Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
методическая разработка на тему
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravlenie.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду - это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Поэтому я попробовала в работе совместить, казалось бы, несовместимые вещи: индивидуальную работу при условии работы со всей группой детей. Тем самым создаю условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные. Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Особенно сложно бывает спланировать индивидуальную работу в переполненной группе. Каким-то образом нужно дифференцировать содержание индивидуальной работы, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Понимая, что организовав работу по индивидуальным картам – маршрутам, возможно, добиться результата с одним, двумя детьми, а остальные дети в это время находятся в поле зрения воспитателя. Поэтому я поставила перед собой цель: организовать индивидуальную работу в детском саду с учетом дифференциации особенностей ребенка при условии работы со всей группой.
В каждой группе есть дети «всезнайки» или наоборот, скромные, немногословные. На начальном этапе работы создала психологические портреты детей, используя личные наблюдения, беседы с родителями. Таким образом, можно использовать различные подходы к планированию индивидуальной работы: по психологическим характеристикам личности, по типу восприятия, по скорости протекания психологических процессов.
Негласно поделив детей на группы, стала подбирать содержание по уровням сложности. Сложный уровень предполагает (для старшего дошкольного возраста) задания для организации различной детской деятельности с помощью материалов энциклопедии. Для среднего уровня заданий использовала программное содержание, а для легкого уровня – задания на повторение пройденного материала и знакомство с новым с помощью взрослого.
На следующем этапе попыталась внедрять в педагогический процесс работу, основываясь на дифференциации уровней для индивидуальной работы. В совместной деятельности взрослого и ребенка я предлагала занять места таким образом, чтобы дети в группах оказались одинакового уровня. В моей группе дети определяли группы по цвету (красный цвет - сложные задания, зеленый цвет - средние задания, синий цвет - легкие задания), хотя можно использовать разные знаки. Например, в совместной деятельности - рассказ по картине: дети, занявшие места на красных стульях, составляли описательный рассказ, включая интересный факт из энциклопедии (тема недели объявляется родителям заранее). Те дети, которые заняли места на зеленых стульях составляли цепочный описательный рассказ с использованием знаков и мнемо- таблиц. Дети, которым предложили занять синие стулья, повторяли по памяти рассказы других детей и наиболее понравившиеся предложения и рассказы.
Далее в работе предлагала детям самим выбрать уровень сложности заданий. Многие выбирали по личным взаимоотношениям между собой. Используя, такой прием, стала понимать, что медлительные и скромные дети стали более активными, а для «всезнаек» - это служило стимулом, они примеряли на себя роль воспитателя, учителя.
Поняв, что дети и родители начали активно участвовать, попробовала внести изменения в развивающую предметно – пространственную среду группы. В уголках (согласно теме недели) стали появляться знаки, указывающие на уровень сложности задания, игры, спортивного упражнения, сложности прически, приготовления блюда, алгоритмы выполнения поделки, аппликации. В приемной произошла презентация полочки, имеющей три уровня, раскрашенной по цветам, на которой находились задания. По желанию дети сами или при помощи взрослого выбирали себе конвертик, соответствующего цвета. Выполненные задания также помещались обратно на полку для того, чтобы все могли обозреть результаты. Например, тема недели «До свидания, лето»: для сложного уровня - применить в рисунке новый способ рисования губкой, для среднего - рисование с использование кистей разной толщины, палитры и для легкого уровня – раскрасить готовую раскраску. Когда наступала другая неделя и соответственно другая тема недели, содержание менялось. Работы предыдущей недели вкладывались в детское портфолио.
Прием организации индивидуальной работы со всей группой попробовала в проектной деятельности. В группе реализовала проект «Безопасность в природе». Проект по составу участников: детский с участием взрослых. Задания уже не делила по цвету, а предложила детям определиться, кто какую работу будет выполнять, для достижения цели проекта. Например, для презентации «Несъедобные грибы», одни сделали доклад про несъедобный гриб с компьютерной презентацией, другие подобрали загадки, пословицы, поговорки, стихи, а третьи составляли коллаж по данной теме с использованием подготовленных картинок, фото, схем, элементов мнемотаблиц.
На этом этапе работы были заметны изменения, детей выбирающих легкие задания становилось меньше.
Организовать индивидуальную работу в режимные моменты, прогулку и даже в самостоятельной деятельности оказалось возможным.
В группе закрепились определенные традиции: объявление темы недели, наполнение содержанием с использованием различных видов деятельности и пополнение портфолио приготовленными материалами, создание коллажа на данную тему. Коллаж успешно использовала для обобщения темы недели, при этом организация индивидуальной работы продолжалась, когда каждый ребенок рассказывал о своем вкладе в коллаж. Даже дети скромные охотно делились своими находками самостоятельными и совместно с родителями.
В совместной деятельности взрослого и ребенка предлагаю детям быстро и качественно сделавшим работу, выбрать конверт (коробочку, мешочек, сундучок) с игрой по данной теме и отражающей задачи программы. Если ребенок выбрал сложное задание, он обращается за помощью к взрослому или сверстнику, тем самым можно решить задачи ОО «Речевое развитие» «Социально – коммуникативное развитие», если легкое, то задачи ОО « Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Индивидуальные карты- маршруты работы стали более понятными, развернутыми, с конкретными решаемыми задачами. Индивидуальная работа требует подготовки воспитателя, ребенка, родителя, но работая сообща, результат превзошел ожидания.
Индивидуальная работа проходила в течение всего дня, но она не была заметна, потому что работала вся группа и эта форма не была похожа на традиционную индивидуальную работу. Строя работу, таким образом, у меня получилось учесть индивидуальные особенности детей, а дети научились реально оценивать свои возможности. Тем самым получилось создать условия для реализации принципов ФГОС.
Родители стали активнее участвовать в делах группы, помогая ребенку добывать информацию, перерабатывать ее и помогали транслировать ее в группе.
В течение года, данный прием применяла в своей группе. Хотелось бы отметить дети стали более раскрепощенные, активные, любознательные, охотно идут на контакт со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия. Дети имеют высокий уровень развития интегративных качеств личности.
Если проанализировать по условиям, которые предъявляет ФГОС, то индивидуальная работа в детском саду в рамках реализации ООП ДО занимает значительное место и способствует выполнению следующих условий:
психолого-педагогические условия - учет индивидуальных особенностей ребенка по разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу восприятия информации. Взаимодействие с педагогом - психологом ДОУ.
кадровые условия - воспитатель, но взаимодействие с узкими специалистами даст еще более высокие результаты.
материально – технические условия - достаточно оснащения группы и помощи родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической литературы и наглядных пособий.
требования к развивающей предметно- пространственной среде -при пополнении РППС необходимым материалом для организации индивидуальной работы со всей группой необходимо учитывать принципы построения среды: безопасность, вариативность, трансформируемость, информативность, полифункциональность, принцип педагогической функциональности.
Сильной стороной организации индивидуальной работы со всей группой детей в ДОУ, считаю возможность реализации ФГОС, повышение качества освоения программы дошкольниками и развития интегративных качеств, учет индивидуальных особенностей ребенка- дошкольника, создание положительного имиджа группы, ДОУ для всех участников процесса, повышение уровня активности родителей.
Слабой стороной данного приема в своем детском саду считаю, что не выполнение частично кадровых условий (отсутствие психолога) и материально - технических условий (методическое сопровождение материалом для наполнения содержания).
Данный опыт транслировала в ДОУ, на родительском собрании, и планирую транслировать на методическом объединении «Платошинский куст», на сайте социальной сети работников образования, где имею свой мини – сайт, на сайте «Дошколенок», чьим постоянным пользователем я являюсь и выкладываю публикации.
По результатам транслирования получила благодарственное письмо от родительской общественности и отзыв методиста МДОУ «Курашимский детский сад» на проект «Безопасность в природе», в котором показаны приемы индивидуальной работы при работе со всей группой.
Предложила в методический кабинет МДОУ «Курашимский детский сад» методические рекомендации для организации индивидуальной работы со всей группой по теме «Урожай»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...
Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...
Консультация для воспитателей Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.
Использование лэпбуков способствует:· организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;·...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Джумабекова Гульмира Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Опыт работы...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Воспитатель дошкольной группы 5-6 летФазилова И.ВМДОУ «Д...
Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)
Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...
Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы воспитателями по закреплению и автоматизации поставленных звуков.
Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправ...