Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Осинникова Ольга Игоревна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе 13. Педагог Осинникова О.И.

 Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»

Цель: Обогащение активного словаря по теме «Аквариум» за счет расширения семантического поля слова «рыба».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №47»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе 13. Педагог Осинникова О.И.

 Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»

Цель: Обогащение активного словаря по теме «Аквариум» за счет расширения семантического поля слова «рыба».

Задачи:

1. Образовательные. Расширять семантическое поле слова «рыба» за счет подбора существительных, прилагательных, глаголов, антонимов. Формировать грамматический строй речи, предупреждать появление у детей грамматических ошибок.

2.Развивающие. Закреплять функцию словоизменения путем употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов. Способствовать развитию валентности слов. Расширять и активизировать словарь.

3. Воспитательные. Воспитывать у детей умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его. Способствовать становлению каждого ребенка успешным.

Оборудование: файл презентации, картинки, мяч.

Используемые формы и методы: ИКТ, образовательная ситуация, ситуация общения, пальчиковая игра, игра с мячом, наглядный метод, словесный метод.

Словарная работа: жабры, икра, чешуя, приманка, компас, уха.

Ход занятия.

Вводная часть. Организационный момент:

Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в зоомагазин

Что такое зоомагазин? (Место, где можно купить животное и средства по уходу за ним).

Основная часть:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в зоомагазин, но отправимся мы туда не пешком, послушайте внимательно и скажите на ком или на чем мы туда поедем. (ржание лошади).

Взяли вожжи и поскакали. Нижняя челюсть не двигается, помогаем руками. слайд

Какие животные живут в зоомагазине? слайды

Сегодня мы с вами поговорим  об одном из них.

Я загадала животное. Какое – вы узнаете, отгадав загадку

Домом для меня, является река,

Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.

Захочешь ты меня, на крючок поймать

Стащу я червячка, и уплыву опять (рыба)

Картинка

Кто нарисован на картинке?

Дети. На картинке нарисована рыба.

Где живут рыбы? Море, океан, река, пруд, озеро, аквариум. картинки

У нас сегодня на занятии тоже появился аквариум из зоомагазина, но к сожалению там живет всего 1 рыбка и ей скучно, как думаете, что нам нужно свами сделать, чтобы ей не было скучно? (Поселить туда много рыбок) слайд

Чтобы в аквариуме появились новые рыбы, нам нужно описать словами нашу рыбу.

Части строения рыбы. картинка

Плавник, хвост, кости, жабры, ноздри, желудок, чешуя, спина, икра, голова, глаза, усы(сом), рот, язык, кости, кровь, зубы, колючки (картинка рыбы еж), сердце, печень, мясо, икра и т.д.

Какие вы молодцы, смотрите, сколько слов-рыбок у нас появилось.

Рыба она какая? Игра с мячом. Слова наоборот (антонимы).

Давайте поиграем в игру. Встаем со стульчиков. Я буду называть вам признаки рыбы, а вы должны подобрать слова наоборот.

Белая-черная, холодная-горячая, быстрая-медленная, маленькая-большая, сытая-голодная, вредная-послушная, чистая-грязная, красивая-уродливая, живая-мертвая, съедобная-ядовитая, колючая-гладкая, зубастая-беззубая, хищная-растительноядная.

Что рыба делает и что может делать рыба? Плавать, дышать, смотреть, видеть, есть, переваривать, какать, писать, ловить, прятаться, летать, охотиться, гнаться, спать, откусывать, размножаться, жить, умирать, светить, общаться, нырять, догонять.

Какие вы молодцы, смотрите, сколько слов-рыбок у нас появилось.

А давайте похвалим ее и ласково назовем. Как ласково можно назвать рыбу? рыбонька, рыбушка, рыбка, рыбешка.

Дельфины (пальчиковая гимнастика)

Дельфины кувыркаются

И по волнам катаются,

На спинке, на животике,

Плывут как пароходики.

Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? На картинке рыбак.

Что он далает? Рыбак ловит рыбу.

При помощи чего рыбак ловит рыбу? Рыбак ловит рыбу при помощи удочки.

В чем сидит рыбак? Рыбак сидит в лодке.

Где может плавать лодка? Лодка может плавать по реке, морю, океану, озеру.

Какое приспособление используют рыбаки, чтобы не потеряться в море? Рыбаки используют компас, карту.

На какую приманку может клевать рыба? Рыба может клевать на червя, на хлеб.

Какое блюдо можно приготовить из рыбы? Рыбный суп, уху.

Заключительная часть:

Ребята, давайте мы вновь вернемся в зоомагазин и посмотрим на наших рыбок!!

Как много их стало!! Рыбка стала веселее, как вы думаете, что сказала бы нам рыбка, если бы умела разговаривать?

Мы хорошо постарались, мы помогли, мы многое узнали.

Какое путешествие у нас сегодня было?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема ”Стоит в поле теремок”

Конспект занятия по развитию речи в средней  группе...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: " Дидактическая игра "Чудесный мешочек", подбор слов сходных по звучанию.

Задачи : Образовательная: Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества,Учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи, продол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Стоит в поле теремок»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Стоит в поле теремок»Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через театрализацию в условиях детского сада....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Стоит в поле теремок»

Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.Развивать выразительность речи, силу гол...