослым, и детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возрождать духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.
В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи), поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.
Актуальность
В наше время существуют следующие актуальные проблемы:
1. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
2. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Цель данной рабочей программы:
повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, творческая (креативная) организация кружковой деятельности
Задачи:
Учить детей:
- выделять и называть характерные признаки персонажей;
- эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании
- интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации. выделять и называть характерные признаки персонажей
- способствовать развитию творческих процессов памяти, внимания, логического мышления, воображения, эстетического восприятия, фантазии
- мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказываю сказок, драматизации
- развить речь детей с помощью: пересказывая сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок.
- учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников
Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.
Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.
В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.
Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников. Конспекты занятий не составляет труда найти. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».
В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.
Предполагаемые результаты | - ребенок будет проявлять интерес к книге, иметь представления о том, как создается книга, о библиотеке, как месте хранилища книг - у ребенка будет развитый активный словарь, сформирована связная диалогическая и монологическая речь, творческие речевые умения. Ребенок: -принимает проблемную задачу, требующую экспериментирование; -ставит цель и находит пути решения; -осуществляет процесс решения задач в экспериментировании; |
Новизна программы заключается в комплексном применении познавательно-исследовательской, художественно - речевой деятельности в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе. Исследовательская активность ребенка, любопытство постепенно трансформируется в любознательность, познавательную потребность, как залог успешного обучения детей. Художественно - речевая деятельность на основе художественных произведений позволяет знакомить детей с простейшими литературными терминами, осваивать образную и выразительную речь, способствуют обогащению активного словаря детей.
Задачи программы:
Задачи | Предполагаемые результаты |
1. Воспитывать у старших дошкольников любознательность, наблюдательность при чтении литературных произведений. | - ребенок будет проявлять интерес к книге, иметь представления о том, как создается книга, о библиотеке, как месте хранилища книг |
2. Формировать у дошкольников умения художественно-речевой деятельности, творческие речевые умения на основе литературных произведений. | - у ребенка будет развитый активный словарь, сформирована связная диалогическая и монологическая речь, творческие речевые умения. |
3. Развивать познавательно-исследовательские умения у детей, представления о способах исследовательской деятельности. | Ребенок: -принимает проблемную задачу, требующую экспериментирование; -ставит цель и находит пути решения; -осуществляет процесс решения задач в экспериментировании; -устанавливает причинно – следственные связи. |
Перспективно-тематический план
по приобщению детей к чтению художественной литературы
Месяц | Вид чтения, тема | Художественные произведения | Виды деятельности | |
Художественно- речевая деятельность. | Познавательно- исследовательская деятельность. | |||
СЕНТЯБРЬ | Аналитическое чтение. Чтение русской народной сказки.
| «Царевна-лягушка» | Слушание. Игровое упражнение «Сказочные слова». | Эксперимент с зернами. |
Аналитическое чтение Заучивание стихотворения. | И. Мазнина «Осень» | Чтение наизусть стихотворения | Опыт: «Почему цветы осенью вянут» | |
Теоретическое чтение Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | Русские народные сказки, пословицы. | Слушание рассказа. Составление сравнительного описания. | ||
Тематическое чтение. Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций. | Г. Скребицкий «Осень». И. Бунин «Листопад». М. Пришвин «Последние грибы». | Слушание. Сравнение. | Классификация деревьев, кустарников. | |
ОКТЯБРЬ
| Аналитическое чтение. Русская народная сказка. | «Сивка-бурка». | Игровое упражнение «Вспомни волшебное слово». Слушание. Описание. | Задание на развитие умений видать проблему «составь рассказ от имени другого персонажа» (от имени неживых объектов, присутствующих в произведении) |
Творческое чтение Чтение русской народной сказки. | «У страха глаза велики» | Сравнение. Слушание сказки. Придумывание рассказа по пословице. Инсценировка. | Мысленный эксперемент «Что ты представляешь себе находясь один в темной комнате». | |
Тематическое чтение Рассматривание картины В.Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа. | Г. Скребицкий «Осень». | Чтение наизусть. Описание разных периодов осени. Слушание рассказа. Игровое упражнение «Скажи по- другому». Составление рассказа по картине. | Составление мнемотаблици к рассказу. | |
Аналитическое чтение Рассказывание русской народной сказки. | Сказка «Хвосты». | Слушание сказки. Подбор эпитетов, сравнений. И/у «Скажи по-другому». | Поисковая деятельность «Для чего нужны хвосты?». | |
НОЯБРЬ | Аналитическое чтение. Чтение туркменская народная сказка. Сопоставление с русской народной сказкой. | «Падчерица». «Хаврошечка». | Слушание. Сравнение. Инсценировка отрывка сказки. | Задание на развитие умений видать проблему «Составь рассказ от имени другого персонажа». |
Творческое чтение Пересказ украинской сказки. | «Колосок». | Слушание. Инсценировка. Объяснение значения пословиц. | Исследовательская работа «Мельник». | |
Аналитическое чтение Чтение рассказов с природоведческим содержанием. | Рассказы В.Бианки «Первая охота». | Слушание. Описание. | Опыт «Как животные маскируются». | |
Аналитическое чтение Чтение русской народной сказки. | Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и серый волк» | Сравнение различных жанров произведений. | Мысленный эксперемент «Как помочь волку спасти хвост?». | |
ДЕКАБРЬ
| Творческое чтение Русская народная сказка. | Сказка «Снегурочка». | Слушание. Игра «Опиши Снегурочку». Игровое упражнения «Снежные слова». Придумывание другого конца сказки. | Мысленный эксперимент «Что можно сделать для Снегурочки, что бы она летом не растаяла?». Составление мнемотаблицы. |
Аналитическое чтение. Чтение хантыйской сказки. | «Кот». «Зимовье зверей» | Слушание. Сравнение хантыйской и русской народной сказки. Придумывание окончания к заданному началу. | Классификация животных. | |
Творческое чтение Чтение рассказа. | Л. Воронкова «Снег идет». Отрывок «Как елку наряжали». | Слушание. Игровое упражнение: «С какого дерева ветка». Составление описательного рассказа о елке. | Эксперимент с хвоей. | |
Теоретическое чтение.. Чтение рассказа.
| С. Иванов, «Каким бывает снег». | Слушание. Сравнение. Игровые упражнения «Какой снег», «Продолжи ряд». | Наблюдение «Свойства снега». | |
ЯНВАРЬ | Тематическое чтение Заучивание стихотворения. | Стихотворение И.Сурикова «Зима» | Выразительное чтение стихотворения. Игровое упражнение «Семейка слов». | Опыт со льдом «Цветные льдинки». |
Аналитическое чтение. Чтение сказки. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка, про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Сравнение разных жанров произведений. Описание. Слушание. Игровое упражнение «На что похоже». | Задание на развитие умений видать проблему «Посмотри на мир глазами героев произведения». | |
Аналитическое чтение. Русская народная сказка. | «Морозко». | Слушание. Игровое упражнение «Найди причину событий с помощью вопросов». | ||
Аналитическое чтение Литовская народная сказка. | Сказка «Старый Мороз и молодой Морозец». (в обработке М.Булатова) | Слушание. Составление описания одежды. | Проблемная ситуация «Как не замерзнуть на улице зимой». Опыт про шубу и с разными видами ткани. | |
ФЕВРАЛЬ | Теоретическое чтение Литературная викторина «Поэты-детям». Чтение стихотворений. | Стихотворения А. Барто, С.Михалков | Заучивание стихотворений. | |
Аналитическое чтение. Немецкая народная сказка.
| «Госпожа Метелица» | Слушание. Сравнение со сказкой «Морозко» | Задание на развитие умений видать проблему «составь рассказ, используя данную концовку». | |
Аналитическое чтение Чтение русской народной сказки. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка ». | Слушание. Игровые упражнения «Сказочные слова», «Закончи предложение». | ||
Аналитическое чтение. Авторская сказка.
| В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | Слушание. Инсценировка. Описание. | Опыт «Где снег не тает». | |
МАРТ | Аналитическое чтение Заучивание стихотворения. | А. Прокофьев «Веснянка». | Слушание. Игровое упражнение: «Скажи какая». Чтение наизусть. | Составление мнемодорожки. |
Творческое чтение Чтение стихотворения. | С. Михалков «Дядя Степа». | Игровое упражнение «Скажи, по- другому». Слушание. Придумывание рассказов детьми. | Сопоставление с реальными событиями. | |
Аналитическое чтение Чтение русской народной сказки. Анализ фразеологизмов. | «Хаврошечка». | Сравнение. Описание. Слушание. Игровые упражнения «Назови сказочные слова», «Скажи какая», «Скажи по-другому» | Составление мнемотаблицы по сказке. Опыт «что я вижу одним глазом». | |
Аналитическое чтение. Рассказывание русской народной сказки.
| «Сивка-бурка» | Игровое упражнение «назови сказочного героя». Слушание. Игровое упражнение «Назови сказочные слова». | ||
АПРЕЛЬ | Тематическое чтение. Дни Ганса Христиана Андерсена.
| Сказки Г. С. Андерсена. | Слушание. Инсценировка знакомой сказки. | Задание на развитие умений видать проблему и выдвигать гипотезу. |
Аналитическое чтение Заучивание стихотворение. | Я. Аким «Апрель» | Слушание. Чтение наизусть детьми. | ||
Творческое. Чтение рассказа. | Н.Носов «Живая шляпа». | Слушание. Сравнение разных жанров. Придумывание окончание рассказа. | Опыт «Как кошка чистить свою шерстку». Мысленный эксперемент «составь рассказ от имени разных героев рассказа (живых и не живых обьектов)». | |
Творческое чтение Чтение сказки. | Д. Родари «Хитрый Буратино» | Слушание. Придумывание другого конца сказки. | ||
МАЙ | Аналитическое чтение. Беседа о творчестве А. Пушкина. | Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». | Сравнение сказок. Слушание. Игровые упражнения «Опиши море», «Найди заданное слово». | |
Теоретическое чтение. Беседа о русском устном народном творчестве. | Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек». | Игровое упражнение «Назови знакомую сказку». Слушание. | ||
Тематическое чтение. Чтение сказки. | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» | Слушание. Описание. Игровое упражнение «Скажи, что делали ». | Задание на умение задавать вопросы «Посмотри на мир глазами героев произведения». Составление диафильма. | |
Аналитическое чтение.. Чтение сказка. | В. Катаева «Цветик-семицветик». | Слушание. Игровые упражнения «Скажи по-другому», «Скажи, какая?» | Задание на развитие умения выдвигать гипотезы «предположим…» |
Материально-техническое обеспечение:
Для эффективной реализации программы необходима хорошая материально-техническая база:
- обогащенная развивающая среда группы (книжный уголок, уголок театрализованной деятельности, уголок изобразительной деятельности,)
- музыкальный зал;
- аудио-звуковая, видео аппаратура.
5. ЛИТЕРАТУРА
- Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы» [Текст] / О.В. Акулова, Л.М. Гурович. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 187с.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др. Мониторинг в детском саду. [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 589с.
- Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд –во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2012. – 93с.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 235с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В. Большева. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 105с.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению [Текст] / З.А. Гриценко.- М.: Линка-пресс Просвещение, 2003.- 205с.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. [Текст] – Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И. Логинова. - М.: Просвещение, 1992. -323с.
- Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. Авторский коллектив. М.: Просвещение, 2007. - 301с.
- Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
- В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.
- Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст] / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-153с.
- Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.Н.Нищева. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-320с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. [Текст] / А.И. Савенков. – Учебная литература, 2010. – 125с.
- Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». [Текст] / О.Н. Сомкова. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-208с.
- Ушакова О.С. , Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Н.В.. М: Творческий центр, 2005. – 223с.
Интернет – ресурсы:
- http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/4452-priobshchenie-detej-k-khudozhestvennoj-literature-cherez-chtenie-skazok.html
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/seminar-praktikum-priobshchenie-detey-k-chteniyu-hudozhestvennoy-literatury
- http://festival.1september.ru/articles/604756/
- http://viki.rdf.ru/detskiy_sad/
- http://ds100nezabudka.ru/kolosok.htm
- http://mdou38-kem.ucoz.ru/board/nasha_videoteka/2
- http://mamapapa-vrn.com/load/razvivajushhie_multfilmy/5-5-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)
Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем следующие практики арт-тер...
фантазёры
выпускной для детей подготовительной группы...
Консультация для родителей "Врунишка или фантазёр"
Обман или фантазия вот в чем вопрос. Изучив эту статью можно понять почему многие родители говорят ребёнк "НЕ ВРИ" и при этом делают ошибку....
Фантазёрия
Из опыта работы кружка в детском саду. Использование нестандартных для детского сада видов деятельности даёт хороший результат. В данном материале представлено одно из таких направлений - кулинария....
Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...
Н.Носов "Фантазёры"
Представлена презентация, которая поможет воспитателям во время знакомства детей с творчеством Носова....
План кружковой работы "Маленькие фантазёры"
План разработан с целью развития и обогащения творческих способностей детей, через необычные и новые для ребёнка формы работы....