ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ «СТРОИТЕЛИ. ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ»
материал по развитию речи (старшая группа)
Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, свая, котлован, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, паркет, плиточник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_nedeli_stroyka.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ «СТРОИТЕЛИ.
ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ»
Лексический словарь.
Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, свая, котлован, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, паркет, плиточник.
Глаголы: поднимать, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, строгать, остеклить, сваривать.
Прилагательные: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, железобетонный, городской, деревенский, высотный, многоэтажный.
Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.
Игра «Сколько этажей?»
Цель: учить образовывать составные прилагательные.
Ход: задаем вопрос: «Как назвать дом, в котором один этаж?»
«Как назвать дом, в котором два этажа?» «Двухэтажный».
И так далее с любым числом и в конце спросить:
«Как назвать дом, в котором много этажей?» «Многоэтажный».
Д.И «Что для человека этой профессии нужно»
Водителю - автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Плотнику - топор, пила, гвозди, доска, рубанок.
Каменщик - кирпичи, цемент, дверь, рама
Маляру – краски, кисти, валик,
Сантехник – раковины, трубы, унитазы, разводной ключ, труборезы.
Дидактическая игра «Угадай профессию по описанию»
Цель: Уточнять представления детей о строительных профессиях.
Задачи: Упражнять в умении узнавать профессию по отличительным
признакам. Развивать логическое мышление, связную речь.
Ход: Ведущий описывает представителя какой-либо профессии, остальные
называют данную профессию.
- Человек этой профессии привозит строительные материалы на стройку (
водитель).
- Человек этой профессии работает на тракторе (тракторист).
- Этот мастер возводит стены дома из кирпича (каменщик).
- Этот человек красит стены нового дома краской (маляр).
- Этот мастер прокладывает в строящемся доме трубы, устанавливает
раковины, ванны, батареи (сантехник)…
Дидактическая игра «Кому без них не обойтись»
Цель: Уточнять представления детей о рабочих профессиях.
-Кисть необходима маляру, чтобы красить стены.
-Раствор необходим маляру-штукатуру, чтобы штукатурить стены дома.
-Гаечный ключ необходим сантехнику, чтобы ремонтировать кран.
- автокран необходим крановщику, чтобы поднимать строительные
материалы на высоту.
Игра «Кто работает на машинах?»
(формирование навыка словообразования)
На тракторе работает ... тракторист.
На поезде работает ...
На машине работает ...
На бульдозере работает …
На экскаваторе работает ...
На кране работает ...
Игра с мячом “Что будет, если… ”
- Сейчас, когда мы живѐм в большом городе, требуется труд людей разных
профессий, для того, чтобы в городе было всѐ в порядке. Взрослый бросает
мяч и задает вопрос, а ребенок должен мяч поймать и постараться ответить
правильно.
Если бы не было строителей, то…
Если бы не было водителей, то…
Если бы не было маляров, то…
Если бы не было сантехников, то…
Если бы не было электриков, то…
Если бы не было стекольщиков, то…
- Значит, можно сделать вывод:
Все профессии нужны, все профессии важны!
Загадки:
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Под фундамент котлован
Вырою я точно,
Чтобы вырос на нем дом
Ровный весь и прочный (Экскаваторщик.)
Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес. (Плотник)
Крашу стены, потолки,
Подоконники, полы.
И обои так наклею,
Что и стыки не видны. (Маляр.)
Принимаю я бетон,
Им фундамент заливаю.
Чтобы дом стоял сто лет,
Как фундамент сделать, знаю. (Бетонщик.)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо люди жили в нем. (Строители)
Мы рано встаем,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу. (Шофер)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофер)
Подъемный кран —
Мой лучший друг.
Поднимет он тяжелый груз.
Им управлять легко смогу,
Плиту, бетон перенесу. (Крановщик.)
Выстрою я стены
В девять этажей.
Кирпичи по уровню
Положу ровней.
Чтобы стены дома
Вкривь и вкось не шли,
Точно выставляю
Прежде все углы (Каменщик)
Без меня не включат воду,
Вы не сможете помыться.
Отопление не подключат,
Унитаз не пригодится. (Сантехник.)
Чтобы было всем тепло,
Вставлю в рамы я стекло.
Застеклить могу балкон,
Чтоб тепло вам было в нем. (Стекольщик.)
В спецодежде я тружусь
И огня я не боюсь.
Сварит мой огонь металл,
Чтобы дом прочнее стал. (Сварщик.)
Мусор, землю я сгребаю
И площадку расчищаю.
Мощною машиною
Лихо управляю. (Бульдозерист.)
Я — машина непростая,
У меня есть барабан.
Внутри лопасти вращаются,
Так бетон перемещается.
Затвердеть ему не дам,
А строителям отдам.
(Бетономешалка.)
Творческая игра «Не скажу, а покажу»
Задачи: закреплять знания о профессии строителя; развивать внимание,
выразительность пантомимики, воображение, глагольный словарь;
доставлять удовольствие от игры.
Ведущий (сначала должен быть взрослый, а потом, когда правила игры
усвоит ребенок, может быть и он) на ушко ребенку шепчет действие, связанное со строительством дома, которое тот должен выразительно показать, а
остальные члены семьи отгадывают и называют это действие.
Варианты: красить, штукатурить, делать кладку из кирпичей, поднимать
груз, расчищать мусор, открывать, закрывать, стучать, звонить, прибивать,
подметать, вставлять дверь или окно, передвигать, вытирать, мыть и
т.п.
Видео презентация: «Строительные профессии» («Виртуальная экскурсия на
стройку»). Посмотреть и скачать можно по ссылке:
2. Кто что делает?
Каменщик (что делает) кладёт стены.
Маляр (что делает) красит стены, окна, двери.
Крановщик (что делает) управляет подъёмным краном.
Бульдозерист (что делает) расчищает площадку для дома.
Стекольщик (что делает) вставляет стёкла
Штукатур (что делает) штукатурит стены.
Кровельщик (что делает) кроет крышу здания.
Электрик (что делает) прокладывает электрическую проводку по квартирам.
Слесарь-сантехник (что делает) устанавливает раковины, ванны, унитазы.
3. Кто чем пользуется?
Маляр пользуется. - кистью.
Штукатур пользуется. - мастерком.
Электрик пользуется. - отвёрткой.
Стекольщик пользуется. – стеклорезом
4. Сосчитай до пяти.
Одна чёрная крыша, две чёрные крыши… пять чёрных крыш.
Один подъемный кран ___
Одна кирпичная стена ___
5. «Один -Много»
кирпич
стена
экскаватор
дом
угол
лестница
маляр
архитектор
каменщик
6. Собери предложения:
Крановщик, подниматься, в, свой, кабина___
Экскаватор, рыть, земля, огромный, ковш___
7. Четвертый лишний
Маляр, кисть, молоток, краска
Строитель, стройка, врач, кирпич
Продавец, товар, архитектор, кассир.
8. Какой? Какая? Какие?"
Дом из дерева - деревянный
Дом из соломы ___
Дом из камня ___
Стена из глины ___
Крыша из железа ___
Труба из кирпича ___
Слова для расширения словарного запаса: профессия, работа, стройка, архитектор, инженер, строитель, рабочий, каменщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, плотник, стекольщик, кровельщик, сантехник, маляр, штукатур; строить, копать, рыть, расчищать, поднимать, класть, штукатурить, красить, рыть, проводить.
Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребёнком о профессии строителя. Отработайте чёткое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, сварщик, кровельщик, сантехник, электрик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема недели 24.02. - 28.02. "Профессии"
Рекомендации для родителей....
Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...
Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии»
Цель: Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Задачи.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых дей...
консультация Лексическая тема недели «ОБУВЬ, домашние птицы, профессия врач»
Лексические темы недели...
Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии»
Конспект НОДпо развитию речи лексическая тема недели «Профессии» «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»Цель: Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продаве...
Конспект занятия по теме недели :« Мир Профессий» Аппликация. Тема: «Мы строители"
Аппликация. Тема: «Мы строители»Дошкольная средняя группа.Цель: Развивать умения составлять одно целое из отдельных деталей, добавлять отдельные детали, вырезая их из бумаги;Задачи:У...
Календарно-тематическое планирование в средней группе по лексической теме недели "Мамин праздник. Профессии мам"
материал могут использовать педагоги компенсирующей группы...