Планирование речевого развития в подготовительной группе ЗПР, в вне ООД, индивидуально, с подгруппой или всей группой детей
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Орлова Оксана Николаевна

Планирование речевого развития  в  подготовительной группе ЗПР,  в вне ООД, индивидуально, с подгруппой или всей группой детей. Материал подобран по лексическим темам:

«Я и мой детский сад»:

1 неделя "Моя малая родина";
2 неделя "Наш детский сад";
3 неделя "Профессии"

"Что нам осень принесла?"

1 неделя "Овощи, фрукты";

2 неделя "Ягоды, грибы"

3 неделя "Откуда хлеб пришел";

4 неделя "Золотая осень"

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_rech.docx52.61 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

на сентябрь 2021

Речевое развитие

(ежедневно вне ООД индивидуально,  с подгруппой или всей группой детей)

Лексические темы

ЗКР, чистоговорки, скороговорки

Речевые игры, упражнения

(грамматические, лексические)

Народная мудрость (фольклор: пословицы, поговорки, загадки, зачины, считалки, заклички)

Сентябрь

«Я и мой детский сад»

Моя малая родина

У-у-у-губы хоботком тяну.

 У-у-у-дай трубу.

 У-у-у-всех детей зову.

 А-а-а-шире ротик, детвора.

 А-а-а-у меня болит нога.

Ай- ай-ай - ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой - побежали мы домой.

Упражнение «Кто где живет?». Словарь признаков: многоэтажный, деревянный, одноподъездный и т.д.

Д/игра «Знаешь ли ты родной город?». Назвать по фото наименование достопримечательности или памятного места

Речевая игра «Кто в какой стране живет?». Словарь наименований различных национальностей.

 Упражнение «Опиши (угадай по описанию) Российский флаг, герб»

Дополнительно:

Рассказывание из личного опыта «Любимое место нашего города»

Чтение произведения С. Баруздина «Страна, где мы живем»

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

 Беседа «День народного единства»

Пальчиковые игры:

«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

«Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля — 

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля. 

Земля, где я сделал (правой рукой)
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то 
(левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это 
(правой рукой)
Раздолье полей — 
Частица великой 
(левой рукой)
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

Наш детский сад

Ма-ма-ма-дома я сама.

 Ма-ма-ма - буду строить я дома.

 Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

 Ма - ма - ма - я поймал сома.

 Му-му-му-молоко кому?

 Ум-ум-ум - вот аквариум.

 Мо-мо-мо-едим эскимо.

 Ом- ом- ом - мы гулять идем.

 Ом- ом-ом - это снежный ком.

 Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

 Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

 Мы- мы-мы - дождались зимы.

 Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

 Он-он-он – телефон.

 Ан-ан-ан – барабан.

 Ан-ан-ан - мне купили барабан.

 Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

 Ин-ин-ин – магазин.

 Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Игра «С кем играю, с кем дружу…»

Цель: закреплять умения составлять предложение по вопросам

Оборудование: картинки с изображением девочки, мальчика, игрушек

Ход:

Я сейчас вам покажу,

С чем играю, с кем дружу.

Детям предлагается картинка с изображением мальчика и девочки и разные игрушки. Ребёнок даёт имя девочке и мальчику. Затем берёт картинку с игрушкой и говорит«Таня играет с куклой» или «Вова играет с машинкой»

Игра «Чей? Чья?»

Цель: закреплять умение согласовывать существительных с личными местоимениями

Ход:

Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т. д. ;

мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т. д.

Игра «Какая? Какой?»

Цель: учить формировать предложения с однородными определениями

Ход:

Комната — большая, светлая, чистая, красивая;

спальня — большая, светлая, красивая, уютная;

кабинет — маленький, уютный, красивый и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить формировать сложносочинённые предложения с противительным союзом «а»

Ход:

Комната широкая, а коридор узкий;

Группа большая, а кабинет маленький.

Пальчиковые игры:

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы  закончили считать.

 «Наша группа»

  В нашей группе все друзья.            Ритмично стучат кулачками  по столу.

  Самый младший – это Я.                 Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.

  Это Маша,

  Это Саша,

  Это Юра,

  Это Даша.

«Как живёшь?»

Как живёшь? Вот так!                  Показать большой палец.

 Как идёшь? Вот так!                     Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой.                

 Как берёшь? Вот так!                   Тремя пальцами.

 Как даёшь? Вот так!                      Раскрытой ладонью.

 Как грозишь? Вот так!                  Указательным пальцем.  

 Ночью спишь? Вот так!                Все пальцы сложить «лодочкой»                                                   и  положить на них голову.

 Ждёшь обед? Вот так!                   Кулачок под щёки.

 А шалишь? Вот так!                      Надуть щёки и ударить по ним  ладошками.

Профессии

Звуки /в, вь/

 Ва-ва-ва – выросла трава.

 Ву-ву-ву – соберу траву.

 Ву-ву-ву - я сниму сову.

 Вы-вы-вы – нет травы.

 Ви-ви-ви – Верочку зови,

 Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /п, пь/

 Па-па-па – на столе крупа.

 Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

 Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Кого я загадал?

Цель: научить использовать словарный запас; развить образное мышление.

Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый ребенок загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?».

Вариант 1. Цель: формирование навыков словоизменения – употребление винительного падежа имен существительных:

Повару нужны (что?) — кастрюля, поварешка .... Учителю, парикмахеру, художнику, портному, маляру, продавцу, плотнику. 

Вариант 2. Цель: формирование навыков словоизменения – употребление дательного падежа имен существительных: кастрюля, поварешка нужны (кому?) ....  повару и т.д..

Профессии в пословицах и поговорках

Вопрос: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

1.      Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2.      Куй железо, пока горячо.

3.      Не огонь железо калит, а мех.

Кузнец

1.      Что в котел положишь, то и вынешь.

2.      Кашу маслом не испортишь.

3.      Не котел варит, а стряпуха.

Повар 

1. Здоровье не купишь и не выменяешь.

2. Самому себя лечить - только портить.

3. Боль без языка, да сказывается.

Врач

1. Детей учить – не лясы точить.
2. Учение — путь к умению.

3. Ученье свет, а неученье тьма

Учитель

Пальчиковые игры:

«Повар»

Повар готовил обед,                         (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.            

Повар леща берет                              (Загибают большой палец на левой  руке)

И опускает в компот.                

Бросает в котел поленья,                   (Загибают указательный палец.)

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,                  (Загибают средний палец.)

Угли бьет поварешкой.                      (Загибают безымянный палец.)

Сахар сыплет в бульон.                      (Загибают мизинец.)

И очень доволен он!                            (Разводят руками.)

Овощи, фрукты

Звуки /с, сь/

 Са-са-са – вот летит оса.

 Са-са-са - на траве роса.

 Са-са-са - у меня коса.

 Са-са-са - в сказке были чудеса.

 Са-са-са - в норе живет лиса.

 Са-са-са - будку сделали для пса.

 Су-су-су – не боюсь осу.

 Су-су-су - заплету косу.

 Су-су-су - наточу косу.

 Су-су-су - я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы - у сома усы.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы - у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

 Си-си-си – сено принеси.

 Ась-ась-ась – плывет карась.

Дидактические игры:

 «Один - много» ( образование множественного числа имён существительных) : огурец - огурцы, помидор - помидоры,..).

 «Большой - маленький» (словообразование с помощью  уменьшительно- ласкательных суффиксов) : огурец- огурчик,…).

Дидактические игры « Назови цвет», « Назови форму»

(согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) – оранжевая, …

Огурец (какой?) – овальный,…

 « Что изменилось?», «Чего не стало?»  

«Закончи предложение». На столе лежит красное яблоко. На столе лежат …..

(красные яблоки).

Магазин «Соки». Дети покупают соки и называют их. Например: - Я куплю сок из яблок – яблочный сок. А затем объясняет, почему он любит этот сок. Например: - Я люблю яблочный сок, он сладкий, ароматный, полезный.

« Что, где растёт?». Поместить изображения фруктов туда, где они растут.

Дидактическая игра « Собери фрукт». Собирают разрезанные картинки фруктов

Загадки.

1.Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь).

2.Круглый бок ,жёлтый бок, сидит на грядке колобок.

   К земле прирос крепко. Что это?  (Репка).

3.Неказиста, шишковата, а придёт  на стол она,

скажут  весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна! »  (Картошка).

4. Щёки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

а рубашка зелена, вся на солнышке она.    (Редис).

5.Голова на ножке, в голове - горошки.     (Горох).

6. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,

 вкусный и сырой, кто же я такой?     (Огурец).

7. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи - меня ищи.        (Капуста).

8. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.   (Лук).

Пальчиковые игры:

«Капуста»

Мы капусту рубим – рубим,                        Движения прямыми ладонями        

Мы капусту солим – солим                          вверх-вниз, поочередное поглаживание                                                              подушек пальцев.

Мы капусту  трем – трем,                            Потирать кулачок о кулачок.

Мы капусту жмем – жмем.                          Сжимать и разжимать кулачки

 Попробовали… Пересолили…

 Солим снова…

Перспективное планирование

на октябрь 2021

Речевое развитие

(ежедневно вне ООД индивидуально,  с подгруппой или всей группой детей)

Что нам осень принесла?

Ягоды

Звуки /с, сь/

 Са-са-са – вот летит оса.

 Са-са-са - на траве роса.

 Са-са-са - у меня коса.

 Са-са-са - в сказке были чудеса.

 Са-са-са - в норе живет лиса.

 Са-са-са - будку сделали для пса.

 Су-су-су – не боюсь осу.

 Су-су-су - заплету косу.

 Су-су-су - наточу косу.

 Су-су-су - я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы - у сома усы.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы - у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

 Си-си-си – сено принеси.

 Ась-ась-ась – плывет карась.

Упражнения: Подберите признаки (не менее трех признаков): клубника (какая?) – … клюква (какая?) — …

Подберите действия (не менее трех действий): клубника (что делает?) – …
Д.и.«Что лишнее? Почему?»

 Клубника, смородина, помидор.

Брусника, банан, облепиха. …

Упражнение:Расскажи, что общего и чем отличаются крыжовник и малина.
Упражнение: « Какое варенье»:

малина – малиновое варенье

черника – черничное варенье

земляника – земляничное варенье

клюква – клюквенное варенье

брусника – брусничное варенье

Д.и. «Что приготовили?»

Варенье из черники – черничное варенье, компот из брусники - …..,
Чай из земляники - ……..

Д.и. «Назови ласково»:

клубника – клубничка

малина — …

вишня — …

ягода – …

клюква — …

рябина — …

поляна — …

куст — …

дерево — …

Д.и. «Один – много»:

ягода – ягоды

куст — …

дерево — …

ветка — …

косточка — …

Пальчиковые игры

«В сад за сливами»

Палец сильный и большой                   Поднять большие пальцы правой и левой рук.

В сад за сливами пошёл,                       Поднять большие пальцы правой и левой рук.

Указательный с порога                         Указательным сделать  

Указал ему дорогу,                                указывающий жест.

Средний палец самый меткий –           Средний оттянуть и отпустить.

Безымянный «подбирает»                     Он срывает сливы с ветки!                  

 Безымянный подбирает,

 А мизинчик в землю косточки сажает. Мизинцем показать как сажают.

Загадки:

Долгоножка
Хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка!
(Вишня)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь, 
Вкусна, как мед. 
(Вишня)

Как кровь, красна.
Как мед, вкусна. 
Как мяч, кругла, 
Мне в рот легла. 

(Вишня)

Грибы

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

 Ла-ла-ла - я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Лу-лу-лу - заведу юлу.

 Ал-ал-ал – темный подвал.

 Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.

 Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.

 Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил - в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

 Олка-олка – у Володи иголка.

 Улка-улка – у Володи булка

Упражнение: «Скажи на оборот»

Сладкий – горький.               Длинный – короткий.

Высокий – низкий.                Прямой – кривой.

Мелкий – крупный.               Узкий – широкий.

Белый – черный.                     Полезный – вредный.

Д.и. «Один – много»

Гриб – грибы – много грибов.

Поляна – поляны – много полян.

Шляпка – шляпки – много шляпок.

Корень – корни – много корней.

Ножка – ножки – много ножек.

Грибница – грибницы – много грибниц.

Мухомор – мухоморы – много мухоморов.

Сыроежка – сыроежки – много сыроежек.

Маслёнок –маслята- много маслят.

Опёнок – опята – много опят.

Боровик – боровики – много боровиков.

Поганка – поганки- много поганок.

Грибник – грибники – много грибников.

Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков.

 Упражнение: «Скажи какой, какая, какое, какие?»

Воздух в лесу (какой?) – лесной.

Закуска из грибов (какая?) – грибная.

Место, где растет много грибов (какоё?) – грибное.

Обитатели леса (какие?) – лесные.

Загадки:

Шапочка да ножка

Вот и весь Ермошка. (Гриб)

Растут на опушке

 рыжие подружки,

Их зовут...(Волнушки)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

 В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Пальчиковые игры: Дети в лес грибной пошли

(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

     

На полянке возле кочки

Мы увидели грибочки:

Две горькушки,

Две серушки,

Две волнушки,

Две свинушки.

А два беленьких грибочка

Мы увидели на кочке.

(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)

     

Откуда хлеб пришёл

Повторение

Ма-ма-ма-дома я сама.

 Ма-ма-ма - буду строить я дома.

 Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

 Ма - ма - ма - я поймал сома.

 Му-му-му-молоко кому?

 Ум-ум-ум - вот аквариум.

 Мо-мо-мо-едим эскимо.

 Ом- ом- ом - мы гулять идем.

 Ом- ом-ом - это снежный ком.

 Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

 Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

 Мы- мы-мы - дождались зимы.

 Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

 Он-он-он – телефон.

 Ан-ан-ан – барабан.

 Ан-ан-ан - мне купили барабан.

 Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

 Ин-ин-ин – магазин.

 Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных)

Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена - … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса  - ...(рисовая).

2. Игра "Цепочка" От куда хлеб пришел?   (Из магазина) В магазин от куда попал?  (Из пекарни) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб) Из чего пекут хлеб? (Из муки) Из чего мука?

(Из зерна) Откуда зерно?  (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб, )

3. «Назови признак» Хлеб какой? -  пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.

4. Игра «Сосчитай» - одно зернышко …,два.., три…, пять зернышек и т.д. (колос, кукуруза,  урожай, стебель, початок)

5. Упражнение «Из чего - какой?» хлеб пекут из пшеницы  - хлеб пшеничный, лепешки из ржи - …(ржаные), печенье из овсяной муки - … (овсяное), масло из кукурузы - …(кукурузное).

6. Игра: «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
7.
Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

Пословицы

Хлеб – всему голова.  

Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь.

 Заучивание стихов о хлебе.

Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!

Загадки:

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

В поле вырос дом, полон дом зерном. (Колос).

Золотая осень

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

 Ла-ла-ла - я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Лу-лу-лу - заведу юлу.

 Ал-ал-ал – темный подвал.

 Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.

 Ал-ал-ал - сказку дедушкачитал.

 Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил - в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

 Олка-олка – у Володи иголка.

 Улка-улка – у Володи булка

Д.и. «Скажите, что шумит?»  (ветер) «Что шуршит?»  (листья) 

«Кто кричит?»  (дети, мальчик)  «Что гудит?» (самолет, автомобиль) 

«Кто разговаривает?»  (люди)  и т.д.

Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада:

в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д.

1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают?

Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…)

Дождь? (идёт, капает, стучит…)  Тучи?  Трава?  Ветер?

2.  Подобрать признак к предмету по теме «Осень»

Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)

Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?

3.  Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?) — приходит, наступает, начинается...

птицы — ...        

тучи — ...        

животные-...        

ветер — ...

дождь — ...        

трава — ...        

деревья — ...        

листья — ...

Пословицы. Поговорки

Осенью серенькое утро, красненький денек.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

В осеннее ненастье семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Загадки

Жаль озябшего бедняжку.          

Всем ветрам и ветеркам        

Он последнюю рубашку          

Раздарил по лоскуткам.          

(Осенний лес)         

Приходит по луже,

Уходит по стуже. 

(Осень)

Тетка Федосья

Красила колосья,

На клене — листья,

На рябине — кисти.

 (Осень)

Целый день он шлепал, шлепал,

Ямы лужами заштопал.

 (Дождь)

Пальчиковая игра:

"Осень".

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Перспективное планирование

на ноябрь 2021

Речевое развитие

(ежедневно вне ООД индивидуально,  с подгруппой или всей группой детей)

Ноябрь

Я и природа -осень

Перелётные птицы

Звуки /р, рь/

 Ра-ра-ра – высокая гора.

 Ра-ра-ра - во дворе гора.

 Ра-ра-ра - в лес идти пора.

 Ра-ра-ра - сад полить пора.

 Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

 Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра - суп варить пора.

Ра-ра-ра - суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.

 Ры-ры-ры - любит Варечка шары.

 Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

 Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

 Ро-ро-ро – новое перо.

 Ар-ар-ар – летит комар.

Игра «Угадай кто улетел?»

 Образование сложных прилагательных утка; острый клюв - … черное крыло…,

красные лапы -        , тонкие лапы -…, длинные лапы - …и т.д.).

Образование приставочных глаголов (например: Птичка с веточки (что сделала?)

слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д.  Приставочные глаголы: прилетела, улетела,

влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.).

Игра «Кто прилетел к кормушке?» Согласовывать числительных с существительными в роде, числе и падеже.

 Подбор слов – антонимов «Скажи наоборот»

Ласточка маленькая – грач … .

У ласточки крылья короткие – у грача … .

У грача клюв длинный -  у ласточки … .

У грача клюв толстый -  у скворца … .

У ласточки хвост длинный -  у скворца … .

У ласточки грудка белая -  у грача … .

Загадки:

«Узнай птицу»

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.  (Ласточка)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (Грач)

На дереве дворец.

Во дворце певец.

А зовут его … (Скворец)

Пальчиковые игры:

Утка крякает: «Кря – кря»,

Гусь гогочет: «Га – га»,

Грач кракает: «Кра – кра»,

А ласточка чифкает: «Чиф – чиф».

Большой палец 2 раза прижать

К указательному

К среднему

К безымянному

К мизинцу.

Дикие животные

Звуки /р, рь/

Ар-ар-ар - улетает синий шар.

Ар-ар-ар - это красный шар.

Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

                Ирка-ирка – у Иры дырка.

 Ря-ря-ря – синие моря.

 Ре-ре-ре – санки на горе.

 Рю-рю-рю – репу я варю.

 Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

 Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.

 Ри-ри-ри – горят фонари.

 Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

Ри-ри-ри - там расселись снегири.

Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.

Игра «Один — много»: белка — белочек. т.д.

2. Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая.) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы...

3. Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? (Лисья.) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца.

4. Образование существительных с помощью суффикса -ищ-: нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы.

5. Подбор слов-антонимов: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы...

6. Игра «Сосчитай».          

7. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

8.  Назовём  детёныша: «У ежа детёныш – ежонок; у  лисы …; у медведя …; у волка …;

 у лося …; у барсука …; у белки …; у зайца …; у рыси …»

9.  «Кто,  где живёт?»  Лиса живёт в норе; ёж живёт в … (норе); медведь в … (берлоге); заяц … (под кустом); волк  в … (логове); белка живёт  в … (дупле).

Считалка

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Загадки

Стройный, быстрый,

 Рога ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это?

(Олень)

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

 А зовут ее...(лисица).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь:

«Мурка, брысь!»

Потому что это...

(рысь).

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живет, орехи грызет.

(Белка)

Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их?

Не перечесть. (Еж)

Поздняя осень.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу - хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

Ги-ги-ги - за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Упражнения:

1) Назовите ласково маленькое деревце: « Дуб – дубочек, клён - …, осина - …, берёза - …, рябина - …, ёлка ».

2) Назовите листочек этого дерева:  «У дуба лист  дубовый, у берёзы - …, у рябины - …,

у осины - …, у клёна - …, у каштана - …, у тополя - …, у ивы - …»

3) Сосчитаем до 5:  «Один клён, два клёна … пять клёнов.  Одна берёза, две … пять…»

4) Игра «Топай – хлопай».   Дерево лиственное – хлопать, хвойное – топать:

 «Берёза, дуб, ёлка, рябина, сосна, клён, тополь, ель».

Пальчиковые игры:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные движения ладонями.

Показать обе ладони.

Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца.)

Резко разжать пальцы обеих рук.

Животные севера

Звуки /к, кь/- /г, гь/

 Ка-ка-ка – бежит река.

 Ко-ко-ко – вижу далеко.

 Ку-ку-ку – кукушка на суку.

 Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

 Ак-ак-ак – у реки рыбак.

 Ак-ак-ак - расцветает мак.

 Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ки-ки-ки - это кубики.

Ки-ки-ки - мы гуляли у реки

Игра: «Один – много – нет» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.

 Игра: «Назови новое слово»

Образование сложных прилагательных.

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...

Игра: «Чей, чья, чьи» Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.

 Шкура медведя. Чья шкура? — ...

Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...

Загадки:

1.«Зверь клыкастый, вместо ног-ласты.

Хвост по земле волочится,

Мороза зверь не боится. (морж)

2. «Стройный, с тонкими ногами

И ветвистыми рогами.

Он на Севере живет,

Вместо сена мох жует. (олень)

Пальчиковая игра:

Кто на Севере живет?

Кто там ест и кто там пьет? 

Звери необычные, к холоду привычные.
 Вот песец из норки смотрит,

Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

(«Замок», меняя положение пальцев) 
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
(Пальчики «шагают»)

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в старшей группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План составлен в...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Перспективное планирование по речевому развитию в младшей и старшей подгруппах разновозрастной дошкольной группы

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: "Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных фор...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по речевому развитию

учить  составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения (использовать карточки Проппа и мнемотаблицы)...

Планирование индивидуальной работы с детьми средней группы.

Планирование индивидуальной работы с детьми средней группы по развивающим областям....